В статье рассматривается роль дополнительного образования в развитии подрастающего поколения. Автор подчеркивает важность доступного дополнительного образования как инструмента всестороннего развития личности — от социальных навыков до академических достижений. Автор выделяет ключевые преимущества такого образования, включая расширение кругозора, формирование критического мышления и подготовку к будущей профессии. Приходит к выводу, что инвестиции в дополнительное образование — это инвестиции в успешное будущее ребенка в современном непростом мире, требующем гибкости, адаптивности и непрерывного обучения.
Ключевые слова: развитие ребенка, доступное, дополнительное образование, творческие кружки, спортивные секции, гармоничное развитие, кругозор.
The article examines the role of additional education in the development of a modern child. The author emphasizes the importance of accessible additional education as a tool for comprehensive personal development, from social skills to academic achievements. The article highlights the key benefits of such education, including broadening one's horizons, developing critical thinking and preparing for a future profession. The conclusion is that investing in additional education is an investment in a child’s successful future in a world that requires flexibility, adaptability and lifelong learning.
Keywords: child development, personal qualities, accessible additional education, self-realization, creative clubs, sports sections, communication skills, critical thinking, harmonious development, outlook, social skills, child development, future profession, motivation to study, socio-pedagogical role, academic results, emotional intelligence, comprehensive development.
Введение
30 декабря 2020 года Главой Государства был подписан Закон, согласно которому внедрён механизм подушевого нормативного финансирования спортивных секций и творческих кружков в рамках государственного заказа. Министерством культуры и спорта приняты 8 нормативно-правовых актов, регламентирующих эти нововведения. [https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100022643/links]
С 1 мая 2021 года благодаря данной программе подушевого финансирования тысячи казахстанских детей получили возможность бесплатно посещать спортивные секции и творческие кружки. Это доступное дополнительное образование, доступное для всех детей Казахстана в возрасте от 4 до 18 лет. При правильной организации воспитания и образования ребенка 4–18 лет можно получить практически безграничный потенциал роста энергии и творческого начала подрастающей личности. Нельзя забывать о рисках и уязвимости детей и подростков до 18 лет, как мальчиков, так и девочек. Посещение спортивных и творческих кружков — один из активно работающих факторов борьбы со многими негативными явлениями. Проблема детских суицидов, плохие компании, пассивный образ жизни, курение, подростковая преступность, социальные сети и многое другое. Это все то, что способно разрушить целую нацию. Сегодняшние дети — это страна ЗАВТРА.
Основная часть.
В современном мире, где образование становится ключевым фактором успеха, необходимость расширения границ знаний и навыков ребенка выходит на передний план. Основное школьное образование является фундаментом, но чтобы обеспечить ребенку всеобъемлющее развитие, важно уделить внимание и дополнительным образовательным программам. Эти программы не просто дополняют школьное обучение, но и играют критически важную социально-педагогическую роль в жизни ребенка. В статье мы рассмотрим, почему дополнительное образование столь важно и какие преимущества оно может предоставить нашим детям.
Одной из самых больших проблем современного общества является проблема с насилием, где мы имеем печальную картину. В СМИ на эту тему идут постоянные дискуссии, идут поиски решений. Безусловно, те меры, что уже предприняты — ужесточение законодательных норм, создание кризисных центров, работа психологов в школах, активизация работы правоохранительных органов и социальных служб — очень важны. Но если смотреть глобально, уровень насилия в обществе определяется уровнем сознательности самого общества. Откуда берутся взрослые, которые избивают женщин и детей, подвергают их унижениям, идут на преступления — нарушая права других людей, а самое главное — детей? Откуда берутся дети, которые подвергают друг друга травле, физическому насилию, вплоть до убийств? Когда таких преступлений становится много, это означает одно, в обществе выросло много людей, способных на насилие. И такая ситуация недопустима. Отсутствие системы полноценного воспитания детей, отсутствие возможности раскрытия их способностей, развития талантов индивидуально каждого ребенка, порождает общество низкого уровня, склонное к нарушению законов и ущемлению прав других людей, склонное к насилию.
Поэтому, когда мы говорим о борьбе с насилием, мы должны осознавать причины — почему его становится больше в нашем обществе. Безусловно, важна работа полиции, прокуратуры, судов, психологов, но это работа со следствием. И завтра просто не хватит полицейских и психологов, чтобы защищать даже детей. А нужно искоренять причины! Об этом неоднократно говорил глава государства в части развития человеческого капитала. Необходимо менять общество, изменить государственную политику в отношении воспитания детей. Нам нужно изменить систему, условия, в которых растут наши дети, обеспечить их занятость, направленную на развитие, не оставлять детям времени на разрушающие личность занятия и общение как в виртуальной реальности, так и в повседневной жизни. Когда дети ничем не заняты, предоставлены сами себе, они легко приобщаются к наркотикам, алкоголю, подвергаются деструктивным идеям в интернете. Нужно создавать все возможности для детей стать теми, кем они хотят стать во взрослой жизни. И когда они вырастут, они и создадут общество, в котором насилие будет недопустимо.
Внедрение и реализации программы подушевого финансирования творческих кружков и спортивных секций в Казахстане пользуется огромным спросом у детей и родителей. В данной программе государством предусмотрены самые главные аспекты, а именно:
— государство полностью оплачивает спортивную секцию или творческий кружок, снижая финансовую нагрузку семье;
— шаговая доступность, государство делегировало малому бизнесу, а именно частным образовательным центрам, студиям, клубам, субсидируя полностью обучение детей в них за счет государства. Тем самым каждый родитель вправе выбрать секцию или кружок рядом с домом, что заметно облегчает и упрощает процесс обучения.
По данным Министерства культуры и спорта, в стране по данной программе занимается около 500 тысяч детей в возрасте от 4–18 лет. Ссылаясь на общую статистику [https://bala.stat.gov.kz/chislennost-detej-po-polu-i-vozrastu/], в стране проживает более 5 млн детей этого возраста. На сегодняшний день программой задействовано 10 % детей страны.
Из послания Главы государства:
«Особенно необходимо создать условия для занятий спортом детей. Все это позволит улучшить здоровье населения. Я поднимал этот вопрос в своем Послании. Государство уделяет большое внимание укреплению спортивной инфраструктуры». Касым-Жомарт Токаев [https://www.zakon.kz/amp/ekonomika-biznes/6388508-prezident-prizval-predprinimateley-razvivat-massovyy-sport.html]
На сегодняшний день только в столице активно работают более 500 творческих и спортивных организаций по государственному социальному заказу, охватывая 52 тыс. детей столицы по программе подушевого финансирования творческих кружков и спортивных секций. Отметим, что микро и малый бизнес сегодня вполне способен охватить достаточное количество детей, а именно более 300 тыс. детей столицы в возрасте 4–18 лет. Но существует проблема со сложной инфраструктурой: бассейны, футбольные поля, ледовые площадки, теннисные корты, что в нынешнее время не посильно малому бизнесу. Данную нишу необходимо осваивать среднему и крупному бизнесу, тем более что Глава государства обещал представить таких представителей бизнеса к государственным наградам!
Дополнительное образование играет значимую роль в жизни ребенка, формируя его социальные, культурные и психологические аспекты. Эта сфера образования обогащает жизнь ребенка, дополняя школьную программу и активизируя потенциал личности. Дополнительное образование предоставляет ребенку возможность развивать его социальные навыки, общаться с разными людьми в неформальной обстановке. Здесь ребенок учится работать в команде, договариваться, находить общий язык с разными людьми, что способствует формированию его общественно-коммуникационных компетенций.
Через дополнительное образование ребенок может погрузиться в различные сферы знаний и деятельности — от искусства и музыки до спорта и науки. Это расширяет его кругозор, формирует личность гармонично развитого человека. В процессе занятий ребенок учится ответственности, самодисциплине, настойчивости и целеустремленности. Эти качества необходимы для успешной жизни в будущем.
Дополнительное образование дает ребенку возможность найти то, что ему по-настоящему интересно, и реализовать свои таланты и способности. Это важно для формирования его высокой самооценки и уверенности в себе. Через дополнительные занятия ребенок находит новых друзей и знакомых, что способствует расширению его социального круга и созданию долгосрочных связей.
Дополнительное образование позволяет ребенку погрузиться в интересующую его сферу глубже, чем это возможно в рамках стандартной школьной программы. Оно помогает детям адаптироваться и к социальной среде, обучая их преодолевать различные жизненные ситуации.
Многие программы дополнительного образования направлены на развитие аналитических способностей и критического мышления у детей. Дополнительное образование может служить поддержкой школьной программы, помогая ребенку улучшить его успеваемость и понимание сложных тем. Через интерактивные занятия и групповые проекты дети учатся управлять своими чувствами и эмоциями, а также понимать чувства других. Так развивается эмоциональный интеллект.
Подготовка к будущей профессии. Многие дополнительные программы предоставляют возможность ребенку познакомиться с различными профессиями, что может помочь в выборе будущей карьеры. Дополнительное образование возбуждает интерес ребенка к учебе, показывает, как интересно и увлекательно может быть обучение.
Дополнительное образование может включать в себя физические занятия или занятия искусством, которые способствуют формированию здорового и активного образа жизни. Общение с педагогами и сверстниками на занятиях помогает детям развивать коммуникативные навыки, стать более открытыми и коммуникабельными. Наконец, занятия в дополнительных образовательных учреждениях обеспечивают ребенку безопасное и полезное проведение свободного времени.
Заключение
В эпоху быстрого развития информационных технологий и постоянного изменения социокультурной среды, дополнительное образование становится не просто желательным, но и необходимым аспектом развития каждого ребенка. Оно дарит детям шанс стать гибкими, адаптивными и готовыми к вызовам будущего. Помимо академических преимуществ, дополнительное образование формирует у детей крепкий социальный фундамент, учит их самостоятельности, критическому мышлению и, что немаловажно, позволяет находить радость и удовлетворение в процессе обучения. Предоставляя нашим детям возможности дополнительного образования, мы вкладываемся в благополучное будущее, создавая основу для их успешной, гармоничной и самодостаточной жизни.
Мировой опыт свидетельствует, что от того, сколько государство тратит на образование детей (а это, в мировом понимании, не только академические знания, но искусство и спорт), зависят не только его высокие экономические показатели, но и снижение уровня преступности в стране, включая подростковую, уменьшение показателей суицидов и других негативных факторов. Вот почему такая большая надежда возлагается сейчас на успешную реализацию подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказов, что позволит детям заниматься любимыми видами спорта и искусства, развивать свои способности и таланты, а стране — воспитывать достойных граждан и получать качественный человеческий капитал.
Литература:
- Пуансе К. Ребенок и педагогика сотрудничества / К. Пуансе. — СПб.: Дидактика Плюс, 1997. — С. 45–46.
- Erikson E. H. Identity, Youth, and Crisis / E. H. Erikson. — New York: Norton & Company, 1968. — pp. 87–89.
- Чудновский В. Э. Психология человека: Жизненный путь и актуальные проблемы развития личности / В. Э. Чудновский. — М.: Институт психологии РАН, 2001. — С. 246–249.