Статья посвящена вопросам организации дорожного движения и обеспечения безопасности на дорогах. Приводятся определения из Федерального закона и статистические данные, свидетельствующие о снижении количества дорожно-транспортных происшествий за последние годы.
Ключевые слова: организация дорожного движения, безопасность дорожного движения, административная ответственность в области организации дорожного движения.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения определяется как «деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения» [1].
Безопасность дорожного движения является целью и одновременно с этим ожидаемым результатом деятельности по организации дорожного движения. Исходя из этого, можно изучить эффективность мер в данной области. Согласно Информационно-аналитическому обзору “Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год”, в 2022 году сохранилась тенденция снижения количества дорожно-транспортных аварий и последствий данных аварий соответственно (см. рис. 1).
Рис. 1. Показатели аварийности в период 2012–2022 гг.. (Источник: данные обзора «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год» / [2])
Данных показателей удалось достигнуть несмотря на то, что количество зарегистрированных транспортных средств на дорогах России продолжает расти, что говорит о качественных улучшениях в данной сфере (см. рис. 2).
Рис. 2. Зарегистрированные транспортные средства в период 2012–2022 гг., млн. (Источник: данные обзора «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год» / [2])
При этом в стране сохраняется достаточно высокая опасность дорожно-транспортных происшествий — в каждом одиннадцатом столкновении есть случай с летальным исходом. Также согласно аналогичному обзору за 9 месяцев 2023 года, динамика сменила тенденцию в негативную сторону по показателям количества дорожно-транспортных аварий и летальных последствий данных аварий (см. рис. 3).
Рис. 3. Показатели аварийности за 9 месяцев в период 2018–2023 гг., ед. (Источник: данные обзора «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года» / [3])
При анализе причин и сопутствующих условий ДТП статистика демонстрирует, что пресечение нарушений ПДД водителями остается приоритетной деятельностью по обеспечению безопасности на дорогах (см. рис. 4).
Рис. 4. Основные причины и сопутствующие условия ДТП, % (Источник: данные обзора «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года» / [3])
На основе анализа научных работ стоит отметить, что авторами нахождение путей повышения безопасности дорожного движения по большей части осуществляется в изучении особенностей поведения и намерений участников дорожного движения, характера нарушений ДТП, отношения водителей к существующим санкциям, улучшений систем контроля состояния транспортных средств и т. п. [4]
В свою очередь, тезисы государственной политики в сфере регулирования безопасности дорожного движения представлены в «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы», где выделены основные пути по совершенствованию дорожного движения [5]. Согласно данному документу, на момент формирования основных направлений развития сферы по статистике 2016 года в 41,2 % дорожно-транспортных происшествий было отмечено неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, а также было выражено опасение об отставании темпов развития улично-дорожной сети и увеличения количества зарегистрированных транспортных средств на дороге.
По данным причинам в перечень основных направлений в сфере безопасности дорожного движения был включен пункт по совершенствованию дорожной инфраструктуры, что охватывает как техническо-эксплуатационный аспект, так и деятельность по улучшению организации дорожного движения.
Таким образом, деятельность по организации дорожного движения может нарушать общественную безопасность в сфере дорожного движения, что подразумевает, что административная ответственность должна распространяться не только на непосредственных участников дорожного движения, но и на субъектов, осуществляющих функции в сфере организации дорожного движения [6]. Развитие административной ответственности важно в данном случае для предупреждения нарушений, так как у административной ответственности основная функция — превентивная функция. На данный момент административная ответственность субъектов организации дорожного движения не выделена в отдельную категорию в структуре Кодекса об административных правонарушениях.
Изучение темы административной ответственности в области организации дорожного движения становится привлекательнее среди авторов научных работ, так как формализация данного направления развития общественных отношений находится в начальном этапе. Эта необходимость продиктована не только стратегической политикой государства, но и является важным этапом для систематизации и структуризации нормативных правовых актов в сфере дорожного движения в целом.
Литература:
- Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29.12.2017 N 443-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года. Информационно-аналитический обзор. М. ФКУ “НЦ БДД МВД России”, 2023, 40 с.
- Садыкова, А. О. Проблемы административного законодательства в области организации дорожного движения / А. О. Садыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 387–389. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108816/ (дата обращения: 14.02.2024).
- Распоряжение Правительства РФ " Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы " [Электронный ресурс]: от 08.01.2018 N 1-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Такмакова Ю. В. К вопросу о содержании административной ответственности в сфере организации дорожного движения / Ю. В. Такмакова // Юристъ-Правоведъ. — 2021. — № 1(96). — С. 217–220.