Статья посвящена вопросам исторического развития и становления наградной политики в Российской Федерации. Автор анализирует исторические и современные особенности поощрительных санкций, выявляет существующие проблемы, а также рассматривает перспективы развития политики в сфере наград.
Ключевые слова: санкция, поощрение, наградная политика, награда, заслуга.
Каждый человек, осуществляя свою деятельность, так или иначе, рассчитывает на положительную общественную оценку. Хорошо это или плохо, но большинство из нас зависит от мнения окружающих, а значит, зависит от форм и способов поощрения. Поощрение может не выступать в качестве цели деятельности человека, но при этом является приятным «лакомым кусочком».
С самого детства нас приучают к оценкам со стороны окружающих: ребенка хвалят родители за хорошее поведение, в школе и институте ученикам и студентам ставят оценки за успеваемость, на рабочем месте сотрудника поощряют премией. По мере того, как развивается и взрослеет личность, соответственно, растут и потребности. Так же меняются и виды поощрений, кроме устной похвалы появляется возможность стать объектом официальной документально-зафиксированной позитивной санкции. В этом случае можно смело сказать, что государственные награды выступают весомым бонусом для человека, который большую часть жизни посвятил своему любимому делу и добился определенных успехов.
В политике любого государства значительную роль играет наука, которая необходима для моделирования и реализации идей в различных сферах жизнедеятельности общества. В том числе и в наградной политике значение науки трудно переоценить, так как именно она «освещает путь» данной политике, создает все необходимые механизмы для ее эффективности. Еще в начале XX в. П. А. Сорокин писал, что в то время как наука о преступлении и наказании (уголовное право) выросла до громадных размеров и получила характер гипертрофический, наука о подвигах и наградах или, если угодно, наградное право, даже и не значится в числе научных дисциплин. Наука наградного права должна способствовать постепенному становлению самостоятельной отрасли законодательства–законодательству о наградах. В настоящее время, разумеется, речь идет лишь о формировании и развитии такой подотрасли, складывающейся на стыке конституционного, административного, трудового права, у которой уже ясно выделяются общая и особенная части, сформирован наградной процесс.
Согласно федеральному законодательству государственные награды Российской Федерации — высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Стоит отметить, что обозначение понятия «государственная награда» на высшем правовом уровне (Конституция Российской Федерации) демонстрирует признание законодателем важности урегулирования не только негативных социальных явлений, но и сферы позитивной социальной активности человека. Любая государственная награда в различной степени влияет на социальный статус награждаемого, а значит, и на его личное самоощущение своего места в государстве и в обществе в целом.
Структура государственной наградной системы Российской Федерации включает в себя основные категории, которые необходимы для её полноценного и эффективного функционирования: правовую, функциональную, идеологическую, социальную, эмблематическую и вещественную категории, а также категорию форм награждений. Всё это позволяет считать комплекс государственных наград Российской Федерации системным образованием. Для того, чтобы дать объективную оценку современной наградной системе, необходимо проанализировать историю ее становления и развития.
Создание в 1991 году суверенного государства (Российской Федерации) и дальнейшее изменение государственного устройства страны привело к смене государственных символов и послужило причиной появления современной системы государственных наград. Создание наградной системы Российской Федерации осуществлялось с соблюдением двух принципов: заимствование исторических традиций наградной практики и восстановление некоторых наград Российской империи. Стоит отметить, что при формировании наградной системы современной России также были сохранены отдельные награды и использованы принципы функционирования наградной системы времен Советского Союза.
С момента своего формирования государственная наградная система находилась в компетенции лиц, которые не только не имели специального образования, но и не обладали практическими навыками в сфере реализации наградной политики. Конечно, отсутствие профессионализма у руководителей, которые стояли у истоков развития наградной системы, не лучшим образом отразилось на дальнейшем процессе ее функционирования. Негативные моменты становления наградной системы не удалось искоренить и по настоящее время. Казалось бы, прошло достаточное количество времени для того, чтобы выявить все недостатки в практике применения наградного дела и исправить их. Однако анализ современного состояния системы наград позволяет сказать, что положительные изменения не существенны. Субъекты реализации наградной политики не смогли разработать принципиально новые критерии её реализации и дальнейшего развития. Такую ситуацию можно объяснить лишь отсутствием конкретной и понятной идеологической основы, которая определяла бы общий характер наградной политики Российской Федерации.
Годом окончания периода становления наградной системы в России принято считать 1999 год. Анализ изучения этапов формирования и развития наградной системы Российской Федерации показывает, что к началу 2000-х годов нормативно-правовая база наградной системы современной России, устанавливающая государственные награды и регламентирующая порядок их функционирования, была введена в действие. Большинство указов президента России, утверждённых в период с 2000 по 2009 годы, было обусловлено учреждением и введением в современную наградную систему новых орденов, медалей и почётных званий.
В итоге система государственных наград объединила в себе награды и основные положения законодательной базы советской наградной практики, а также восстановленные награды и принципы функционирования наградной системы Российской империи, предварительно приведённые в соответствие с требованиями времени. Правовые основы, регламентирующие порядок функционирования наград Российской Федерации и СССР, различаются лишь формально с учётом произошедших изменений общественного строя, государственного управления и административно-территориального деления страны. Установленные правила функционирования ряда орденов Российской Федерации разработаны в традициях имперской сословной наградной системы, и их действие в современном обществе нарушает принципы общественного равенства.
В настоящее время основным документом в сфере реализации наградной политики является Указ Президента Российской федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Однако современная активность в сфере наградной политики государства породила целый комплекс проблем правового характера. Правовое регулирование наградного дела не имеет единообразия, последовательности, логичности и завершенности, что обусловливает потребность исследования наградной деятельности как проявления поощрительного метода управления.
Для повышения эффективности наград необходимы разработка научно-теоретических основ и понятийно категориального аппарата правового регулирования наградного дела; внесение изменений в законодательство о наградах; формулирование обоснований принимаемых государством решений в сфере наградного права. Наградное дело в Российской Федерации еще не было предметом комплексных юридических исследований, хотя отдельные вопросы данной темы подвергались научному изучению.
Процесс совершенствования наградной политики должен включать в себя внесение изменений в имеющиеся нормативные акты в сфере наградной политики. Необходимо сделать законодательство боле конкретным в определенны вопросах, но при этом необходимо учитывать, что нормативно-правовые акты должны быть «гибкими». То есть необходимо учитывать стремительно развивающееся общество и сферы деятельности человека.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»// СЗ РФ. № 37. Ст. 4643.
- Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность. М.: Л., 1928. 302 с.
- Винокуров В. А. Государственные награды субъектов Российской Федерации — атрибут государственности// Юридическая мысль. 2010. № 5. 64 с.
- Дьяченко Е. В. Поощрительные санкции как особая разновидность правовых санкций// Современное право. 2012. № 12. 58 с.
- Лошкарев А. В. Некоторые вопросы соотношения правовых гарантий и правовых стимулов// Вопросы экономики и права. 2013. № 4. 75 с.
- Малько А. В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций// Общественные науки и современность. 1998. № 4. 75 с.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 146 с.
- Трофимов Е. В. Принципы наградного дела// Право и политика. 2011. № 4. 136 с.