Административное принуждение — это метод управленческой деятельности, урегулированной нормами административного права, который состоит в оказании уполномоченными государственными и иными органами, а также их должностными лицами воздействия на коллективных и индивидуальных субъектов для достижения позитивно значимых целей (в условиях общественной, государственной необходимости), предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения установленного порядка административного судопроизводства, осуществления своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, восстановления существовавшего до совершения правонарушения положения, назначения административных наказаний за совершённое правонарушение, влекущий для последних негативные последствия правоограничительного характера.
В современной науке административное принуждение представляет собой особый метод государственного воздействия, способ управленческого регулирования, выделенный вид государственной деятельности, правовой институт.
В зависимости от отрасли права выделяют следующие виды принуждения — административное, уголовное, гражданско-правовое, конституционно-правовое, дисциплинарное. Если рассматривать принуждение как способ управленческой деятельности, то оно является неотъемлемой частью защиты общественных и государственных интересов, в тех случаях, когда добровольно субъектами права не выполняются правовые требования. Государство использует метод принуждения в целях обеспечения развития общественных правоотношений, которые основываются на нормах права.
Административное принуждение существенно отличается от других правовых видов данной формы воздействия. Оно обладает следующими признаками:
– Регулируется нормами административного права, для гарантий защиты именно тех правоотношений, которые возникают в системе государственного управления. Данный метод невозможно применить в случае несоответствия нормам административного права. В современном праве отсутствует единый правовой акт, содержащий полный перечень мер административного принуждения. Они указываются в различных источниках правового регулирования. Исключениями могут быть лишь некоторые виды мер административного принуждения, такие как административные наказания, как меры административной ответственности, обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, меры которого исчерпываются КоАП РФ, процессуальное принуждение, меры которого закреплены Кодексом административного судопроизводства РФ;
– Способ достижения мер административного принуждения устанавливается правовыми актами. Выделенным правовым институтом являются материальные и процессуальные нормы, которые регулируют применение данного метода принуждения. Административное принуждение понимается как предмет регламентации административного право, вместе с тем применение таких мер может использоваться не только для регулирования административных правоотношений, но и других отраслей права. Например, КоАП РФ предусматривает административную ответственность при нарушении норм трудового, избирательного или экологического права, а сотрудники полиции могут применять меры административного принуждения как для пресечения административных правонарушений, так и для преступлений.
– Административное принуждение может быть применено только органами государственного управления и их должностными лицами, если они имеют соответствующие полномочиями, установленные правовыми актами. Тот факт, что административное принуждение реализуется от имени государства, делает его обязательным. Так субъект управления воздействует на сознание и поведение управляемого обеспечивая соблюдение норм права и реализации тех обязанностей, которые закрепляет правовая норма. В основном меры административного принуждения используют в оперативном порядке, не требующем решения суда. Государство вправе предоставить полномочия административного принуждения отдельным органам муниципальной власти или общественным организациям в целях надлежащего исполнения норм права.
– Применяется к физическим и юридическим лицам (их структурным подразделениям). Особым видом являются органы государственной власти и местного самоуправления, к которым также могут быть применены меры административного принуждения. Однако, отличие в том, что управляемый субъект не находится с управляющим в отношениях, подразумевающих служебное подчинение.
Применение мер административного принуждения возможно лишь в случае существования законодательно закрепленных оснований. Такими могут быть: вызванные чрезвычайными обстоятельствами или угрозой их наступления, общественная или государственная необходимость; необходимость предупредить и пресечь правонарушения, обеспечить установленный порядок привлечения к административной ответственности, восстановить существовавшее до совершения правонарушения положение, назначить административное наказание за совершенное правонарушение.
Виды мер административного принуждения отличают по основаниям их применения. Различают меры, которые применяют в силу государственной необходимости; контрольно-предупредительные; административно-восстановительные; административного пресечения; обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; процессуального принуждения; административной ответственности.
Меры, которые применяют в силу государственной необходимости, это те, что характеризуются угрозой для жизни и здоровья граждан, а также функционирования государства и организаций. Главная цель — пресечь и предупредить возникновение неблагоприятных последствий событий объективного характера, таких как эпидемии, аварии, стихийные бедствия, вместе с тем и субъективного характера, таких как насильственное изменение конституционного строя, вооруженный мятеж, массовые беспорядки. Примером являются реквизиция, карантин, резервация, установление запретных зон и территорий, запрет на проведение различных массовых мероприятий, выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения.
Контрольно-предупредительные меры. Главная цель — предупредить совершение противоправных деяний физическими и юридическими лицами. Примерами таких мер будут являться проверка документов, удостоверяющих личность или подтверждающих наличие специальных прав, принудительная госпитализация и лечение в случае присутствия общественной опасности, контроль за регистрацией оружия, транспортных средств, осуществлением лицензирования.
Административно-восстановительные меры. Главная цель — возместить ущерб, причиненный правонарушением или восстановление нарушенных прав. Например, снос незаконно установленных ограждений, выдворение за пределы Российской Федерации лица без гражданства или иностранного гражданина.
Меры административного пресечения. Главная цель — пресечь совершение противоправного деяния, которым может являться как административное правонарушение, так и преступление. Примерами административного пресечения являются требования о прекращении противоправных действий, применения физической силы, специальных средств; приостановление, отзыв, аннулирование лицензии; изъятие запрещенных веществ.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Главная цель — осуществить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении, исполнить принятое по делу постановление. Перечень таких мер указан в статье 27.1 КоАП РФ. Ими являются:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
- 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно;
12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.3 или 19.28 настоящего Кодекса.
Меры процессуального принуждения. Главная цель — устранить препятствия осуществления административного судопроизводства. Могут применяться судом к лицам, нарушающим правила, установленные в суде. Исчерпывающий перечень данных мер указан в статье 116 КАС ПФ, а именно ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова; предупреждение; удаление из зала судебного заседания; привод; обязательство о явке; судебный штраф.
Меры административной ответственности. Также административные наказания. Главная цель — предупредить совершение новых преступлений не только правонарушителем, но и иными лицами. С современном действующем праве существует 10 видов административных наказаний. Они содержатся в статье 3.2 КоАП РФ. Это — предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Несмотря на различия, все меры административного принуждения объединяет общая цель — защитить порядок общественных отношений, установленных правовыми нормами. Данный факт позволяет представить меры административного принуждения, как общую систему, обеспечивающую регулирование правоотношений, которую объединяет совокупность общих признаков, как методов управленческой деятельности. Меры административного принуждения реализованы против воли управляемого субъекта и временно ограничивают его права или накладывают определенные дополнительные обязанности. Соблюдение предписаний нормативно правовых актов ставится в приоритет, с связи с чем становится возможным ограничение субъективных прав управляемого субъекта.
Однако в современном Российском праве отсутствует единый нормативно-правовой акт, регламентирующий систему административного принуждения. Возникают вопросы правильного применения норм права для защиты прав и свобод, законных интересов физических и юридических лиц при применении административного принуждения. Появляется необходимость принятия единого закона, регламентирующего административное принуждение в Российской Федерации. Он позволит сформулировать в отдельном документе понятия административного принуждения, мер административного принуждения (их перечень), государственной необходимости, мер административного пресечения, административно-восстановительных мер, административной ответственности, принципы и порядок применения данных мер. Данный документ может позволить устранить коллизии в современном праве, сформировать систему понятий, формирующих это направление. Главной целью видится повышение стабильности системы административного принуждения и облегчения трактования данной меры.
Литература:
- Административное право России: учебник 2022. Братановский С. Н., Галицкая Н. В., Директ-Медиа
- Административное судопроизводство: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры 2022. Свирин Ю. А., Прометей
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 25.12.2023)