Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях художественного цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, С. А. Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях художественного цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) / С. А. Никитина, В. Ю. Сафонова, А. Н. Слатвинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112012/ (дата обращения: 21.11.2024).



В школе встреча детей с произведениями искусства преимущественно происходит на занятиях по художественному циклу (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Эти предметы являются неотъемлемой частью системы эстетического воспитания и играют значительную роль в формировании эстетических идеалов, художественного вкуса, а также эстетического отношения детей к действительности и искусству.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественный цикл, художественная литература, внутренний мир, декоративное искусство, вид искусства.

Предметы художественного цикла в своей сущности являются комплексными, собирательными и обобщающими элементами школьного обучения. Они представляют собой сложное единство искусства, его теории и истории, а также практических творческих навыков.

В школе не преподают само искусство в его отдельных проявлениях, таких как литература, музыка или изобразительное искусство, а учебные предметы, которые объединяют в себе элементы этих искусств, науку об искусстве и практические навыки. Они решают задачи всеобъемлющего развития и воспитания школьников [1, с. 17].

Литература как искусство слова позволяет ученикам расширить свой кругозор, погружаясь в богатый мир литературных произведений. Читая различные произведения, они могут не только наслаждаться красивым языком и описаниями, но и осознавать эмоциональную силу слова, развивать свою эмпатию и обогащать свой словарный запас.

Музыка в качестве интегрирующего элемента органично включает в себя изучение музыкальных произведений, истории и теории музыки, а также простых навыков исполнительства на пении и игре на музыкальных инструментах.

Музыка, в свою очередь, способствует эмоциональной и интеллектуальной развитию учеников. Звуки, мелодии и ритмы создают особую атмосферу, которая влияет на настроение и эмоции. Через музыку дети могут выразить свои чувства, научиться слушать и воспринимать с активным участием. Они могут изучать различные музыкальные жанры, исследовать и разбираться в их особенностях.

Изобразительное искусство является сложным предметом и совмещает в себе понимание художественных произведений, элементы изучения искусства, теорию визуальной деятельности, развитие практических навыков рисования, усовершенствование в изобразительном искусстве и творческое самовыражение.

Изобразительное искусство открывает возможности для воплощения творческого потенциала учеников. Рисование, лепка, живопись — все эти виды деятельности позволяют детям выразить свои мысли и чувства визуально. Через создание собственных произведений искусства они раскрывают свою творческую натуру, развивают воображение и креативность.

Автором является сама литература — искусство слова, которое играет важную роль в образовательном процессе. Занятия литературой способствуют развитию навыков чтения, эстетического восприятия художественных произведений, усвоению их смысла и развитию психических возможностей ребенка, включая воображение, мышление и речь. Особое внимание уделяется развитию навыков чтения, умению анализировать и критически мыслить, так как это является ключевыми инструментами в достижении воспитательных целей.

Художественная литература является неотъемлемой частью искусства, отражающей социальное сознание и выражающей эстетическое отношение человека к миру. Она тесно связана с другими видами искусства и является основой для многих из них. Именно художественная литература вдохнула жизнь в такие искусства, как театр и кино. Чтение и понимание истинного литературного произведения приносят эстетическое наслаждение читателю, влияют на его внутренний мир, формируют его потребности и мотивы поведения, способствуют развитию мыслительных процессов и расширяют его кругозор, обогащая его познания.

Художественная литература является неотъемлемой частью искусства, отражающей социальное сознание и выражающей эстетическое отношение человека к миру. Она тесно связана с другими видами искусства и является основой для многих из них. Именно художественная литература вдохнула жизнь в такие искусства, как театр и кино.

Чтение и понимание истинного литературного произведения приносят эстетическое наслаждение читателю, влияют на его внутренний мир, формируют его потребности и мотивы поведения, способствуют развитию мыслительных процессов и расширяют его кругозор, обогащая его познания.

В школе есть еще один важный предмет, который относится к художественному циклу — «музыка». Этому предмету особое внимание уделяет известный детский композитор и создатель программы по музыке, Д. Б. Кабалевский. Он признает, что музыка — это искусство, способное оказывать мощное эмоциональное воздействие на человека, и именно поэтому она играет огромную роль в воспитании духовного мира детей и молодежи. В рамках предмета «музыка» осуществляется понимание звучащей музыки и коллективное исполнение в хоре, изучается нотная грамота и основы музыковедения, а также развиваются навыки игры на простейших музыкальных инструментах и способность к музыкальной импровизации [2, с. 58].

Таким образом, музыка играет важную роль в расширении сознания и пробуждении радости творчества. Он помогает нам почувствовать сопричастность к прекрасному и развивает нашу способность наслаждаться морально-эстетическим содержанием, которое задумывал композитор или вложил народ в музыкальное произведение.

В школе третьим учебным предметом из художественного цикла является «изобразительное искусство». Важно помнить, что этот предмет не только знакомит учеников с живописью, графикой и скульптурой, включающимися в группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди всех видов искусства, пять из них занимают особое место. Произведения живописи, декоративного искусства и архитектуры всегда находятся перед нашими глазами, создавая эстетическую атмосферу, окружающую нас дома и на улице. Это городские архитектурные ансамбли, парки, памятники, скульптуры, предметы декоративного искусства, а также технические сооружения, которые ежедневно оказывают влияние на человека.

Занятия изобразительным искусством способствуют развитию навыка наблюдения, дифференцирования и анализа эстетических явлений в окружающей действительности. Благодаря этому, формируется эстетическое чувство и способность наслаждаться прекрасным в реальной жизни и произведениях искусства. Кроме того, подобные занятия способны превратить ребенка в настоящего художника [3, с. 54].

Таким образом, реализация эстетического воспитания с помощью искусства на уроках художественного цикла играет важную роль в развитии учащихся. Она помогает им осознать красоту мира, развивать эстетические вкусы и самовыражение, а также обогащать свой внутренний мир. В ходе уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе, одной из ключевых задач является формирование эстетической культуры учащихся. Каждый предмет, который входит в художественный цикл, способствует достижению этой цели. Например, литературное чтение знакомит школьников с богатством слова, литературными образами и их выразительными средствами. В свою очередь, изобразительное искусство развивает различные виды мышления — художественное, творческое, системное, композиционное, пространственное, ассоциативное и другие. Кроме того, оно способствует развитию творческого воображения, зрительной памяти, способности представлять пространственные объекты и так далее. В итоге, учителя начальных классов не сталкиваются с какими-либо ограничениями в своей деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников.

Литература:

  1. Буров, А. И. Эстетика / А. И. Буров. — 2. — 2007: Просвещение, 2007. — 48 c.
  2. Запорожец, И. Д. Воспитание эмоций и чувств у школьника / И. Д. Запорожец. — 3. — 2015: Просвещение, 2015. — 277 c.
  3. Мацкевич, М. А. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания / М. А. Мацкевич. — 2. — 2014: Просвещение, 2014. — 54 c.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, художественный цикл, художественная литература, вид искусства, внутренний мир, декоративное искусство, искусство, музыка, предмет, эстетическое воспитание.


Похожие статьи

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, ...

Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе

Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Похожие статьи

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, ...

Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе

Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Задать вопрос