Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии «мэджик бокс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Недоступова, Е. С. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии «мэджик бокс» / Е. С. Недоступова, Р. И. Часовских, А. А. Черных, А. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112592/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассказывают об экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : мэджикс-бокс, игры по финансовой грамотности .

Экономическое просвещение в дошкольном возрасте — это новое направление в дошкольной педагогике. Дети включаются рано в финансовую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, первичными финансовыми знаниями на начальном этапе. Грамотное отношение к собственным финансам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция [1, 272].

Раннее разумное финансовое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами? А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

В своей работе педагоги используют современные игровые образовательные технологии, одной из которых является — Мэджик-бокс.

Мэджик-бокс — это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему (у нас это финансовая грамотность). Все материалы из мэджик-бокса расположены в различных окошках, кармашках, в них находятся игры и задания. Использовать мэджик-бокс можно, как для подгрупповой работы, так и для индивидуальной. [2, 90].

Дидактическое наполнение мэджик-бокса:

1. Д\и «Чей труд важнее».

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов.

Правила: ребенку дается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного.

Вариант 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Вариант 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию.

2. Экономические загадки

Цель: развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.

Правила: педагог читает загадку, ребенку предлагается отгадать её.

3. Мини-книжка «История возникновения денег»

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважительное отношение к деньгам, познакомить детей необычными, странными деньгами из прошлого и настоящего времени (от камушков и ракушек до современных монет и банкнот).

Правила: предлагается рассказать об истории возникновения денег, что раньше использовали вместо денег.

4. Д/и «Что дороже?»

Цель: учить детей использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров.

Правила: предлагается детям по две карточки. Задача ребенка определить, что дороже, а что дешевле. Сравниваем стоимость разного количества одних и тех же товаров.

5. Папка-кармашек «Деньги России»

Цель: познакомить с купюрами и монетами нашей страны.

Правила: ребенку предлагается рассмотреть банкноты и монеты России, закрепить их название.

6. Вертушка «Какие доходы у семьи»

Цель: познакомить детей с понятиями «доходы»

Правила: ребенку нужно прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением доходов, воспитатель объясняет, из чего складывается доход семьи. Затем дети сами могут рассказать о доходах семьи.

7. Вертушка «Какие расходы у семьи»

Цель: познакомить детей с понятием «расходы»

Правила: ребенку нужно прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением расходов, воспитатель объясняет, из чего складывается расход семьи. Затем дети сами могут рассказать о расходах семьи.

8. Кармашек «Раскраски»

Цель: развивать мелкую моторику, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

9. Лото «Семейный бюджет»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия, различные виды социальных выплат; дать представления детям о том, какие виды семейных расходов есть в каждой семье; формировать основы экономической культуры дошкольников.

Правила: ребенок должен определить на игровых полях обязательные, запланированные и незапланированные расходы семьи.

10. Вертушка «Что раньше использовали вместо денег»

Цель: дать детям представление о понятии «заменители» денег.

Правила: ребенку предлагается прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением предметов, которые раньше использовали вместо денег, необходимо объяснить, что изображено на картинке.

11. Вертушка-пазл

Цель: развивать мелкую моторику, наблюдательность, образное и логическое мышление.

Правила: игра представляет собой поле, на котором нужные нам изображения расположены на трех окружностях, их нужно вращать в разных направлениях, чтобы получилась единая картинка.

12. Теневое лото «Финансы»

Цель: развивать внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учит находить предметы по тени и сопоставлять их.

Правила: игра состоит из игровых полей с теневыми силуэтами, и карточек с цветными картинками, выступающими в игре в качестве фишек, которые относятся к миру финансов.

В ходе игры воспитатель раздает участникам игровые поля с теневыми силуэтами, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Дошкольники определяют принадлежность предмета.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в процессе которой дошкольник может сам собирать информацию, выбирать задания, которые ему под силу. [3, 27].

Применение данного пособия повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Результативность использования мэджик-боксов состоит в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Игровая технология «Мэджик-бокс» в комплексной работе с другими видами образовательной деятельности является успешным шагом на пути реализации ФОП ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Литература:

  1. Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2021, 272 с.
  2. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет». Нефтеюганск, 2019. 90 с.
  3. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2023. № 1(21). С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, правило, финансовая грамотность, верхний круг, игра, картинка, воспитание детей, логическое мышление, мелкая моторика.


Ключевые слова

мэджикс-бокс, игры по финансовой грамотности

Похожие статьи

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников

Авторы статью раскрывают актуальность воспитания финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества. Предлагают для этого использовать широкий диапазон настольных печатных игр с экономическим содержанием.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки

В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности

Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...

Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий

В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»

В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».

Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком

В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...

Похожие статьи

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников

Авторы статью раскрывают актуальность воспитания финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества. Предлагают для этого использовать широкий диапазон настольных печатных игр с экономическим содержанием.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки

В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности

Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...

Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий

В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»

В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».

Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком

В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...

Задать вопрос