Социально-педагогическая необходимость (потребность) в развитии мировоззрения у будущих учителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Хасанова, З. Д. Социально-педагогическая необходимость (потребность) в развитии мировоззрения у будущих учителей / З. Д. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 618-620. — URL: https://moluch.ru/archive/51/5205/ (дата обращения: 17.12.2024).


В процессе углубления демократических преобразований и в период ускоренного темпа при формировании основ гражданского общества в сегодняшних условиях от каждого специалиста требуется высокая духовность, нравственная сила, обширные знания и способности. Хотя Президент Республики утверждает, «какие бы мы ни ставили перед собой задачи, какие бы проблемы не пришлось бы нам решать, в конечном результате разговор будет сводиться к кадрам и снова к кадрам». Без сомнений можно сказать, наше будущее, будущее нашей страны зависит от того, кто придёт нам на смену, или, говоря по-другому, каких кадров мы подготовим. Как мы видим, будущее страны зависит от профессионализма, социально-духовной активности, умственности, нравственности, эстетической, психологической и физической подготовленности, а также всесторонне гармонической развитости будущих специалистов. Как нам известно, одна из важных основных частей всесторонности человека является имение внутренней природной красоты, всесторонне развитое общество и социальная жизнь, изображающие представление о плодородном труде, отношения человека к миру, воспроизводству, жизни и жизнедеятель­ности, место в жизни, социальная направленность и призывающий понимать себя – является нравственно-эстетическим мировоззрением.

Нравственно-эстетическое мировоззрение – это не только жить по нравственным нормам, действовать по законам красоты, но это и отношение человека к событийности, к такому нравственно-эстетическому отношению, труду. Под его воздействием основываются, развиваются и применяются на практике общечеловеческие идеи, идеалы, знания и мировоззрения. Поэтому у будущих профессиональных учителей в высших учебных заведениях развитие нравственно-эстетических мировоззрений является социально-педагогической необходимостью.

Нравственно-эстетическое мировоззрение как социально-педагогическая необходимость нуждается в своем теоретическом и практическом комментариях. Хотя, оно является существенным для развития будущего человечества и сопутствует процветанию общества. Поэтому, нравственно-эстетическое мировоззрение будущей личности, для ясного осознания уровня социального развития, сначала, необходимо прояснить смысл понятий «мировоззрение», «нравственность», «эстетичность», «развитость», прояснить их взаимосвязь и определить содержание «развитие нравственно-эстетического мировоззрения» и облегчить осознание социально-педагогической необходимости.

Мировоззрение состоит из систем идеалов, присущих человеку (личности) как: природа, общество, мышление, взгляды, направленные на развитие сознания основных вопросов деятельности. Поэтому, оно обогащает духовность человека. Каждый человек с развитием мировоззрения ставит перед собой хорошие цели и для их достижения, не останавливаясь, занимается творческим трудом. И поэтому, он призывает молодёжь быть разумным, любить свою Родину и быть активными строителями великого будущего Республики Узбекистан.

Мировоззрение – это система взглядов и понятий, которое оценивают содержание развития активности человека через его природу, социальное общество и мышление. В зоне указанной системы в качестве составных признаков прослеживаются социально-идейные, философские, экономические, общественно-научные, духовно-нравственные, эстетичес­кие, правовые и экономические знания. При этом в основе мировоззрения служит отношение человека к окружающему миру, социально-эконо­мической жизни, людям, деятельности, а так же отношение человеческому и гражданскому долгу. Исходя из этой точки зрения, мировоззрение составляет сумму необходимых для жизни знаний, которые собраны осознанно и разумно человеком.

«Мировоззрение» составляет одну целую систему взглядов и идей о мире и человеке. А самое главное отвечает подобным вопросам как отношение человека к миру, место в мире, направление жизни, осознать себя. Хотя, мировоззрение наследие прошлого человечества, сегодняшняя жизнь и при этом условия, традиция осознанной системы. Мировоззрение – совокупность знаний и представлений об образе жизни, нравственности и поведении, культуре человечества. Как нам известно, человек при помощи мировоззрения добывает сведения о мире и человеке, о здравом уме, о мышлении и знаниях, о полноценной жизни. Он осознаёт значение места человека в развитии общества. В этом смысле мировоззрение выступает в человеке в качестве образа жизни, нравственного поведения, духовности и своей культуры. Как мы видим, мировоззрение связано с такими понятиями как: нравственность, право, экология, история.

Ученые педагоги Узбекистана М.Очилов, Ж.Хасанбоев, К.Зарипов, философы И.Эргашев, С.Шермухаммедов, Э.Юсупов и другие тоже в годы развития национальной независимости особо подчеркнули о значимом укреплении социально-экономической, политико-духовной, нравственно-правовых сторон страны. Они отмечают, что каждый труженик тесно связан с научными мировоззрениями, а также примечают связь с нравственным, умственным, социально-экономическим, научно-практическим, эстетическим, духовно-правовыми признаками. Они отмечают, что человеколюбие, любовь к Родине, справедливость, беречь природу, уважение к законам общества, поддерживание независимости страны, верность к нашим традициям, общечеловеческим ценностям, обычаям, всё это связано с мировоззрением, которое само по себе тесно связано с нравственностью и нравственным воспитанием. Нравственность как форма социального сознания (мышления) выражает действие отношения человека к труду, Родине, обществу, самому себе, коллективу и выражает отношение к своим поступкам и действиям. Исходя из этой точки зрения оно относится к мировоззрению и является силой воспитания таких человеческих качеств для молодого поколения как: дружба, совместность, честность, долг, совесть, вера, нравы¸ великодушие, патриотизм. Хотя, «Нравственность выражает отношение человека к процессу своего развития социальной духовности, но и является системой деятельности, оценивающая отношение других к духовным, практическим качествам. В формировании нравственности и при социальной значимости особое место уделяется науке, традициям, нравственному развитию, экономическим знаниям. Поэтому, при развитии нравственных мировоззрений молодёжи целесообразное отношение достижениям науки, национальным и общечеловеческим ценностям, духовному наследию, религиозным источникам и развитию экономических законов ускоряют процесс к достижению цели. При этом особое внимание надо уделять не тому, чтобы быть осведомленным об этих понятиях, а надо уделять внимание их соблюдению. Как показывает педагогическая теория и практический опыт составные части нравственности: нравственное мышление, нравственное понятие, нравственный идеал, нравственное ощущение, нравственные поступки и действия совершаются при взаимосвязи с эстетическим мировоззрением как: эстетическое ощущение, эстетическое мышление, эстетический идеал, эстетическое мировоззрение. При этом человек не только должен ограничиваться и гордиться понимаем природы, общества, мышления, красоты в произведениях искусства, но и наслаждаться, радоваться, представлять итоги творческой деятельности добрых дел, действий, достижений, исходя из этой точки зрения, эстетическое мировоззрение сочетается с нравственным мировоззрением. А также, нравственно – гармоничный человек – личность, обладающая эстетическим сознанием, эстетическим ощущением, эстетическим идеалом. Потому что, в понимании эстетического идеала сочетаются такие качества, как: прекрасность, справедливость, великодушие, человечность, гордость за нацию, народолюбие. И поэтому нравственные поступки, нравственные отношения, нравственные привычки, культура общения оцениваются с точки зрения красоты, а эстетическая возвышенность готовит человека к нравственной всесторонности. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эстетические взгляды сочетаются с эстетическим мировоззрением и являются основой для появления понятия как нравственно-эстетическое мировоззрение. Поэтому, мы, принимая во внимание близость, взаимосвязанность по содержанию этих понятий назвали его «развитием нравственно-эстетического мировоззрения». А развитие изображает преждевременность действий в событиях, качественные изменения объектов, вымирание старого, образование нового, необходимую направленность будущего. Значит, развитие нравственно-эстетического мировоззрения у будущих учителей профессионального образования в условиях формирования гражданского общества является процессом воспитания в них новых людей, красивой социально-экономической жизни. Этот процесс даёт возможность развивать и хранить народные традиции, обычаи, духовное наследие, язык, историю, психологическую закалку.

Учитывая все это, можно сказать, что у будущих специалистов с высшим образованием необходимо развивать нравственно-эстетическое мировоззрение, что является социально-педагогической необходимостью. Эта необходимость прослеживается в следующих итогах исследования:

  1. Укрепление национальной независимости, обеспечение поэтапного перехода на рыночную экономику государства с великим будущим и для этого развивать социально-экономические, политико-духовные отношения, налаживание в стране, принимаемых законов во благо человечества, а также, воспитание подрастающего поколения является основной задачей надлежащих организаций.

  2. Обеспечить развитие в профессиональных личностях нравственно-эстетических мировоззрений, модернизировать строение правового демократического государства по необходимости и формирование основ гражданского общества в соответствии с закалкой народа, психологией, национальным чувствам, мечтам, стремлениям.

  3. Выгоды нации и народа, содержание национальных традиций развиваются в соответствии с психологией человека. А это, в свою очередь означает необходимость положительного осмысления каждого человека, особенно молодёжи, в процессе проводимых реформ, в разных отраслях развития страны.

  4. Духовное очищение – как важная задача в обновлении педагогического мышления будущих специалистов является сочетанием духовной возвышенности с экономическим развитием для служения основным целям и идеям национальной независимости. Эти цели и идеи выражают интересы тружеников и поэтому означают важность духовно-экономического образа их жизни.

  5. Чтобы донести до сознания народа сущность принимаемых законов в стране и всех директивных, а также нормативных документов, необходимо ознакомить с содержанием идей, рекомендаций, указаний и требуется осведомлённость, знания и просвещённость. Хотя, правовое общество и всестороннее, духовное поколение понятия взаимосвязанные.

  6. Нашу страну прославили более 100 предков, которые внесли огромный вклад в сокровищницу культуры, духовности и мышления такие как: Ал-Хорезми, ал-Фергани, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни, Ибн Сина, Ахмад Яссави, Имам Бухари, Хожа Бахоуддин Накшбанд, Имом ат-Термизи, Амир Темур, Мирза Улугбек, Алишер Наваи, Бабур. Естественным является то, что созданная ими философско-педагогическое мышление, которое пропитано духовностью, справедливостью и человечными идеями и составляющая основу образования восточной педагогики, доносящее до сознания молодёжи и воспитания в них чувства стремления к знаниям, науке. Это в свою очередь означает необходимость развития педагогического мышления, нравственно-эстетического мышления в каждом специалисте.

  7. Сегодня при ускоренных изменениях темпов жизни, мы переживаем время, получившее название «глобальность». В этих условиях очень необходимы знания социально-гуманитарных наук о сохранении независимости и спокойствия страны, обеспечение сплоченности его тружеников, стабилизация социальной политики и экономики, движение молодёжи, сопротивление и бдительность угрозам, препятствующие образу жизни общества, а также усилить патриотизм. Поэтому основной задачей учителей является использование при глубоком освоении молодёжью сведений в каждом возрасте историю своего народа, национальную духовность, обряды, традиции. А это в свою очередь является развитием нравственно-эстетического мировоззрения представителей профессии через осуществления их труда. Развитие нравственно-эстетического мировоззрения в будущих учителях по своему содержанию не протекает в стороне от действий специалиста. Потому что это процесс необходим не только для общественного плана, но и необходим для всестороннего развития каждого специалиста. В этом смысле оно обозначает и духовное лицо общества, и обеспечивает реформу по охране творческого труда. В нашей стране в этом отношении выполняются работы в широком плане. Сегодня по возвышению духовно-нравственной силы, подготовке высокообразованных кадров-специалистов на уровне мировых требований общественностью республики совершены значимые работы.

В «Законе об образовании» и в программе по подготовке кадров в целях обеспечения совершения имеющихся в виду задач, в Узбекистане созданы необходимые условия. В связи с этим, в республике введена социально-политическая стабилизация получения знаний, для возвышения профессиональной подготовленности в образовательных учреждениях духовных, политических, экономических прав молодежи, гарантированы законом, развитие духовно-просветительской силы молодёжи обозначено основной задачей.

Всё это, в целом, служит в целях развития нравственно-эстетического мировоззрения у будущих учителей профессионального образования.


Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-эстетическое мировоззрение, мировоззрение, отношение человека, развитие, социально-педагогическая необходимость, эстетическое мировоззрение, будущее, гражданское общество, национальная независимость, эстетический идеал.


Похожие статьи

Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов

Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя

Социальная роль в процессе формирования духовно-нравственного становления личности студента

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Похожие статьи

Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов

Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя

Социальная роль в процессе формирования духовно-нравственного становления личности студента

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Задать вопрос