Технико-экономическое обоснование вариантов защитных ограждений для парка хранения бензинов Альметьевской нефтебазы ООО «Татнефть-АЗС Центр» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 21.03.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Надин, А. Н. Технико-экономическое обоснование вариантов защитных ограждений для парка хранения бензинов Альметьевской нефтебазы ООО «Татнефть-АЗС Центр» / А. Н. Надин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112225/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлено технико-экономическое обоснование предложенных вариантов совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности парка бензинов .

Ключевые слова: бензин, нефтебаза, пожарная безопасность.

Критерием экономической эффективности систем обеспечения пожарной безопасности служит интегральный экономический эффект, учитывающий материальные потери от пожаров, капитальные вложения и текущие затраты на те или иные мероприятия систем обеспечения пожарной безопасности. Если экономический эффект (Э) от использования систем обеспечения пожарной безопасности является положительным, то принятое решение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии.

В рамках данной статьи предлагаем рассчитать эффективность внедрения ограждающей стены с отбойным козырьком для локализации разлива нефтепродуктов при внезапных полных разрушениях резервуаров в парке хранения бензинов Альметьевской нефтебазы ООО «Татнефть-АЗС Центр».

По состоянию на начало 2024 года стоимость резервуара РВСП-2000 c понтоном с учётом монтажных работ, стоимости оборудования (арматуры), накладных расходов, плановых накоплений (сметной прибыли строительно-монтажных организаций) и проектных работ согласно полученным на объекте данным составляет более 3,5 млн. руб. Норма амортизационных отчислений для металлических резервуаров принята равной 5 % год -1 .

Стоимость остатков, годных для дальнейшего использования (металлолома), составляет 874080 руб. Срок службы РВСП-2000 принимаем равным 20 годам. Согласно статистическим данным частота возникновения пожара на РВСП-2000 с понтоном λ = 1,09∙10– 3 . Следовательно, если пожар возникнет в конце срока его службы, то потери будут минимальными.

При такой неопределённости, возникающей из-за очень больших интервалов между пожарами (обратная величина частоты пожаров) принимают величину износа основных фондов до периода математического ожидания пожара, соответствующего половине срока службы резервуара.

руб.,

где 18 — цена 1 кг стали марки Г2С, 48650 — масса металлоконструкций резервуара РВС-2000.

При аварийном разрушении РВСП-2000 уничтожается весь продукт, находящийся в резервуаре. При этом ущерб определяем из выражения (1):

, (1)

где К з = 95 % — степень заполнения резервуара;

ρ — плотность бензина, принятая равной по справочным данным

0,736 т/м 3 ;

Ц — цена бензина, принятая равной 20000 руб./т.

Тогда:

руб.

Общий ущерб от разрушения одного резервуара РВСП-2000 с учётом ущерба, нанесённого природной среде, составит (2):

руб. (2)

Перечень зданий и сооружений, которые окажутся в зоне пожара (без внедрения защитной стенки), а также значения ущербов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень зданий и сооружений, которые окажутся в зоне пожара

Здания и сооружения

Ущерб, млн. руб.

14 Резервуаров с бензином АИ-92 и АИ-95

153,822

8 Резервуаров с дизельным топливом

83,637

Насосная для перекачки нефтепродуктов

1,4

Электрощитовая и операторная

1,3

Ёмкости сбора утечек

0,8

Всего:

240,959

Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова, установлено, что частота полных разрушений РВС оценивается значением 3∙10– 4 год -1 .

Подобные аварии с пожарами сказываются на экономике того или иного региона, где выполняла свои функции нефтебаза. В расчетах принимается среднеотраслевой коэффициент косвенных потерь ( k = 5,8). Тогда общие потери составят:

млн. руб./год

(478299 руб./год).

При внедрении защитной преграды в виде бетонной стены с отбойным козырьком в зону возможного пожара попадут только те резервуары, которые находятся в одном обваловании с разрушившимся резервуаром. С учётом эффективности работы установки пенного пожаротушения пожар в течение 10-ти минут будет потушен. Большая часть бензина (ориентировочно до 80-ти %) останется в каре обвалования и в дальнейшем может быть использована в технологическом процессе [2].

В этом случае, общий ущерб при полном разрушении РВСП-2000 и последующем пожаре составит (3):

(3)

Определяем интегральный экономический эффект от реализации возможных вариантов противопожарной защиты.

В качестве базового варианта принимает вариант защиты резервуарного парка нормативным земляным обвалованием без внедрения установки пенного пожаротушения.

В качестве проектируемого варианта принимается вариант защиты резервуарного парка железобетонной стеной с отбойным козырьком, установленной на имеющееся нормативное земляное обвалование, с внедрением установки пенного пожаротушения.

Капитальные затраты по вариантам защиты:

Нормативное земляное обвалование:

— периметр — м

— высота — 1,5 м

количество грунта на 1 м/п — 10 м 3

— цена за 1 м 3– 780 руб [3]

— общая стоимость обвалования — руб.

— общая стоимость с учётом строительно-монтажных работ:

руб.

(здесь 1,8 — коэффициент, учитывающий стоимость строительно-монтажных работ, накладных расходов, плановых накоплений и транспортно-заготовительных расходов);

Железобетонная стена с отбойным козырьком, установленная на нормативное земляное обвалование:

— периметр м.

— высота — м.

количество бетона на 1 м/п — 1,7 м 3

— цена за 1 м 3 (М:400) — 2500 руб. [3]

— цена за арматуру на 1 м/п — 800 руб. [3]

— общая стоимость — руб.

— общая стоимость с учётом строительно-монтажных работ:

руб.

(здесь 1,8 — коэффициент, учитывающий стоимость строительно-монтажных работ, накладных расходов, плановых накоплений и транспортно-заготовительных расходов).

Эксплуатационные расходы (4):

, (4)

где C ам — амортизационные отчисления (5):

(5)

(здесь H ам i — норма амортизационных отчислений для соответствующего варианта защитной преграды: H ам1 = 1 %; H ам2 = 1 %);

С тр — затраты на текущий ремонт и обслуживание (6):

(6)

(здесь H тр i — норма отчислений на текущий ремонт и техническое обслуживание для соответствующего варианта защитной преграды: H тр1 = 3 %; H тр2 = 2,5 %).

Тогда:

руб/год;

руб/год;

руб/год;

руб/год.

Эксплуатационные расходы на содержание и ремонт защитных ограждений составят:

руб/год;

руб/год.

Таким образом, основные величины, входящие в формулу определения интегрального экономического эффекта составят (7)-(9):

руб/год (7)

руб/год (8)

руб/год (9)

Результаты расчётного определения суммарной величины интегрального экономического эффекта при постоянной норме дисконта, принятого равным 0,1, в зависимости от года осуществления затрат на защитные сооружения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Суммарная величина интегрального экономического эффекта при постоянной норме дисконта, в зависимости от года осуществления затрат

Год осуществления проекта

ΔУ, тыс. руб./год

ΔС, тыс. руб./год

D

(ΔУ− ΔС)∙D тыс. руб./год

1

476,348

57,822

0,909

380,441

2

476,348

57,822

0,826

345,703

3

476,348

57,822

0,751

314,313

4

476,348

57,822

0,683

285,853

5

476,348

57,822

0,621

259,905

6

476,348

57,822

0,564

236,049

7

476,348

57,822

0,513

214,704

8

476,348

57,822

0,467

195,452

9

476,348

57,822

0,424

177,455

10

476,348

57,822

0,386

161,551

11

476,348

57,822

0,350

146,484

12

476,348

57,822

0,319

133,510

13

476,348

57,822

0,290

121,373

14

476,348

57,822

0,263

110,072

15

476,348

57,822

0,239

100,028

16

476,348

57,822

0,218

91,239

17

476,348

57,822

0,198

82,868

18

476,348

57,822

0,180

75,335

19

476,348

57,822

0,164

68,638

20

476,348

57,822

0,149

62,360

Всего

3563,333

Тогда, экономический эффект от внедрения бетонной стены с отбойным козырьком составит (10):

Э = [ ( ∆У ∆С ) D ]− ∆K (10)

Отсюда:

Э = 3563,333–2120 = 1443,333 тыс. руб. (1 млн. 443 тыс. 333 руб.).

Проведённое технико-экономическое обоснование принятого решения обеспечения пожарной безопасности технологического процесса показало, что ожидаемый экономический эффект от внедрения ограждающей стены с отбойным козырьком в парке бензинов Альметьевской нефтебазы ООО «Татнефть-АЗС Центр» составляет 1 млн. 443 тыс. руб. а экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды в случае полного разрушения резервуара снизится в 1086 раз.

Литература:

1. Федеральный закон от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». С изменениями и дополнениями.

2. Собурь, С. В. Пожарная безопасность предприятия: Курс пожарно-технического минимума: Учебно-справочное пособие / С. В. Собурь. — М.: ПожКнига, 2017. — 480 c.

3. Бадагуев, Б. Т. Пожарная безопасность на предприятии: Приказы, акты, инструкции, журналы, положения / Б. Т. Бадагуев. — М.: Альфа-Пресс, 2018. — 488 c.

Основные термины (генерируются автоматически): отбойный козырек, интегральный экономический эффект, пожарная безопасность, вариант защиты, защитная преграда, норма дисконта, нормативное земляное обвалование, общая стоимость, пенное пожаротушение, бетонная стена.


Ключевые слова

бензин, пожарная безопасность, нефтебаза

Похожие статьи

Условия рационального проектирования зон склада

В статье рассмотрена классификация складов запчастей, а также возможные зоны, необходимые для таких складов. Представлены рекомендации по улучшению зонирования при модернизации склада компании ООО «Евролак».

Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий

Проведен обзор наиболее характерных неисправностей элементов автомобильных трансмиссий на основании опыта работы предприятий автосервиса. Выполнен анализ внешних факторов, влияющих на показатели надежности трансмиссии. Детально рассмотрены особенност...

Анализ специфики склада горюче-смазочных материалов на полиграфических предприятиях

В работе приводится анализ специфики складов горюче-смазочных материалов полиграфического предприятия и основные моменты, требующие усиленного контроля, методы их решения при помощи внедрения современных технологий автоматизации, построенных на базе ...

Сценарии развития аварийных ситуаций на мобильной установке подготовки нефти и газа

В работе рассмотрены сценарии развития аварийных ситуаций на мобильной установке подготовки нефти и газа, определены виды оборудования, которые наиболее подвержены риску разгерметизации.

Повышение экологической безопасности путем применения установки рекуперации паров нефтепродуктов на объекте нефтяной отрасли

Данная работа направлена на рассмотрение существующих установок рекуперации паров нефтепродуктов, как одних из наиболее эффективных методов повышения экологической безопасности на объектах нефтяной отрасли. Проанализированы особенности адсорбционно-а...

Исследование транспортного процесса при доставке светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции

Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.

Прогнозирование объемов и площадей разливов нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов

В статье приведены результаты расчетов объемов и площадей разливов нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов.

К вопросу о целесообразности применения автоцистерн различного класса для пожаротушения в условиях городской застройки (на примере Курской области)

В статье проведен сравнительный подход к выбору автоцистерн среднего и тяжелого класса при оснащении пожарно-спасательных подразделений на примере Курской области.

Анализ методов герметизации нефтепровода при проведении ремонтных работ в сложных условиях

В статье проведено обзорно-аналитическое сравнение актуальных методов и конструкций герметизации магистральных нефтепроводов при проведении ремонтных в сложных условиях. Дана оценка перспективам развития существующих методов в рамках рассматриваемой ...

Совершенствование транспортного обслуживания АО «САН ИнБев» при доставке слабоалкогольной продукции

Рассмотрена организация перевозок слабоалкогольной продукции (пива) потребителям г. Волгограда. Составлены схемы информационных потоков внутри логистической системы предприятия и схемы информационных потоков между логистической системой и его контра...

Похожие статьи

Условия рационального проектирования зон склада

В статье рассмотрена классификация складов запчастей, а также возможные зоны, необходимые для таких складов. Представлены рекомендации по улучшению зонирования при модернизации склада компании ООО «Евролак».

Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий

Проведен обзор наиболее характерных неисправностей элементов автомобильных трансмиссий на основании опыта работы предприятий автосервиса. Выполнен анализ внешних факторов, влияющих на показатели надежности трансмиссии. Детально рассмотрены особенност...

Анализ специфики склада горюче-смазочных материалов на полиграфических предприятиях

В работе приводится анализ специфики складов горюче-смазочных материалов полиграфического предприятия и основные моменты, требующие усиленного контроля, методы их решения при помощи внедрения современных технологий автоматизации, построенных на базе ...

Сценарии развития аварийных ситуаций на мобильной установке подготовки нефти и газа

В работе рассмотрены сценарии развития аварийных ситуаций на мобильной установке подготовки нефти и газа, определены виды оборудования, которые наиболее подвержены риску разгерметизации.

Повышение экологической безопасности путем применения установки рекуперации паров нефтепродуктов на объекте нефтяной отрасли

Данная работа направлена на рассмотрение существующих установок рекуперации паров нефтепродуктов, как одних из наиболее эффективных методов повышения экологической безопасности на объектах нефтяной отрасли. Проанализированы особенности адсорбционно-а...

Исследование транспортного процесса при доставке светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции

Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.

Прогнозирование объемов и площадей разливов нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов

В статье приведены результаты расчетов объемов и площадей разливов нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов.

К вопросу о целесообразности применения автоцистерн различного класса для пожаротушения в условиях городской застройки (на примере Курской области)

В статье проведен сравнительный подход к выбору автоцистерн среднего и тяжелого класса при оснащении пожарно-спасательных подразделений на примере Курской области.

Анализ методов герметизации нефтепровода при проведении ремонтных работ в сложных условиях

В статье проведено обзорно-аналитическое сравнение актуальных методов и конструкций герметизации магистральных нефтепроводов при проведении ремонтных в сложных условиях. Дана оценка перспективам развития существующих методов в рамках рассматриваемой ...

Совершенствование транспортного обслуживания АО «САН ИнБев» при доставке слабоалкогольной продукции

Рассмотрена организация перевозок слабоалкогольной продукции (пива) потребителям г. Волгограда. Составлены схемы информационных потоков внутри логистической системы предприятия и схемы информационных потоков между логистической системой и его контра...

Задать вопрос