Публикация посвящена организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства. В статье приводятся оценки и свидетельства губернского агронома по данной теме. Выделяются характерные особенности взгляда К. К. Фохта на устройство и предназначение контрольной семенной станции.
Ключевые слова: Воронежская губерния, Воронежское губернское земство, земство, местное самоуправление, экономика Воронежской губернии, контрольная семенная станция, К. К. Фохт.
В начале XX века Воронежская губерния относилась к числу преимущественно аграрных. Господство сельскохозяйственной сферы в экономике губернии сопровождалось частыми кризисными явлениями и необходимостью модернизации аграрного производства. Современники писали об «оскудении» земледельческого центра [3, с. 3]. Губерния отличалась высокой населенностью (3,2 млн. в 1905 году [4, с. 13]), и соответственно негативные явления были чувствительными для экономики. Этим были обеспокоены как общественность, так и административные структуры.
В 1904 году губернским агрономом В. М. Сазоновым была инициирована дискуссия в агрономическом совещании об организации при Воронежской губернской земской управе контрольный семенной станции [5, с. 311]. В 1910 году его коллега К. К. Фохт расширил и уточнил данный проект. В журналах заседаний агрономического совещания при Воронежской губернской земской управе за 29–31 октября 1910 года содержится доклад К. К. Фохта «Об организации контрольной семенной станции при губернской земской управе в городе Воронеже» [2, с. 67].
В докладе приводится информация о фальсификации семян недобросовестными продавцами. Подмешивая к семенам более дешевые, другого ботанического вида, их всхожесть предварительно уничтожали обвариванием кипятком, чтобы впоследствии не было замечено их присутствие в поле. К американскому клеверу подмешивались крупинки кокса, который должен был представлять наш чернозем, а впоследствии эти семена, уже непосредственно смешивались с нашей почвой. Невсхожие семена рапса примешивали к семенам репы, брюквы, капусты. Сфера торговли семенами нуждалась в модернизации, в первую очередь в эффективном анализе пригодности посевного материала.
В докладе отмечалось, что отсутствие контроля над семенной торговлей препятствовало успешному развитию аграрной сферы, так как многие «культурные начинания» [2, с. 67] отдельных лиц и учреждений, терпят неудачу из-за недобросовестности поставщиков того или иного посевного материала. Засоренность отечественного зерна, экспортируемого за границу, являлась причиной сравнительно низкой расценки ржи и овса на иностранных рынках. Циркуляр Министерства торговли и промышленности от 23 сент. 1910 г. фиксировал крайнюю засоренность русского экспорта зерна [2, с. 68] и необходимость урегулирования деятельности русского и иностранного контроля посевного материала. Злоупотребления на семенном рынке начала XX века были чрезвычайно разнообразны и требовали тех, или иных репрессивных мер. К. К. Фохт считал, что оставаться к такому явлению равнодушным — значит содействовать расширению деятельности фальсификаторов.
Губернским агрономом предлагался ряд «мер улучшения» [2, с. 69] аграрной культуры в губернии: это выставки-базары, сближающие продавца с покупателем, семенные хозяйства, показательные посевы, чтения и лекции. Вместе с практикуемым земствами распространением зерноочистительных машин эти меры должны были улучшить качество производимого хозяйствами зерна. Таким образом, именно на контрольную станцию Фохт возлагал функцию инициатора и организатора различных вопросов и начинаний в области семенного дела в губернии.
Доклад содержал предложения по совместной интеграции земских мероприятий, а именно: земские склады, показательные поля и участки нуждались в проверке качества используемых ими для посева или распространяемых в населении семян, в установлении их сорта и технической годности. Эту потребность могла бы удовлетворить контрольная семенная станция Воронежского губернского земства. Также она могла бы оказывать услуги по контролю посевного материала и частным лицам.
Подобно своему предшественнику на посту губернского агронома, В. М. Сазонову, К. К. Фохт предлагал перечень работ, которые могли быть выполнены проектируемой контрольной семенной станцией. Он останавливался лишь на самых важных задачах, полагая, что программа деятельности этого учреждения будет выработана в деталях уже после ее открытия. Губернский агроном приводил свидетельства заведующего Харьковской семенной станцией о состоянии зарубежного опыта в этой сфере деятельности и высоко оценивал работу данного учреждения. К. К. Фохт рекомендовал составить правила пользования станцией и таксы для исследования материала такими же, как у Харьковской контрольной станции [2, с. 71]. В докладе акцентировалось внимание на необходимости заключения договора между станцией и торговцами семенами.
Благодаря этому договору станция принимала бы на себя исследование всего продаваемого фирмами семенного материала, а фирма в свою очередь придерживалась выработанных станцией правил продажи посевного материала с гарантией его доброкачественности, и выдачи вознаграждения в случаях покупки семян низшего, чем гарантировано, качества. Покупатели такой фирмы, приобретая у нее семенной материал с гарантией его доброкачественности, имели возможность проверить ее на станции. В случаях значительного отклонения данных анализа станции от выданной семеноторговцем гарантии они вознаграждались бы последним за недостачу качества. Таким образом, с первого же года своего существования контрольная станция получила бы возможность нести чисто практическую работу и приносить пользу уездным земствам (в дальнейшем было организовано отделение станции на Воронежской хлебной бирже [1, л. 1]).
Подчеркивалось, что польза этого учреждения и его эффективность в улучшения посевного материала несомненно увеличилась бы при условии законодательного вмешательства правительства в торговлю семенным товаром. Губернский агроном был сторонником закона, точно регулирующего компетенцию и деятельность земских и правительственных контрольных семенных станций в области торговли посевным материалом и предоставляющего право судебной инициативы со стороны этих учреждений в случае обнаруженных ими злоупотреблений [2, с. 72]. В докладе предлагалось Воронежскому губернскому земству возбудить перед правительством ходатайство о возможности принятия такого закона и обратиться в другие земства, имеющие контрольные станции с предложением со своей стороны поддержать это ходатайство.
Таким образом, можно сделать ряд выводов. Губернский агроном К. К. Фохт разработал проект организации контрольной семенной станции при губернской земской управе. Его особенностями были ориентация на опыт Харьковской контрольной семенной станции и обязательность оформления договоров между станцией и торговцами семенами по гарантии качества товара. Кроме того, рекомендовались законодательные инициативы, регулирующие данную сферу.
Литература:
- ГАВО. Ф. И-20. Воронежская губернская земская управа. Оп. 1. Д. 3729.
- Журналы и доклады губернского агрономического совещания 29–31 октября 1910 года. — Вып. 6. — Воронеж: Типо-литография товарищества «И. Кравцов и Ко», 1911. — 91 c. — Текст: непосредственный.
- Карпачев, М. Д. Воронежская деревня в начале ХХ века: социальный облик в условиях перестройки аграрных отношений / М. Д. Карпачев. — Текст: непосредственный // Вопросы истории. — 2016. — № 7. — С. 3–27.
- Карпачев, М. Д. Причины и социальные последствия аграрного перенаселения в Воронежской губернии в начале XX века / М. Д. Карпачев. — Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. — 2018. — № 2. — С. 13–19.
- Литвиненко, Г. А. Роль губернского агронома В. М. Сазонова в организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства в начале XX века / Г. А. Литвиненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 311–314.