В статье авторы рассказывают об экономическом воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : мэджикс-бокс, игры по финансовой грамотности .
Экономическое просвещение в дошкольном возрасте — это новое направление в дошкольной педагогике. Дети включаются рано в финансовую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, первичными финансовыми знаниями на начальном этапе. Грамотное отношение к собственным финансам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция [1, 272].
Раннее разумное финансовое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами? А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
В своей работе педагоги используют современные игровые образовательные технологии, одной из которых является — Мэджик-бокс.
Мэджик-бокс — это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему (у нас это финансовая грамотность). Все материалы из мэджик-бокса расположены в различных окошках, кармашках, в них находятся игры и задания. Использовать мэджик-бокс можно, как для подгрупповой работы, так и для индивидуальной. [2, 90].
Дидактическое наполнение мэджик-бокса:
1. Д\и «Чей труд важнее».
Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов.
Правила: ребенку дается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного.
Вариант 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).
Вариант 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию.
2. Экономические загадки
Цель: развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.
Правила: педагог читает загадку, ребенку предлагается отгадать её.
3. Мини-книжка «История возникновения денег»
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважительное отношение к деньгам, познакомить детей необычными, странными деньгами из прошлого и настоящего времени (от камушков и ракушек до современных монет и банкнот).
Правила: предлагается рассказать об истории возникновения денег, что раньше использовали вместо денег.
4. Д/и «Что дороже?»
Цель: учить детей использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров.
Правила: предлагается детям по две карточки. Задача ребенка определить, что дороже, а что дешевле. Сравниваем стоимость разного количества одних и тех же товаров.
5. Папка-кармашек «Деньги России»
Цель: познакомить с купюрами и монетами нашей страны.
Правила: ребенку предлагается рассмотреть банкноты и монеты России, закрепить их название.
6. Вертушка «Какие доходы у семьи»
Цель: познакомить детей с понятиями «доходы»
Правила: ребенку нужно прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением доходов, воспитатель объясняет, из чего складывается доход семьи. Затем дети сами могут рассказать о доходах семьи.
7. Вертушка «Какие расходы у семьи»
Цель: познакомить детей с понятием «расходы»
Правила: ребенку нужно прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением расходов, воспитатель объясняет, из чего складывается расход семьи. Затем дети сами могут рассказать о расходах семьи.
8. Кармашек «Раскраски»
Цель: развивать мелкую моторику, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
9. Лото «Семейный бюджет»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия, различные виды социальных выплат; дать представления детям о том, какие виды семейных расходов есть в каждой семье; формировать основы экономической культуры дошкольников.
Правила: ребенок должен определить на игровых полях обязательные, запланированные и незапланированные расходы семьи.
10. Вертушка «Что раньше использовали вместо денег»
Цель: дать детям представление о понятии «заменители» денег.
Правила: ребенку предлагается прокрутить верхний круг, на нижнем появляются картинки с изображением предметов, которые раньше использовали вместо денег, необходимо объяснить, что изображено на картинке.
11. Вертушка-пазл
Цель: развивать мелкую моторику, наблюдательность, образное и логическое мышление.
Правила: игра представляет собой поле, на котором нужные нам изображения расположены на трех окружностях, их нужно вращать в разных направлениях, чтобы получилась единая картинка.
12. Теневое лото «Финансы»
Цель: развивать внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учит находить предметы по тени и сопоставлять их.
Правила: игра состоит из игровых полей с теневыми силуэтами, и карточек с цветными картинками, выступающими в игре в качестве фишек, которые относятся к миру финансов.
В ходе игры воспитатель раздает участникам игровые поля с теневыми силуэтами, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Дошкольники определяют принадлежность предмета.
Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в процессе которой дошкольник может сам собирать информацию, выбирать задания, которые ему под силу. [3, 27].
Применение данного пособия повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Результативность использования мэджик-боксов состоит в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Игровая технология «Мэджик-бокс» в комплексной работе с другими видами образовательной деятельности является успешным шагом на пути реализации ФОП ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Литература:
- Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2021, 272 с.
- Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет». Нефтеюганск, 2019. 90 с.
- Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2023. № 1(21). С. 25–31.