Данная статья посвящена практике судебного контроля при применении мер уголовно-процессуального принуждения. В статье рассмотрены основные меры уголовно-процессуального принуждения, функции и порядок осуществления судебного контроля. Выделены недостатки судебного контроля под применением оставления под стражей и возможные пути улучшения его практики.
Ключевые слова: судебный контроль, применение мер, уголовно-процессуальное принуждение.
Современное правовое государство должно гарантировать защиту прав и свобод граждан, в том числе и при применении мер уголовно-процессуального принуждения. Согласно действующим статьям 10, 118 и 123 Конституции РФ, а также статьям 15 и 243 Уголовно-процессуального кодекса РФ, суд сам по себе не может выступать в качестве органа уголовного преследования и в целом не принимает ни сторону защиты, ни сторону обвинения. Однако в практике судебных органов часто возникают проблемы при применении мер, что может приводить к нарушению прав граждан и несправедливому решению суда. Судебный контроль при применении мер уголовно-процессуального принуждения является необходимым для обеспечения справедливости и защиты прав граждан. Но не всегда этот контроль осуществляется должным образом, что может приводить к ошибкам и недостаткам в правоприменительной практике.
Мера уголовно-процессуального принуждения — это совокупность действий и мер, применяемых правоохранительными органами для обеспечения выполнения уголовно-процессуальных требований и обеспечения законности в ходе расследования и судебного разбирательства уголовных дел [1].
Меры уголовно-процессуального принуждения включают в себя такие инструменты, как задержание, арест, обыск, досмотр, осмотр, вынужденное лечение и др. Они направлены на обеспечение правопорядка и борьбу с преступностью, но могут ограничивать основные права и свободы граждан. Профессор А. В. Головко в своей работе [3] выделяет меры процессуального принуждения в отдельный институт по целевому критерию. Главная цель таких мер заключается в обеспечении принудительного соблюдения участниками уголовного процесса их процессуальных обязанностей или предотвращений возможного уклонения от данных обязанностей.
К видам мер уголовно-процессуального принуждения согласно главам 12, 13, 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ относятся:
— изоляция — мера, направленная на ограничение свободы подозреваемых и обвиняемых. К ней относятся арест, задержание, содержание под стражей.
— ограничение прав — мера, ориентированная на ограничение отдельных прав подозреваемых и обвиняемых, таких как право на свободу передвижения, общения и трудоустройства. Это может быть предписание о невыезде из места жительства, запрет на общение с физическими лицами и ограничения на занятие определенной деятельностью.
— принудительные меры — это действия, адресованы на принуждение подозреваемых и обвиняемых к сотрудничеству с правоохранительными органами. К ним относятся принудительная явка к следователю, принудительная явка на допрос и принудительный медицинский осмотр.
Применение различных мер уголовно-процессуального принуждения зависит от характера преступления и конкретной ситуации. Например, применение ареста возможно только в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а решение о задержании принимается на основании веских доказательств вины подозреваемого. Применение мер принуждения допустимо только при наличии законных оснований и в строгом соответствии с законом. Дополнительные меры могут быть применены только в том случае, если они не противоречат закону и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых [2].
Контроль за мерами принуждения осуществляется судами на различных стадиях уголовного процесса в целях защиты прав и свобод подозреваемых и обвиняемых, а также обеспечения законности в ходе уголовного процесса.
Функции судебного контроля определяются следующими аспектами:
- Контроль за соблюдением законности — суд проверяет соответствие применяемых мер уголовно-процессуального принуждения законодательству и обоснованность их применения.
- Защита прав и свобод, подозреваемых и обвиняемых — суд проверяет, не нарушаются ли права и свободы, подозреваемых и обвиняемых при применении мер уголовно-процессуального принуждения.
- Обеспечение эффективности уголовного процесса — суд контролирует, чтобы применяемые меры не препятствовали расследованию уголовного дела и не затягивали процесс.
Порядок осуществления судебного контроля включает следующие этапы:
- Подача жалобы — подозреваемый или обвиняемый может подать жалобу на применение мер уголовно-процессуального принуждения в суд.
- Рассмотрение жалобы — суд рассматривает жалобу и проверяет законность, и обоснованность применения мер уголовно-процессуального принуждения.
- Принятие решения — суд принимает решение о законности и обоснованности применения мер уголовно-процессуального принуждения и может отменить или изменить решение правоохранительных органов.
- Обжалование решения — подозреваемый или обвиняемый имеет право обжаловать решение суда в вышестоящую инстанцию.
Судебный контроль при применении меры оставления под стражей имеет свои особенности, поскольку это самая суровая мера уголовно-процессуального принуждения, которая ограничивает свободу подозреваемого или обвиняемого на всё время расследования и судебного разбирательства дела. Суд обязан проверить законность и обоснованность применения меры оставления под стражей, даже если это решение было принято судьёй или прокурором. Судебный контроль должен быть проведён в течение трех суток с момента принятия решения. Оставление под стражей должно быть обосновано конкретными обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости применения этой меры. Подозреваемый или обвиняемый имеют право обжаловать решение оставления под стражей в вышестоящую инстанцию.
Мера обеспечения участия в судебном процессе, а также мера ареста и принудительного лечения контролируется судом для того, чтобы эти меры не ущемляли право подозреваемого или обвиняемого на защиту своих интересов. Суд проверяет необходимость применения данной меры и исследует возможность использования иных мер, не нарушающих права и свободы подозреваемого или обвиняемого. Суд также обеспечивает, чтобы применение мер по обеспечению участия в судебном заседании не затягивало процесс и не мешало расследованию уголовного дела.
Контроль за применением ареста включает оценку судом законности и обоснованности применения ареста с учетом характера и тяжести совершенного преступления, индивидуальных особенностей подозреваемого или обвиняемого, его связей с другими участниками уголовного дела, а также вероятность сокрытия или вмешательства в ход расследования. Суд также обеспечивает соответствие сроков содержания под стражей правовым нормам, а также проверяет условия содержания, обеспечивая их соответствие требованиям законодательства и защиту прав и свобод подозреваемого или обвиняемого [5].
Применение меры принудительного лечения состоит в проверке судом законности и обоснованности применения этой меры с учетом характера и тяжести совершенного преступления, индивидуальных особенностей подозреваемого или обвиняемого, а также наличие психических расстройств. На основании результатов лечения и заключения специалистов оценивается эффективность принудительного лечения и принимается решение о продлении или прекращении этой меры [4].
В ходе анализа судебных решений по вопросам судебного контроля при применении мер уголовно-процессуального принуждения выявлено, что в основном суды осуществляют контроль в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее, на практике могут возникать ошибки, которые нарушают права граждан. Одна из главных ошибок — неверная оценка необходимости применения мер принуждения. Суд может принять решение о наложении ареста по необоснованному подозрению, не приняв во внимание представленные доказательства и обстоятельства дела. Также суд может принять решение об аресте имущества при наличии незначительных обстоятельств, которые не могут служить основанием для принятия такой меры. Также возможно, что срок содержания под стражей может быть незаконно продлен.
Для повышения качества судебного контроля при применении мер уголовно-процессуального принуждения особое внимание следует уделять мониторингу судебных решений, тщательному рассмотрению обстоятельств дела. Такие шаги помогут минимизировать ошибки, которые могут нарушить права граждан, и укрепят доверие к судебной системе, тем самым обеспечив справедливость в уголовном правосудии.
Литература:
- Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Избрание меры пресечения судом: науч.- практ. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н. А. Колоколова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 543 с.
- Богданов, А. В. Судебный контроль при применении мер уголовно-процессуального принуждения в современной российской правовой системе. //Журнал российского права, 2017, № 6, с. 62–68.
- Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л. В. Головко. — 2-е изд., испр. — М.: Статут, 2017. С. 523.
- Карханина, Л. В. О некоторых правовых вопросах осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля за применением принудительных мер медицинского характера. — Текст: непосредственный // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-pravovyh-voprosah-osuschestvleniya-ugolovno-ispolnitelnymi-inspektsiyami-kontrolya-za-primeneniem-prinuditelnyh-mer (дата обращения: 03.12.2023).
- Кузнецов, А.П., Ковтун Н. Н. Судебный контроль законности и обоснованности задержания подозреваемого. — Текст: непосредственный // Российский судья. — 2004. — № 7.