В данной статье автор исследует вопросы административной ответственности за нарушение ПДД, необходимости ужесточения наказаний и сохранении баланса между строгостью и тяжестью нарушения. Автор также анализируют поведение участников дорожного движения и основывают свою работу на изучении их психологии.
Ключевые слова: административная ответственность за нарушение ПДД, поведение участников дорожного движения, организация дорожного движения.
Изучение административной ответственности в области дорожного движения, исходя из анализа научных статей, справедливо сосредоточено на вопросах ужесточения санкций по отношению к водителям, как к участникам дорожного движения, но при этом сохранять баланс в соразмерности наказания и степени тяжести нарушения [1]. Данный факт связан с тем, что основной причиной аварий сохраняется нарушение правил дорожного движения водителями. В 2022 году удельный вес таких нарушений составил 87,7 % от общего количества дорожно-транспортных происшествий в РФ [2].
Деятельность по улучшению организации дорожного движения, которая заключается, например, в выставлении скоростного режима на определенных участках дороги, основывается в том числе и на изучении психологии участников дорожного движения, большая часть которого посвящена водителям. Поведение участников дорожного движения характеризуется поведением в условиях риска, что означает действия в неоднозначной обстановке [3]. Поведение пассажиров, как участников дорожного движения, отличается пассивностью, в то время как перед водителями стоит конфликт мотивов: минимизация затрат времени для достижения конечного пункта и стремление к безопасности. Данное противоречие сводится к регулированию скоростного режима и определению направления движения для обеспечения баланса при дорожном движении.
При этом конфликт мотивов рассматривается в абсолютных условиях, то есть не учитывает дорожную инфраструктуру (например, состояние дорожного полотна пути). Так, водитель может принимать решение о выборе короткого пути с плохими дорожными условиями или более затратного по времени безопасного пути. Таким образом, стоит отметить важность деятельности по организации дорожного движения для удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения безопасности передвижения, что приводит к формированию задач, полномочий и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнения своих обязанностей субъектов, осуществляющих данную деятельность.
При рассмотрении общественных отношений, складывающихся в сфере организации дорожного движения, стоит определить перечень субъектов соответствующих отношений. Такмакова Ю. В. в своей работе «К вопросу о содержании административной ответственности в сфере организации дорожного движения» предложила следующий состав субъектов в сфере организации дорожного движения (см. рис. 1).
Рис. 1. Субъектный состав в сфере организации дорожного движения / [4]
При выделении участников общественных отношений стоит также обратиться к Федеральному закону от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в том числе прописаны полномочия уполномоченных субъектов в области организации дорожного движения [5].
В Кодексе об административных правонарушениях (далее — КоАП) административная ответственность в области дорожного движения по большей части регулируется Главой 12, которая соответственно называется «Административные правонарушения в области дорожного движения» [6]. В области административной ответственности организации дорожного движения на данный момент существуют отдельные статьи КоАП, косвенно или напрямую относящиеся к правонарушениям в сфере организации дорожного движения, которые в отдельную категорию не были выделены (см. рис. 2).
Рис. 2. Перечень статей КоАП в сфере организации дорожного движения / [4]
Для выявления оснований для привлечения к ответственности за специальные правонарушения в сфере организации дорожного движения необходимо использовать риск-ориентированный подход. Действующее законодательство предусматривает применение этого подхода в качестве одного из ключевых принципов организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора). Считается, что применение риск-ориентированного подхода в сфере организации дорожного движения позволяет определить степень противоправного поведения конкретного участника общественных отношений, связанных с данной сферой деятельности, которая должна быть в виде дифференцированной шкалы, определяющей величину каждого конкретного риска.
Конкретные параметры вышеуказанных рисков необходимо устанавливать в рамках отдельного Постановления Правительства РФ для вынесения административной ответственности в области организации дорожного движения в отдельную категорию. Важное значение для определения конкретных составов административных правонарушений в сфере организации дорожного движения имеет установленная действующим законодательством классификация рисков, включающая чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий уровни риска.
Таким образом, административная ответственность в области организации дорожного движения находится на начальном этапе формирования. При этом необходимость развития общественных отношения в сфере организации дорожного движения лежит в области интересов государственной политики, в связи с чем ожидается и развитие нормативных правовых актов, в том числе и в направлении административной ответственности.
Литература:
- Кореньков К. В. совершенствование законодательства в сфере применения мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / К. В. Кореньков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 2–2(77). — С. 172–174.
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.
- Хомякова Д. Л. Транспортная психология и философия водителя / Д. Л. Хомякова // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития: статьи участников ХХ Республиканской технической научно-практической конференции, Чебоксары, 18 марта 2021 года. — Чебоксары: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» Волжский филиал, 2021. — С.
- Такмакова Ю. В. К вопросу о содержании административной ответственности в сфере организации дорожного движения / Ю. В. Такмакова // Юристъ-Правоведъ. — 2021. — № 1(96). — С. 217–220.
- Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29.12.2017 N 443-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».