Статья посвящена исследованию государственной наградной системы Российской Федерации. В статье приводятся понятие и строение государственной наградной системы Российской Федерации, характеризуются уровни наградной системы.
Ключевые слова: награда, наградная деятельность, государственная наградная система.
В современной России к наиболее эффективным инструментам правового стимулирования полезной трудовой и общественной деятельности граждан следует отнести применение наград от имени государства. [4, c. 13] Наградная деятельность органов государственной власти оказывает прямое влияние на общественные процессы, выражая не только материальные, но и духовные интересы и потребности общества. В общем смысле, наградная деятельность — это неотъемлемый и необходимый элемент административной деятельности, а также важный инструмент стимулирования общества на текущую и дальнейшую активную деятельность по достижению высоких трудовых и производственных результатов, направленных на обеспечение развития и процветания Российской Федерации, образцовое поведение и дисциплинированность.
Признание заслуг человека органами государственной власти различных уровней порождает достаточно сложную классификацию наград. Классификация наград может иметь различные критерии, инструменты определения значимости, различные подходы. Выработка единых критериев оценки при осуществлении классификации наград является достаточно сложной для решения задачей [5, с. 12].
В научных правовых исследованиях и литературе на тему наградных правоотношений существуют различные взгляды на определение государственной наградной системы, а также на ее строение. Наиболее полное и четкое определение государственной наградной системы Российской Федерации видится следующим образом: государственная наградная система Российской Федерации — это совокупность всех наград и поощрений, учреждаемых и присуждаемых главой государства, органами публичной власти Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, содержащих перечень мер, обеспечивающих существование и функционирование государственной наградной системы и наградного производства.
При анализе наградных систем могут быть введены различные классификационные признаки [5, с. 12]. В качестве важных критериев при выделении уровней государственной наградной системы необходимо учитывать разделение ветвей власти, их иерархию, а также влияние наличия той или иной награды на возможность получения более высокой по степени награды.
Учитывая вышеизложенное, можно выстроить государственную наградную систему Российской Федерации, которая включает в себя следующие уровни согласно иерархии:
1) государственные награды Российской Федерации;
2) награды и поощрения Президента Российской Федерации;
3) награды и поощрения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, то есть парламентские, правительственные награды, награды министерств и ведомств, награды федеральной судебной системы Российской Федерации, так называемые отраслевые награды;
4) награды органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть региональные награды;
5) награды органов местного самоуправления Российской Федерации, то есть муниципальные награды.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся государственные награды и почетные звания Российской Федерации. Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации гласит, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов [1]. Таким образом, награды субъектов Российской Федерации можно отнести к предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, государственные награды и награды субъектов Российской Федерации являются компонентами, частью единой государственной наградной системы. Это обуславливается тем, что учреждение и правовое регулирование наград относится к компетенции государственных органов (должностных лиц). Деятельность государственных органов, независимо от их уровня, построена на единых принципах и нормах Конституции Российской Федерации. Федеральный и региональный уровни наградной системы не дублируют, а дополняют друг друга, осуществляя функции в рамках единого института награждения [3, с. 341]. При всем этом каждый из уровней государственной наградной системы сам по себе так же представляет наградную систему.
Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, социально-экономическое и технологическое развитие Российской Федерации, развитие культуры, искусства, науки, просвещения, физической культуры и спорта, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством [2].
Устанавливаются следующие виды государственных наград:
1) высшие звания Российской Федерации;
2) ордена Российской Федерации;
2.1) знак отличия ордена Святого Георгия — Георгиевский Крест;
3) медали Российской Федерации;
3.1) почетный знак Российской Федерации «За успехи в труде»;
3.2) знаки отличия Российской Федерации;
4) почетные звания Российской Федерации [2].
Государственная наградная система Российской Федерации представлена также наградами и поощрениями Президента Российской Федерации, а также федеральных органов государственной власти Российской Федерации, на первом уровне которых располагаются парламентские и правительственные награды, награды федеральной судебной системы Российской Федерации. Перечисленные награды по своей сущности хоть и не относятся к государственным, но, тем не менее, представляют высокую значимость.
Другим уровнем наград федеральных органов государственной власти Российской Федерации являются награды федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Ведомственные (отраслевые) награды Российской Федерации — награды, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и учреждаются для награждения за заслуги в определенной отрасли. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации издают собственные нормативные правовые акты, которые закрепляют перечень ведомственных (отраслевых) наград, заслуги, за которые осуществляется награждение, порядок представления к награждению ведомственными (отраслевыми) наградами, а также порядок награждения.
Важное место в наградной системе Российской Федерации занимают награды органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так называемые региональные награды. Важны они потому как имеют большое разнообразие форм награждений, и, в зависимости от субъекта Российской Федерации, характер правового регулирования. Как правило, такие награды вручаются за заслуги перед соответствующим субъектом Российской Федерации, частным случаем которых может быть и деятельность, связанная с местным самоуправлением.
В субъектах Российской Федерации сложилась наградная система, которая представляет собой совокупность наград (почетных грамот, благодарственным писем, благодарностей), почетных званий и званий субъектов, знаков отличия, премий и иных видов поощрений. Как правило, такие награды включают в себя несколько уровней: субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта, законодательного органа субъекта, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, органов исполнительной власти субъекта.
Наградная система и виды наград органов местного самоуправления Российской Федерации имеют достаточно много схожих черт с наградными системами и видами наград органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отличие заключается лишь в том, что награждение муниципальными наградами граждан, организаций и коллективов организаций производится за заслуги, успехи и достижения в социально-экономическом, научном и культурном развитии конкретного муниципального образования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013.
- О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102141190.
- Запарий, В. В. Награды и наградная система: определения и характеристики / В. В. Запарий, Д. В. Шуняков // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация России в XVIII–XXI вв.: материалы XIII Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 18–19 октября 2018 года. Том 1. — Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральское отделение Российской академии наук» (УрО РАН), 2018. — С. 333–345. — EDN YMLVNZ.
- Кокурина, О. Ю. Ведомственные награды как объект нормотворчества федеральных органов исполнительной власти / О. Ю. Кокурина // Инновации в гражданской авиации. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 12–18. — EDN BRBTRU.
- Щепотьев, А. В. Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации: Монография / Щепотьев А. В. — Москва: Юстицинформ, 2017. — 80 с.: ISBN 978–5–7205–1370–2.