Ознакомление с природой
Автор: Беседина Александра Федоровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2443 раза
Библиографическое описание:
Беседина, А. Ф. Ознакомление с природой / А. Ф. Беседина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2630/ (дата обращения: 16.12.2024).
Нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из–за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот – вот исчезнут.
Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года, все меньше бабочек, стрекоз, цветов, но больше мусора, кострищ, поломанных деревьев [1, с. 5].
Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете, а экологическое образование детей способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к природе, это огромный потенциал их всестороннего развития. По мнению В. А. Сухомлинского: «у ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувства теплого человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [8, с. 17].
Воспитателю же следует помнить, что очень многое зависит от того, как он сам относится к тому, о чем сообщает детям. К. Д. Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности» [10, с.28]. А при ознакомлении детей с окружающей их природой это имеет решающее значение.
Наше дошкольное образовательное учреждение находиться недалеко от естественного уголка леса, растительный мир которого весьма разнообразен, как и на территории детского сада. Многие деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем разнообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, в том числе к сезонным изменениям и человеческого влияния на природу [2, с.31]. Такое окружение способствует глубокому усвоению знаний о природе.
В связи с этим мы поставили перед собой задачи развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Поддерживать проявления избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, лес), о многообразии существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, городе), о взаимосвязи человека и природы. Поощрять самостоятельный опыт практической деятельности детей по уходу за растениями участка детского сада и уголка природы группы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
Обращая внимание детей на происходящее в природе, воспитатели постепенно подводят их к пониманию различных взаимосвязей, существующих между животным и растительным миром.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой: это фитоуголок, где совместно с детьми посажены растения с различными запахами (мелисса, мята, лаванда, базилик, шалфей и др.), дети приходят к нему и, бережно трогая эти растения, вдыхают понравившийся аромат. Это и растения, растущие на огороде детского сада которые дети высаживают совместно с взрослыми и ухаживают за ними с большим удовольствием, наблюдают за ростом и развитием, а затем относят их на кухню, чтобы повара использовали для приготовления обеда.
Педагогический коллектив учреждения широко использует экологические тропы на территории детского сада и в естественной природной зоне.
Здесь вместе с воспитателями дети разрабатывают карты- схемы, рисуют плакаты об охране природы, моделируют объекты природы, готовят литературно- музыкальные композиции и выступают с ними перед детьми, родителями и гостями детского сада. Это очень увлекает детей и решает многие задачи экологического воспитания.
Система нашей работы предполагает комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторить изучаемый материал, обеспечивая этим более прочное его усвоение.
Большое внимание уделяется природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире. Говоря о воздухе, изучаем летающих живых существ, распространение семян и многое другое, что связано с этим явлением природы [6, с.39]. Регулярно обращаем внимание детей на:
правила поведения в природе;
растения и животных (какие они, что где растет, кто где живет);
дикие и культурные растения;
времена года;
поверхность нашей земли;
нужно ли уничтожать ядовитые грибы;
почему они исчезают;
где живут комнатные растения в природе;
пищевые цепочки природы
большие деревья и маленьких жуков;
веселых птиц и мрачных пауков;
чудесные цветы и пестрых бабочек;
мохнатых шмелей и ковер из цветов;
самую обычную траву под ногами.
Беседы проводятся в доступной форме, сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями, демонстрацией разнообразного наглядного материала (иллюстраций, картин, моделей, схем, предметов и тому подобное). Это делает общение более эмоциональным, живым, помогает концентрировать внимание детей, вызывает у них интерес. По ходу беседы отдельные ситуации усложняем и драматизируем, чтобы нагляднее обозначить проблему и показать ее решение.
Помимо того что беседы расширяют познание об окружающем мире и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения с взрослыми и сверстниками, умение вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому во всех наших видах деятельности с детьми используются различные игры, в том числе и экологического содержания, например: «Путаница», «Чьи это ноги», «Кто где живет», «Магазин цветов», «В лесу, на лугу, в поле», и др.
Игры- путешествия - есть прекрасное средство развития воображения у ребёнка. Их можно бесконечно возобновлять, видоизменять в зависимости от времени года, настроения детей. Мы с детьми путешествуем везде: в помещении и на улице. Темы путешествий определяем знаниями детей и уровнем развития их воображения. Содержание игры усложняем постепенно, обогащая его новыми событиями, персонажами [4,с.26]. В процессе игры используем разнообразные наглядные пособия, музыкальное сопровождение.
В настоящее время парадигма экологического подхода к человеку исходит из того, что, являясь частью природы, человек может жить лишь в достаточно определенной и весьма ограниченной природной среде.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, либо предлагаем спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям. В результате родители и дети обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе, ведь семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребёнку экологический опыт, но только в сочетании друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.
Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и пробуждает в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Мы учим детей осторожно и внимательно относиться: к животным, земноводным, пресмыкающимся (ужи, ящерицы, черепахи) и не бояться их. Они безопасны и сами никогда не нападут на человека. Дошкольники знают, что надо охранять тишину леса, беречь деревья, не вбивать в стволы гвозди. Раненое дерево очень быстро погибает. Нельзя разжигать костров, не сжигать сухую траву, так как убивается все живое и часто приводит к пожарам.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Особый интерес у наших детей вызывают птицы, прилетающие на участок детского сада. С целью привлечения птиц весной с детьми развешиваем скворечники и синичники. Надолго остаётся в памяти детей «День птиц», который организуется в старших группах для закрепления и уточнения полученных знаний. Этот праздник проводится в начале марта. Дети читают стихи, поют песни, загадывают загадки о птицах, развешивают домики для них. Осенью для птиц устраиваем кормушки в спокойном месте участка и дети ежедневно подкармливают и наблюдают за тем, какие птицы прилетают, как по разному клюют корм. Учим детей особенно заботиться о птицах в зимнее время. Дети должны знать, что когда птицы накормлены, никакой мороз не страшен. Весной и летом заботимся о том, чтобы в жаркие дни на участке стояли поилки с водой. В детском саду дошколятам объясняем, что птенцов, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить почти невозможно.
Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми.
Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально- чувственную сферу, получать научные знания.
Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное - искать правильное решение.
Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали исследовательский центр «Почемучка». Используя разную литературу, подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений.
Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за тем, что происходит с объектом, объяснять происходящее, делать выводы.
Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на свои многочисленные «почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения.
Поддерживая жизнь растений, учатся сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперь стараются не срывать цветы с газонов и клумб. Дети знают и понимают, что нельзя собирать большие охапки цветов, так как они скоро завянут. А с каким сожалением замечают дети увядшие листья, стебли и пытаются вернуть растения к жизни!
Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы.
А для родителей наших воспитанников проводятся открытые занятия, где дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными при уходе за комнатными растениями.
Большую помощь детскому саду в воспитании у ребят любви и бережного отношения к окружающей природе оказывают родители. Для того чтобы эта работа проходила более успешно, мы знакомим родителей с определёнными правилами поведения в природе во время прогулок в лес, на водоём, на луг, которые предлагаем на родительском собрании, при проведении консультаций, бесед, помещаем на стендах для родителей
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека нашей планеты. Экологическое воспитание детей - это огромный потенциал их всестороннего развития [7, с.41]. Поэтому мы успешно интегрируем, практически со всеми образовательными областями. Это обеспечивает способность расширения представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт во время наблюдения объектов природы. Для этого в педагогическом процессе используются следующие темы: «Круглый год», «Там на неведомых дорожках», Кладовая природы» и многое другое. Мы считаем, что продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него умение устанавливать взаимосвязи, сравнивать, анализировать и обобщат. Мы думаем, что наша работа поможет полноценному развитию личности ребенка, пробудит у них любовь к природе родного города, края, страны и всего земного шара.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Достичь этого можно в том случае, если знакомить детей с ее таинствами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветов, пейзажами родных мест.
Восприятие природы также помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Природа способствует и умственному развитию детей, их логическому мышлению и образной речи.
Природа полна необычных чудес. Она никогда не повторяется, и мы стараемся учить детей искать и находить новое в уже известном - виденном.
Детям мы прививаем знания о том, что человек преобразует природу рационально, с целью ее улучшения и охраны. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей свои богатства и радость общения с ней.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Мы также надеемся, что овладение детьми разными способами познаний мира природы способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, любящей её.
Литература:
Алешин, Н. В. Ознакомление дошкольником с окружающим и социальной действительностью /Н.В. Алешин. - М.: ЦГЛ, 2004.
Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. И. Михайлова. – СПб: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет / Т.М. Бондаренко.- Воронеж, 2007
Горькова, Л. Г Сценарий занятий по экологическому воспитанию /Л.Г. Горькова.- М.: Вако, 2008
Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич.– СПб: Детство – Пресс, 2003
Лучич, М. В. Детям о природе / М.В. Лучич. – М.:Просвещение,1989
Плешаков, А. А. Зеленые страницы / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,1995
Сухомлинский, В.А
Тушаева, Г. П. Экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста / Г. П. Тушаева, А. Е.Чистякова. - СПб: Детство – Пресс, 2009
Ушинский, К.Д.
Шарыгина, Т. А. Наша Родина- Россия / Т.А. Шарыгина.- М, 2011