В статье проводится анализ двух понятий — меры уголовно-правового и уголовно-процессуального принуждения. Особое внимание уделяется исследованию принудительных мер, применяемых в уголовном процессе: в результате использования системного и формально-правового методов познания автором формулируются определения видов принуждения в уголовном судопроизводстве (уголовно-правового и уголовно-процессуального), устанавливается их назначение, цель применения.
Ключевые слова: меры уголовно-правового принуждения, меры уголовно-процессуального принуждения, способы защиты, институт принуждения, уголовно-процессуальный закон.
В Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. При осуществлении собственных прав и свобод никто не должен нарушать права и свободы других лиц (части 1 и 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации).
Стремительное и эффективное формирование и выстраивание демократических отношений в обществе со всем многообразием существующих в нем экономических, политических, общественных институтов может происходить только при условии строгого упорядочения и регламентирования социальных взаимоотношений. Такое регламентирование осуществляется с помощью установления общеобязательных норм и правил поведения.
К сожалению, в жизни общества встречаются частые проявления нарушения установленных правил поведения, поэтому в ситуациях грубого, преступного нарушения требований государства уголовно-процессуальный закон устанавливает особые основания и порядок применения соответствующих мер принуждения.
Отметим, что в системе регулирования взаимоотношений в обществе важным элементом является государственное принуждение, которое выражается в психологическом, материальном или физическом (насильственном) воздействии уполномоченных должностных лиц органов государства на личность с целью заставить (принудить) выстраивать ее поведение по воле властвующего субъекта.
Меры принуждения выступают в качестве ключевого уголовно-процессуального института и выражены в принудительном воздействии на виновное лицо. Отметим, что данный институт очень важен для общества, так как с помощью такого воздействия осуществляются цели уголовного процесса, но при этом происходит вторжение в конституционные права, свободы и законные интересы граждан.
Одной из функций уголовного права является охрана общественных отношений, которая предполагает предупреждение преступлений в рамках общей (генеральной) и специальной (частной) превенции. Общее предупреждение преступлений начинает свое действие с момента опубликования и вступления в силу уголовного закона, когда участникам общественных отношений становится известно содержание признаков запрещаемого поведения. Частное предупреждение преступлений действует одновременно с осуществлением уголовно-правовых отношений и в ситуации наказания виновного частное предупреждение направлено на виновное лицо с целью предотвращения совершения им подобных правонарушений в будущем. Исходя из этого отметим важность уголовно-правового регулирования основной целью которого является создание безопасных условий существования и развития общественных отношений.
Человек, его права и свободы провозглашены высшими ценностями, а государство в свою очередь берет на себя обязанность соблюдения и защиты прав человека (ст. 2 Конституции РФ), поэтому представляется возможным сделать следующий вывод: меры уголовно-правового характера (уголовное наказание, меры принуждения, и другие) являются средствами защиты интересов общества от противоправных деяний и нацелены на правонарушителей закона, на ограничение их прав и свобод. Реализация мер принуждения предполагает выполнение основного назначения уголовного принуждения, которая представляет одновременно главную цель уголовного права — защиту публичного интереса от преступных посягательств.
Таким образом, реализация цели уголовного права осуществляется путем решения в уголовно-процессуальном порядке задач по применению вышеуказанных уголовно-правовых способов защиты публичного интереса от преступных посягательств.
Все развитые государства провозглашают высшей ценностью права и свободы человека. В Российской Федерации для реализации соблюдения прав и свобод человека все сферы общественных отношений подвергаются эволюционным изменениям. Для развития общественных отношений помимо установленных законом норм и правил поведения существуют меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые к нарушителям установленных правовых норм.
Одним из методов государственного принуждения, регламентируемый уголовно-процессуальным законом, являются меры уголовно-процессуального принуждения, которые реализуются должностными лицами и органами, ответственными за производство по делу, в отношении участников уголовного судопроизводства и иных лиц, в целях обеспечения расследования и разрешения уголовного дела и достижения задач уголовного судопроизводства.
Действующий Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, в зависимости от характера и целей применения, подразделяет все меры принуждения на три группы:
1) задержание подозреваемого;
2) меры пресечения;
3) иные меры процессуального принуждения.
Меры процессуального принуждения выражены в принудительном влиянии на личность и поведение участников уголовного судопроизводства в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. Эти способы и средства обладают специфическими признаками.
Меры процессуального принуждения служат индикатором соотношения публичных и частных интересов в уголовном процессе и существенно различаются по его типам.
Таким образом, они представляют собой способы и средства принудительного воздействия на личность и поведение участников уголовного судопроизводства в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. Эти способы и средства обладают специфическими признаками. Очевидно, что эти признаки должны найти отражение в понятии мер уголовно — процессуального принуждения.
Особенности мер уголовно-процессуального принуждения состоят в следующем:
– применение данных мер возможно только в рамках возбужденного уголовного дела;
– их исчерпывающий перечень содержится в УПК РФ;
– уголовно-процессуальным законом четко регламентирован порядок применения каждой меры принуждения;
– эти меры носят временный характер, т. к. отменяются, когда в них отпадает необходимость;
– наиболее строгие меры принуждения применяются только по решению суда (заключение под стражу, наложение ареста на имущество и др.);
– меры принуждения применяются независимо от воли лиц, в отношении которых они реализуются.
Принуждение является важным элементом в механизме уголовно -процессуального регулирования, который реализуется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения процессуальных обязанностей участником судопроизводства. Принуждение может применяться и для предупреждения уголовно-процессуальных правонарушений.
Вместе с тем, насущной проблемой совершенствования механизма уголовно-процессуального регулирования является детальная законодательная регламентация принудительных мер с тем, чтобы правоприменительная деятельность получила эффективную защиту от различных нарушений, а интересы личности не были бы задеты принудительным воздействием больше, чем это необходимо для достижения задач уголовного судопроизводства.
Таким образом, меры процессуального и уголовно-правового принуждения являются самостоятельными видами правоограничительных принудительных мер, применяемых в уголовно-процессуальном порядке для защиты публичного интереса.
В современное время происходит стремительная трансформация действующего российского законодательства в уголовной сфере. Современное уголовное судопроизводство характеризуется тенденцией гуманизации, либерализацией уголовной политики и правового регулирования.
Только полное и четкое нормативное регулирование избрания мер принуждения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством способно обеспечить достижение задач уголовного судопроизводства.
Таким образом, реализация цели уголовного права осуществляется путем решения в уголовно-процессуальном порядке задач по применению вышеуказанных уголовно-правовых способов защиты публичного интереса от преступных посягательств.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
2. Вологина Е. В. Меры уголовно-процессуального принуждения и особенности их применения// Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2020. № 1 (21). С. 38–42.
3. Иванов В. И. Цель уголовного процесса: психолого-правовой анализ // Сибирские уголовно-процессуальные и криминологические чтения. 2020. N 3. С. 20–26.
4. Мишкин В. А. Условия применения мер процессуального принуждения// Студенческий форум. 2021. № 2–4 (138). С. 50–51.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 414 с.
6. Теппеев А. А. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды// Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 235–238.