В последнее время все чаще обсуждается идея внедрения новейших информационных технологий в образовательный процесс школы. Это включает в себя не только современное оборудование, но и инновационные методы преподавания и новый подход к обучению. Основная цель изучения иностранных языков заключается в формировании и развитии коммуникативной культуры учеников, а также в приобретении практических навыков владения иностранным языком. Использование мультимедийных ресурсов способствует осуществлению персонализированного подхода к обучению, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию, принимая во внимание особенности каждого ученика и их уровень знаний и предпочтений. Занятия иностранным языком с помощью компьютерных программ вызывают живой интерес у учащихся. Основная задача педагога заключается в стимулировании познавательной активности учащихся в процессе изучения иностранных языков.
В сфере использования информационных технологий для обучения используются различные технологии, включающие в себя специальные технические средства информации (ЭВМ, аудио, кино, видео). С появлением широкого распространения компьютеров в образовании возник термин «новая информационная технология обучения». По сути, любая педагогическая технология является информационной, поскольку основой технологического процесса обучения является информация и её передача (обработка). Более подходящим термином для обозначения технологий обучения, использующих компьютеры, будет компьютерная технология. Компьютерные технологии развивают концепции программированного обучения и открывают новые, до сих пор не изученные возможности обучения, связанные с уникальными функциями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения представляют собой процессы подготовки и передачи информации обучающемуся с использованием компьютера в качестве инструмента.
Существует три основных способа реализации компьютерной технологии:
- Первый вариант — как «проникающая» технология, когда компьютерное обучение используется для отдельных тем и разделов с целью достижения конкретных образовательных задач.
- Второй вариант — как основная и наиболее важная часть технологии, определяющая её сущность и применение.
- Третий вариант — как монотехнология, когда весь образовательный процесс, включая управление, диагностику и мониторинг, основан на использовании компьютера.
Основные цели в области компьютерной технологии обучения:
- Развитие умения работать с информацией и улучшение коммуникативных навыков.
- Подготовка личности к функционированию в информационном обществе. 3. Обеспечение учащегося материалом в объеме, который он способен усвоить.
- Стимулирование развития исследовательских и решающих способностей.
Концептуальные положения компьютерной технологии обучения:
- Обучение рассматривается как процесс коммуникации ученика с компьютером.
- Принцип адаптивности предполагает способность компьютера адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося.
- Обучение имеет диалоговый характер, что предполагает взаимодействие и обмен информацией между учащимся и компьютером.
- Возможность коррекции учителем процесса обучения в любой момент.
- Взаимодействие ученика с компьютером может быть различным: от субъекта-объекта до субъекта-субъекта и объекта-субъекта.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание состояния психологического комфорта ученика во время взаимодействия с компьютером.
- Возможность неограниченного обучения: контент, его интерпретация и применения могут быть разнообразными и расширены по желанию.
Особенности содержания в компьютерной технологии обучения:
- Формализованная модель содержания, представленная педагогическими программными средствами и записанная в память компьютера.
- Использование телекоммуникационной сети для доступа к информации.
- Многократное увеличение «поддерживающей информации» в образовании.
- Наличие компьютерной информационной среды, включающей базы информации, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, электронные коммуникации, экспертные системы.
- Программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций.
- Возможность глубокого понимания потребностей учащегося, анализа знаний в предметной области, учета психологических принципов обучения.
- Изменение и обогащение содержания образования с помощью компьютера, включая интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, творческие лаборатории великих людей, мировой уровень науки, техники, культуры и общественного сознания.
Компьютерные средства обучения являются интерактивными и способны «откликаться» на действия учащегося и учителя, а также «вступать» с ними в диалог, что является ключевой особенностью методик компьютерного обучения. Рассмотрим функции компьютера на различных этапах обучения:
- Функция учителя:
– Источник учебной информации, заменяющий учителя и книгу.
– Наглядное пособие с использованием мультимедиа и телекоммуникаций. — Индивидуальное информационное пространство.
– Тренажер для отработки навыков.
– Средство диагностики и контроля.
- Функция рабочего инструмента:
– Подготовка текстов и их хранение.
– Текстовый редактор.
– Графопостроитель, графический редактор.
– Вычислительная машина для обработки данных.
– Средство моделирования.
- Функция объекта обучения:
– Программирование и обучение компьютера определенным процессам. — Создание программных продуктов.
– Применение различных информационных сред.
- Сотрудничающий коллектив: — Возможность коммуникации с широкой аудиторией через сети и интернет.
- Досуговая среда:
– Игровые программы.
– Компьютерные игры по сети.
– Компьютерное видео.
Компьютерные технологии оказывают значительное влияние на образовательный процесс и требуют от учителей и учащихся компьютерной грамотности. Важно, чтобы учителя умели организовывать учебный процесс с использованием компьютеров, обладали навыками работы с различными программными продуктами и оборудованием. Современные компьютерные обучающие программы обладают рядом преимуществ перед традиционными методами обучения, таких как возможность индивидуализации обучения, тренировка различных видов речевой деятельности, создание коммуникативных ситуаций, автоматизация языковых действий и другие. Интернет также предоставляет уникальные возможности для общения, доступа к научной и культурной информации со всего мира, и следование за актуальными событиями. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы в соответствии с интересами и возможностями учеников. Развитие компьютерной грамотности и использование компьютерных технологий в образовании позволяют расширить возможности обучения и сделать его более интерактивным и эффективным для всех участников образовательного процесса.
В нашем обиходе имеются презентации для всех классов, в которых работаем — разного уровня и на всевозможные темы: от «English ABC» до «The British Parliament». Составляются они самостоятельно, либо происходит обмен с коллегами, скачивание из интернета.
Обучающие компьютерные программы широко применяются в начальной школе — 2–4 классах, а также в 5–6 классах. Обучающие компьютерные программы к УМК «Enjoy English» автор Биболетова М.З. и др. позволяют улучшить наглядность изучаемого материала и предоставляют возможность дополнительной практики при изучении лексико-грамматической стороны речи. Материал представлен интерактивной графикой, анимацией и звуковым сопровождением.
Детям 2, 3, 4 классов особенно нравятся «Enjoy the ABC» и «Enjoy Listening and Playing».
Применение на уроке проигрывателя DVD-дисков позволяет воспроизводить загруженные с YouTube сюжеты по изучаемым темам с комментариями на английском языке — клипы, диалоги, новости политики, экономики и другие видеоматериалы. С учениками 5–8 классов мы регулярно просматриваем видеоролики по изучаемым темам: «Экология», «Спорт», «Исчезающие животные», «Достопримечательности мира» и многие другие.
Использование компьютерных технологий на уроках английского языка оказывает положительное влияние на образовательный процесс и мотивацию учащихся. Разнообразные интерактивные учебные задания, доступные через интернет, помогают учащимся развивать навыки чтения, письма, аудирования и говорения на английском языке. Это также способствует расширению словарного запаса и улучшению языковых навыков. Проведение наблюдений, анализа занятий и обратной связи со стороны учащихся позволяет учителям адаптировать методику обучения с учетом потребностей и интересов учащихся. Результаты исследований показывают, что использование информационных технологий на уроках английского языка способствует увеличению заинтересованности учащихся в обучении и активизирует их учебную деятельность. Использование новых информационных технологий создает комфортные условия для обучения, помогает расширить языковые и социокультурные компетенции учащихся, а также изменяет мотивы изучения английского языка с внешних на внутренние, что в свою очередь способствует более эффективному обучению и развитию мотивации к изучению иностранного языка.