В статье автор анализирует современный опыт применения мобильных приложений в практике социальной работы, а также направления их развития как вызовы для социальной сферы.
Ключевые слова: цифровая трансформация, информационные технологии, мобильное приложение, социальная сфера, социальная работа.
Цифровые и мобильные технологии все больше входят в нашу жизнь как повседневные инструменты и способы взаимодействия. Согласно данным российских и зарубежных исследований [5], среднее экранное время современных пользователей смартфонов составляет 6 часов 37 минут в день, что составляет порядка 40 % времени бодрствования.
Социальные сети, мобильные приложения, онлайн-игры и просто бытовые задачи (будильник, часы, календарь, калькулятор и пр.) являются наполнением этого экранного времени. Но функции смартфонов могут быть и сугубо утилитарными, то есть служить задачам профессионального, повседневного и развивающего взаимодействия. Сегодня компаниями все больше внедряется, а конечными пользователями все чаще используются мобильные приложения, обеспечивающие адекватное социальное функционирование. К примеру, мобильное приложение Госуслуг позволяет записываться на прием к врачу, оформлять документы, пособия, льготы, получать необходимые справки и выписки из официальных документов.
Цифровая трансформация в сферах производства, городского хозяйства, сервиса, связи и транспорта уже является свершившимся фактом; в сфере «человек — человек» цифровые изменения заметны в образовании, здравоохранении, музейной работе. Но большой шаг вперед предстоит сделать, например, в трансформации области социальной работы.
Социальная работа сегодня — это активно развивающийся рынок социальных услуг, где цифровые и информационные технологии, в том числе мобильные приложения, являются очень востребованными, но пока мало исследованными и апробированными.
Для решения прикладных задач социальной работы мобильные приложения могут быть разработаны в целях:
— информирования о мерах социальной поддержки, услугах в сфере социального обслуживания;
— дублирования информации или бытовой ориентировки людей с инвалидностью;
— коммуникации и совместного, в том числе родственного, ухода за больными;
— координации волонтерства, проведения социальных акций, проектов;
— психологической помощи и поддержки;
— самоконтроля, рефлексии или дневников для больных, зависимых, созависимых;
— профессионального общения специалистов социальной сферы.
Безусловно, на сегодняшний день в России существует достаточное число мобильных приложений в рамках решения представленных выше задач. Например, мобильное приложение для адресной помощи одиноким пожилым людям «Помощь» реализует поддержку в виде взносов попечителей и благотворительных фондов, а также координирует работу помощников. Приложение «Заступник» позволяет детям, оказавшимся в экстренной ситуации, немедленно оповестить о наступлении такой критической ситуации родителей, экстренные службы и волонтеров, быстро получить помощь.
Значительное число приложений оказывает помощь и поддержку людям с инвалидностью. Приложения и программы могут выполнять функции дополненной реальности, например, при помощи Be My Eyes (будь моими глазами) инвалид может просить о помощи ближайшего волонтера в сложной ситуации; с приложением TapTapSee обеспечивается функцию распознавания объектов на фотографии. Приложения также могут выполнять информационные и вспомогательные функции, например, Smooth подсказывает самый удобный маршрут для инвалида-колясочника с учетом всех возможных препятствий, а приложение «Метро для всех» помогает маломобильным гражданам ориентироваться в метрополитене [2].
Для решения организационных задач в практической социальной работе, социальном обслуживании на дому мобильные приложения также весьма актуальны. К примеру, мобильное приложение «Кондуит» от СоцИнхормТеха предназначено для сбора оперативной информации и статистики о деятельности социальных работников и иных специалистов учреждений социального обслуживания [1]. Опыт его использования проанализирован, например, в Красноярском крае в пилотном проекте «Мобильный социальный работник» [3].
Другой пример — когда для получателей социальных услуг необходимо поддерживать связь с социальным работником, а для социального работника важно контролировать свою работу, вести дневник посещений с видеофиксацией. Мобильное приложение «ГдеМои» позволяет фиксировать все эти процессы, а организации социального обслуживания также контролировать деятельность самого социального работника [4]. В Санкт-Петербурге подобное приложение называется «Оптима».
В целом, для пожилых людей разработаны и еще могут быть созданы следующие виды мобильных приложений: околомедицинские (контроль лекарств, показателей здоровья), адаптационные, информационные, развлекательные. В контексте развивающейся телемедицины и дистанционных форм работы перспективы развития околомедицинских приложений очень многообещающие.
Разработка мобильных приложений для особых или социально уязвимых категорий граждан, являющихся клиентами социальной работы, имеет несомненные преимущества: адресность помощи, индивидуальный подход, оперативное реагирование, доступность, узкое и точное целевое назначение, доступ к информации 24/7, относительная дешевизна мобильного продукта для заказчика и бесплатность — для пользователя.
Однако, эти достоинства могут стать и ограничительными факторами для разработки и адаптации мобильных приложений. Узкие целевые функции приложений неудобны для заказчиков и пользователей, так как, во-первых, их сложно найти в огромном мире мобильных приложений современного смартфона, во-вторых, в силу редкой необходимости приложение будет редко скачиваться и использоваться.
Все это создает прагматические следствия для рынка мобильных приложений для социальной сферы. Во-первых, их сложно коммерциализировать и монетизировать с позиции стартапа, то есть приложение может быть разработано энтузиастами, но не иметь коммерческого успеха, а значит так и не найти своего потребителя. Во-вторых, мобильное приложение должно быть многофункциональным и хорошо визуализированным. В-третьих, узкотематические мобильные приложения нуждаются в очень широкой информационной кампании, чтобы дойти до своего конечного потребителя. Для преодоления этих проблем разработки и продвижения мобильных приложений в социальной сфере важным шагом может быть интерес государства к этой задаче в виде, например, конкурсов и государственных заданий на технологические и цифровые инновации.
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать в России высокий спрос на технологии цифровых сервисов и мобильных приложений для решения социальных проблем уязвимых групп населений. Перспективными направлениями являются ниши, связанные с социальным обслуживанием, социальной реабилитацией, комплексной помощью и поддержкой пожилых людей и инвалидов, а также с обеспечением деятельности самих социальных работников.
Литература:
1. Мобильное приложение «Кондуит». — Текст: электронный // СоцИнформТех: [сайт]. — URL: https://www.socit.ru/index.php/51-konduit (дата обращения: 11.03.2024).
2. Мобильные приложения для инвалидов: лучшая дюжина в вашем распоряжении. — Текст: электронный // Invaworld: [сайт]. — URL: https://invaworld.ru/mobilnie-prilozeniya-dlya-invalidov/ (дата обращения: 11.03.2024).
3. Сафонова, Л. М. Пилотный проект «Мобильный социальный работник» / Л. М. Сафонова. — Текст: электронный // Министерство социальной политики Красноярского края: [сайт]. — URL: https://szn24.ru/storage/app/media/uploaded-files/9-safonova-lm.pdf (дата обращения: 11.03.2024).
4. Социальное обслуживание на дому с заботой и технологиями: контроль социальных работников с ГдеМои. — Текст: электронный // Где Мои: компания: [сайт]. — URL: https://www.gdemoi.ru/blog/kontrol-socialnyh-rabotnikov/## (дата обращения: 11.03.2024).
5. Тихонов В. Россияне и американцы половину жизни проводят, глядя в смартфон / В. Тихонов. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2023/04/20/russkie-i-amerikancy-polzhizni-provodiat-gliadia-v-smartfon.html (дата обращения: 11.03.2024).