Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Веснина, Е. Н. Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112446/ (дата обращения: 16.12.2024).



В рамках реализации ФГОС ДО как уровня повышения качества дошкольного образования большое внимание уделяется познавательному развитию детей.

Одна из важнейших задач оздоровительной работы нашего учреждения — это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Чтобы ребенок вырос активным гражданином страны, необходимо его всестороннее познавательное развитие. Сейчас дети испытывают дефицит общения со взрослыми, поэтому надо уделять как можно больше внимания беседам и разговорам с детьми. Во время этих бесед педагог не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у них положительное, эмоциональное отношение к теме беседы.

На занятиях по дополнительному образованию экологического направления большое внимание уделяется познавательному развитию. Речь идет об одном направлении — экскурсии и прогулки.

Экскурсия — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, познавательному развитию, важный вид накопления представлений и впечатлений о мире. Это одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводя экскурсию в природу, педагог удовлетворяет детское любопытство, отвечает на вопрос: «А что там, за поворотом?». Экскурсия ставит конкретную цель маршрута, а педагог находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Так, например, чтобы понаблюдать за птицами на деревьях, каждый ребенок выбирает и наблюдает за тем, что больше всего привлекло его внимание. В сознании ребенка идет интенсивный процесс накапливания знаний и представлений об окружающем мире. Дети видят величие, силу и красоту природы, ее разнообразие.

Вот на эту тему «Разнообразие природы» педагог проводит ряд мероприятий: дидактические игры, рисование, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, прогулки. Проводя экскурсию к речке, выясняются вопросы: где берет свое начало речка и куда она течет? После небольшого рассказа во время экскурсии, дети самостоятельно рассматривают понравившееся места. Ребенок осматривается на месте, определяется в своих интересах и по возможности изучает привлекающее внимание предметы. Именно в это время происходит активизация познавательных процессов ребенка.

Наблюдая за обучающимися детского объединения «Родничок», педагог отмечает, какие объекты, моменты заинтересовали их особенно, объясняет и отвечает на индивидуальные вопросы детей, задающих вопросы по собственной инициативе.

Спустя некоторое время, по возвращению в детский сад, с ребятами можно поговорить об увиденном. Беседовать могут воспитатель, родители, которые не были на экскурсии. Иначе теряется смысл разговора, падает речевая активность, пропадает желание общаться. Беседа будет живой и эмоциональной в том случае, если она проводится именно с теми детьми, которые сами все видели и изъявили желание общаться со взрослыми.

Эти экскурсии и прогулки позволяют детям наблюдать явления и объекты в естественной обстановке.

В нашем селе есть прекрасный парк культуры и отдыха. Вот туда мы и совершаем прогулки, но не только для того, чтобы проникнуть в тайны живой природы, в жизнь ее обитателей, полюбоваться красотой. Приходя в парк, дети обязательно здороваются: «Здравствуй, милый сердцу уголок!», а уходя, говорят: «Спасибо! До свидания!» Правило главное, которые дети усваивают из этих прогулок — «природа любит тишину!» Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, ломать деревья, уничтожать насекомых и т. д. В основе этих запретов лежит понимание того, что все обитатели парка — растения, животные, как и люди, растут, дышат, питаются. И в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.

Часто на такие прогулки приходят родители. Стало правилом, осенью вместе с родителями делать кормушки для птиц, а зимой их развешивать и подсыпать туда корм, обязательно во время прогулок дети подкармливают уточек, которые живут в Северском Донце.

В общении с природой дети узнают многое о смене времени года, характерном для нашего региона растительном и животном мире, взаимоотношениях человека и природы. Работа организована по природным циклам: «Приметы весны», «Весна — красна!», «Три весенних братца» и т. д. Каждая прогулка обеспечивает познавательное развитие ребенка и пополняет его знания об окружающем мире. Так на прогулке «Приметы весны» обучающиеся вспоминают первые признаки весенней погоды, народные пословицы и поговорки о весне. Сравнивается и сопоставляется то, о чем говорится в народных приметах с тем, что есть в действительности и делаются выводы.

Прогулки в лес — это рассматривание и наблюдение за деревьями, грибами, цветами, травами.

Обучающиеся детского объединения «Родничок» в лесу встречают рябину, березу, каштан, тополь, липу. А из хвойных деревьев — ель, сосну, тую, пихту. Дотрагиваются до стволов и веточек руками, обхватывают деревья, сравнивают цвет и форму листьев, пробуют на ощупь листья и плоды. Проводится беседа о том, какая растительность встречается в парке, почему одни деревья лиственные, а другие хвойные. Опавшие листья и плоды дети собирают для поделок.

Заметили в траве подорожник, обучающиеся радостно восклицают; «Это лекарственная трава! Он может остановить кровь». Также увидели крапиву, зверобой, ландыш. Собираем гербарий.

Часто наблюдаем за птицами. Ребята видят, как ведут себя воробьи, вороны, синички, голуби. Даже можно увидеть и услышать дятла. Прогулка сопровождается чтением стихотворений, загадками, слушанием музыкальных произведений, подвижными играми. На последующих этапах смены времени года внимание детей снова привлекается к жизни леса, животного и растительного мира. Так происходит последовательное усвоение понятий «сезонное изменение в природе», «животный и растительный мир нашего края», создается яркий образ родного уголка природы.

Познавательному развитию детей способствует их работа в качестве «знатоков». Перед прогулкой в парк мы обычно договариваемся, кто из ребят будет «знатоком деревьев», листьев, птиц, погоды и т. п. «Знаток» в ходе прогулки внимательно наблюдает за своим объектом, слушает рассказ педагога, а затем делится своими наблюдениями. Родители могут ему помогать подобрать стихи, загадки, интересные факты, чтобы ребенок смог блеснуть своими знаниями. Так осуществляется взаимодействие педагога дополнительного образования с детским садом и семьей. Итоговой работы «знатоков» может стать выставка рисунков, поделок из природного материала. Обучающиеся детского объединения делятся новыми знаниями и впечатлениями, полученными на прогулке.

В ознакомлении детей с миром природы огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с природой, хорошо знают растения и животных нашего района. Умение вырастить на земельном участке овощи, плоды и ягоды, позволяет увидеть результат своей деятельности и вселяет в них чувство гордости и победы. Они ежегодно видят, как родители сажают овощи, осенью собирают урожай. Но ни разу не задумались, как растут овощи, какие условия необходимы для их роста? В этом случае познавательное развитие реализуется в проектной деятельности.

Таким образом, важным показателем познавательного развития обучающихся прогулок и экскурсий является проявление любознательности: ребенок задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы, поступкам людей, экспериментирует.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. ЦГК Москва, 2004
  2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021
  3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Мозаика-Синтез, Москва,2009
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, прогулка, детское объединение, окружающий мир, познавательное развитие, экскурсия, детский сад, дополнительное образование, познавательное развитие детей, растительный мир.


Похожие статьи

Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на физкультурных занятиях в ДОУ

Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии

Организация индивидуального подхода к дошкольнику в процессе деятельности по развитию математических способностей

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Похожие статьи

Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на физкультурных занятиях в ДОУ

Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии

Организация индивидуального подхода к дошкольнику в процессе деятельности по развитию математических способностей

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Задать вопрос