Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 08.02.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ионов, Д. В. Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности / Д. В. Ионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111141/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Ключевые слова: суворовское военное училище, нравственное воспитание, толерантность, внеурочная деятельность.

Одной из основополагающих задач деятельности суворовского военного училища является обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям. Исходя из этого, важнейшее место в системе воспитательной работы суворовских училищ занимает нравственное воспитание обучающихся. Целью нравственного воспитания суворовцев является воспитание нравственных чувств, убеждений и формирование этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Основополагающими ценностями, на которых базируется работа педагогического коллектива по нравственному воспитанию, являются нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность; красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Одним из важнейших нравственных качеств личности является толерантность, что особенно актуально в условиях многонационального и многоконфессионального современного российского общества.

Толерантность — это способность уважать и принимать разнообразие мнений, убеждений, культур, религий и образов жизни без проявления враждебности или дискриминации. Это понятие связано с тем, чтобы быть открытым и уважительным к различиям между людьми, несмотря на их индивидуальные особенности. Толерантность подразумевает уважение к правам и свободам других людей, даже если их мнения или образ жизни отличаются от собственных. Она является важным аспектом построения гармоничного общества, где люди различных культур и убеждений могут сосуществовать, сотрудничать и обогащать друг друга разнообразием опыта и позиций.

Воспитание толерантности у суворовцев ставит перед собой следующие задачи:

— Содействие мирному сосуществованию. Воспитание толерантности помогает создать дружелюбное и мирное общество, где люди разных культур, вероисповеданий, рас и убеждений могут сосуществовать без конфликтов.

— Укрепление социальной солидарности. Толерантные люди более склонны к сотрудничеству и взаимопомощи. Это способствует формированию солидарного и единого коллектива взвода, роты и училища, также содействует укреплению всего общества в целом.

— Противодействие дискриминации и предвзятости. Воспитание толерантности помогает предотвращать дискриминацию и предвзятость, поскольку суворовцы учатся уважать и ценить различия, а не осуждать их.

— Развитие межкультурного понимания. Толерантные суворовцы лучше понимают и уважают культурные различия. Это способствует формированию открытого взгляда на мир и разнообразие.

— Поддержка психосоциального развития. Воспитание толерантности помогает развивать социальные навыки, такие как коммуникация, эмпатия и умение решать конфликты мирным путем.

— Подготовка к глобальному обществу. В мире, становящемся все более глобальным, важно, чтобы суворовцы понимали и ценили многообразие культур и взглядов, чтобы эффективно взаимодействовать в международном контексте.

— Создание более безопасной и поддерживающей среды. Толерантная атмосфера в училище способствует тому, что обучающиеся чувствуют себя безопасно и уважаемо, что благотворно сказывается на их эмоциональном и общественном развитии.

Формирование толерантности у школьников требует комплексного подхода, включающего в себя образовательные, социальные и педагогические мероприятия. Вот несколько методов, которые могут помочь в этом процессе:

— Проведение классных часов, посвященных теме толерантности, чтобы воспитывать уважение к различиям, включение в них заданий, направленных на развитие эмпатии и понимания чувств других людей, проведение обсуждений и групповых активностей, в которых суворовцы могут выражать свои взгляды и слушать точки зрения других;

— Организация межкультурных событий, фестивалей, ярмарок и дней открытых дверей для представления различных культур и традиций;

— Сотрудничество с учебными заведениями из разных стран для обмена опытом и культурными особенностями;

— Использование реальных примеров, личных историй и кейсов из жизни, которые могут проиллюстрировать важность толерантности и преодоления стереотипов;

— Приглашение гостей из разных культур для рассказа о своем опыте и ответа на вопросы суворовцев;

— Педагоги и взрослые вокруг суворовцев должны служить примером толерантного поведения. Дети часто копируют поведение взрослых, поэтому важно демонстрировать уважение к разнообразию;

— Привлечение внимания к негативному поведению и проведение обучающих моментов по решению конфликтов без насилия;

— Организация родительских встреч и семинаров, посвященных обсуждению вопросов разнообразия и толерантности;

Формирование толерантности во время классных часов может быть эффективным и целенаправленным процессом при использовании следующих форм и методов работы:

— Тематические уроки и презентации: проведение классных часов, посвященных темам многообразия культур, религий, языков и образовательных подходов. Представление учащимся информации о выдающихся личностях из разных культур и времен.

— Истории успеха: рассказы историй людей, которые преодолели трудности, связанные с предвзятостью и дискриминацией. Обсуждение их вклада в общество, и как они смогли повлиять на изменение отношения к разнообразию.

— Культурные мероприятия: организация мероприятий, нацеленных на понимание и ценность различных культур. Проведение культурных фестивалей, где суворовцы могут представлять свои традиции и обычаи.

— Игры и упражнения: использование обучающих игр, направленных на развитие толерантности и командной работы.

— Ролевые игры: организация классных часов, в которых суворовцы могут почувствовать себя в роли других людей и развивать эмпатию.

— Исследовательские проекты: выполнение учащимися исследовательских проектов о различных культурах, историях и традициях.

— Рефлексия: завершение классных часов рефлексией, где суворовцы могут высказать свои мысли, впечатления и понимание темы. Поощрение обсуждений и сопровождение его положительными выводами.

В воспитании толерантности во внеурочное время могут помочь классные часы со следующей тематикой:

— «Ценность разнообразия». Обсуждение важности разнообразия в обществе, где каждый вносит свой вклад в общество благодаря уникальным чертам;

— «Многообразие культур». Изучение и представление различных культур, традиций и обычаев. Рассмотрение того, как разнообразие культур обогащает общество.

— «Борьба с предвзятостью». Разбор ситуаций, связанных с предвзятостью и стереотипами. Обсуждение стратегий борьбы с предвзятыми мнениями и создания открытой среды.

— «Межкультурное понимание» Изучение основ межкультурного понимания. Разбор ситуаций, где непонимание может привести к конфликтам, и как этого избежать.

— «Эмпатия и сочувствие» Обучение эмпатии и сочувствия. Рассмотрение того, как понимание чувств других людей может способствовать толерантности.

— «Равные возможности». Рассмотрение вопросов равных возможностей и справедливости. Обсуждение того, как поддерживать равноправие в обществе.

— «Дружба между культурами». Исследование примеров дружбы и сотрудничества между представителями различных культур.

— «Толерантность в цифровом мире». Рассмотрение вопросов толерантности в онлайн-среде. Обсуждение влияния интернета на формирование взглядов и как избегать онлайн-предвзятостей.

— «Религиозная толерантность». Изучение религий и их роли в обществе. Разговор о том, как уважение религиозных убеждений способствует толерантности.

— «Спорт и толерантность». Анализ примеров спортивной толерантности и сотрудничества. Обсуждение того, как спорт может объединять людей независимо от их различий.

Таким образом, воспитание толерантности является важной составляющей образовательного процесса, направленной на формирование у школьников ключевых ценностей, необходимых для гармоничного и устойчивого общества. Формирование толерантности — это долгосрочный процесс, требующий усилий со стороны образовательных учреждений, учителей, родителей и общества в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание толерантности, культура, толерантность, общество, суворовец, суворовское военное училище, формирование толерантности, внеурочная деятельность, воспитательная работа, межкультурное понимание.


Похожие статьи

Опыт формирования познавательной мотивации у обучающихся в условиях суворовского военного училища

В статье дается определение познавательной мотивации, объясняется актуальность её формирования у обучающихся, рассматриваются особенности этого процесса во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Реализация гендерного подхода во внеурочное время

В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенност...

Внеурочная деятельность — важнейший компонент воспитательной деятельности в суворовском училище (из опыта работы)

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов учебного военного центра

В работе рассматриваются основные теоретические положения, лежащие в основе организации воспитательного процесса в учебном военном центре при университете. Обосновано, что одной из важных задач подготовки будущих офицеров является воспитание патриоти...

Патриотическая направленность в воспитании детей с умственной отсталостью классным руководителем во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной статье представлен опыт работы классного руководителя в воспитании патриотической направленности через реализацию проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Похожие статьи

Опыт формирования познавательной мотивации у обучающихся в условиях суворовского военного училища

В статье дается определение познавательной мотивации, объясняется актуальность её формирования у обучающихся, рассматриваются особенности этого процесса во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Реализация гендерного подхода во внеурочное время

В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенност...

Внеурочная деятельность — важнейший компонент воспитательной деятельности в суворовском училище (из опыта работы)

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов учебного военного центра

В работе рассматриваются основные теоретические положения, лежащие в основе организации воспитательного процесса в учебном военном центре при университете. Обосновано, что одной из важных задач подготовки будущих офицеров является воспитание патриоти...

Патриотическая направленность в воспитании детей с умственной отсталостью классным руководителем во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной статье представлен опыт работы классного руководителя в воспитании патриотической направленности через реализацию проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Задать вопрос