Аттестация государственных служащих — это кадровая обязательная процедура, призванная реализовать принцип профессионализма в осуществлении государственной службы. При это аттестация как административно-правовая кадровая процедура государственной службы, имеет свои задачи, функции и принципы отправления. При этом, равно как и с понятийным аппаратом, в области этих признаков и свойств аттестации нет единства мнений.
Разные авторы выделяют различные задачи аттестации. Так, например, А. А. Юмтасова выделяет следующие задачи аттестации государственных гражданских служащих:
— установление профессионального уровня государственных гражданских служащих;
— мера нематериального стимулирования для дальнейшего развития;
— мотиватор для дальнейшего профессионального роста;
— выявление должностных лиц, которые нуждаются в повышении профессионального уровня [7].
Можно привести выделение таких задач, которые решает институт аттестации государственных гражданских служащих:
— «соблюдение принципов службы;
— законность в системе службы;
— формирование кадрового резерва;
— выявление потенциальных служащих с целью их карьерного роста;
— применение ответственности и стимулирования;
— повышение дисциплины;
— стабильность службы;
— повышение профессионализма служащих;
— борьба с коррупцией в службе» [4].
Перечисленные задачи можно назвать контрольными, поскольку они указывают на нуждаемость объекта управления (общества, субъектов права) в субъекте управления (государственном аппарате), обладающем высокой степенью профессионализма и эффективности.
Аттестация также имеет свои задачи по отношению к самим государственным служащим, — это повышение уровня его профессионализма с целью дальнейшего служебного роста, повышение его компетентности, создание условий для получения поощрений и государственных наград за успехи в службе и иных мотивационных элементов.
Таким образом, можно говорить о наличии задач аттестации двух видов: это задачи аттестации как института государственного управления, а также задачи аттестации как элемента служебной деятельности служащего, то есть с объективной или субъективной позиции.
Как любой другой институт государственного управления, аттестация государственных гражданских служащих строится на определенных принципах, то есть основных начал, из которых исходит законодатель в установлении основных правил аттестации.
Такие принципы можно разделить на общие, которые в целом применимы к государственной службе как институту, а также частные, характерные именно для аттестации как для регулярной процедуры проверки квалификационного уровня государственных гражданских служащих.
Если говорить о частных принципах аттестации государственных гражданских служащих, то таковыми можно назвать:
— «объективность;
— гласность,
— беспристрастность,
— коллегиальность,
— определенность аттестации,
— комплексность аттестации,
— периодичность проведения,
— обоснованность оценки и рекомендаций комиссии,
— действенность аттестации» [4].
Помимо задач и принципов, можно также говорить о ее функциях, под которыми следует понимать назначение, ради которого проводится аттестация. Основной функцией, ради которого был образован институт аттестации, о чем указано в ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, является установление соответствия государственного гражданского служащего занимаемой им должности с позиции квалификации и уровня профессиональных знаний и умений.
Для реализации функции постоянной адекватной оценки уровня профессионализма государственного гражданского служащего аттестация проводится на регулярной основе, при этом регулярность определена в федеральном законодательстве и не может быть изменена произвольно по договоренности между государственным служащим и органом управления, в котором он проходит службу. Именно регулярность проведения аттестации не дает государственному аппарату морально устареть и перестать соответствовать требованиям современных реалий отправления государственной управленческой деятельности.
Государственная аттестация служащих проводится с максимальной объективностью, поскольку именно объективная непредвзятая оценка квалификационного уровня служащего и является конечной целью аттестации. Наиболее проблемным моментом аттестации является субъективизм и протекционизм при ее проведении, в связи с чем государственный установленный механизм препятствует проявлению субъективного фактора.
Итак, аттестация решает задачи двух видов: это задачи аттестации как института государственного управления, а также задачи аттестации как элемента служебной деятельности служащего, то есть с объективной или субъективной позиции. Аттестация государственных гражданских служащих строится на определенных принципах, то есть основных начал, из которых исходит законодатель в установлении основных правил аттестации.
Такие принципы можно разделить на общие, которые в целом применимы к государственной службе как институту, а также частные, характерные именно для аттестации как для регулярной процедуры проверки квалификационного уровня государственных гражданских служащих. Основной функцией, ради которого был образован институт аттестации, о чем указано в ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, является установление соответствия государственного гражданского служащего занимаемой им должности с позиции квалификации и уровня профессиональных знаний и умений.
Совершенствование аттестационных процедур является направлением повышения эффективности государственного управления в целом, поскольку именно через деятельность государственных служащих реализуются функции государственной власти, возложенные на конкретный государственный орган. Аттестация следует функции контроля в государственном кадровом управлении, при этом контроль осуществляется в рамках функции повышения уровня квалификации управленческой деятельности.
При проведении аттестации, кроме профессиональных теоретических знаний и умений аттестуемого, оценивается такой параметр, как общее участие служащего в решении тех функций и задач, которые ставятся перед государственным или муниципальным органом, а также подразделением, в котором он проходит службу. Как указывает Н. В. Магзумова, для оценки аттестуемого по этому показателю, готовится справка о количестве выполненных за период поручений служащим: подготовленных документов, отработанных запросов, обслуженных посетителей, количество положительных или отрицательных отзывов граждан, обратившихся в орган именно к этому служащему. То есть, по сути, такая оценка обозначает проверку именно взаимодействия служащего с населением в рамках его ориентированности [5].
Процедура аттестации состоит из следующего: рассматриваются сначала документы аттестуемого, затем заслушивается он сам и затем обсуждается решение по результатам аттестации. Этапы аттестации упрощены и лишены анализа взаимоотношений служащего и социума. В рамках этой тенденции можно рассматривать «действия Правительства Российской Федерации, которое включило в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года блок инициатив под названием «Государство для граждан». Это направление предполагает развитие клиентоцентризма — сосредоточение работы органов власти вокруг интересов человека и большее внимание к нуждам граждан» [1].
Внедрение концепции взаимоотношения государства и общества посредством оказания государственных услуг показывает направленность политики управления государственной службой на сервис в отношении граждан.
Новый формат отношений власти и общества с ориентацией именно на качественное оказание государственных услуг, определен также в концептуальных стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. В настоящее время реализуется направление «Клиентоориентированность» во взаимоотношении между властью и общества, в рамках которого удовлетворение интереса гражданина выводится на первое место в определении качества работы служащих [6].
То есть имеется необходимость внедрения такого механизма, который позволяет отследить клиентоориентированность служащего.
В области введения клиентоориентированности в государственной службе наблюдается определенный саботаж этого направления со стороны наиболее ценных опытных кадров — тех, кто находится на государственной службе уже длительное время и успел застать те времена, когда граждане еще не имели такого защищенного статуса перед властью, — когда не был отработан механизм работы с запросами граждан, не были введены государственные услуги, не был предусмотрен принцип «единого окна» в работе государственных органов. Клиентоориентированность в работе государственных органов — это особый подход, особый образ мышления служащего, особый уровень культуры, своего рода новация, которой нужно время для внедрения [2].
Поэтому новый форма взаимодействия власти и общества становится предметом особого внимания со стороны научного сообщества в области государственной службы. Например, эти темы обсуждались в 2021 году на общероссийском форуме, посвященному технологиям государственного управления в Самаре [3].
Все это имеет непосредственное отношение к аттестации как процедуре оценки соответствия служащего не только профессиональным требованиям в части знаний и умений по занимаемой должности, но и в части соответствия общей направленности служебной деятельности. В современной оценке служащего в рамках аттестации также проверяются некоторые параметры клиентоориентированности при анализе общественной оценки служащего.
То есть, по аналогии с деятельностью коммерческих структур, рекомендуется внедрить систему оценки результативности деятельности каждого служащего по тем критериям, которые наиболее полно характеризуют его работу — здесь по аналогии пригодится система KPI для коммерческих структур.
В целом проведение аттестации полезно с позиции совершенствования государственной службы в целом, поскольку она выявляет проблемные и слабые места этой деятельности, а также выявляет проблемы в материальных и нематериальных стимулах. В частности, оценку служащего с позиции его клиентоориентированности предлагается дополнить в процедуру аттестации по аналогии с тем, как это делается в негосударственном менеджменте, взяв за основу любые сервисные виды деятельности.
Таким образом, в аттестационные процедуры следует включить результаты контроля за деятельностью служащего с позиции его взаимодействия с гражданами.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г.» от 11.10.2021 № 2816-р.
- Богатырева Т. Г., Мартынова С. Э. Внедрение ценностей клиентоцентричности в деятельность органов власти: концептуальные подходы и инструменты //Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Том 17. № 3. С. 46.
- Всероссийский форум по государственному управлению «Проектирование госуправления 4.0» // URL: https://leader-id.ru/events/198897
- Куликова О. Е. Основные принципы аттестации государственных гражданских служащих органа государственной власти // Вестник науки и образования. 2018 // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-attestatsii-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-organa-gosudarstvennoy-vlasti
- Магзумова Н. В. Совершенствование системы аттестации государственных служащих // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 8 (58). С. 52–58.
- Эльбиева Л. Р. Основные подходы к эффективности деятельности государственных служащих // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2023. № 1. С. 83.
- Юмтасова А. А. Аттестация как метод развития профессиональной компетентности сотрудников в органах государственной власти и местного самоуправления // Вестник науки и образования. 2019 // https://cyberleninka.ru/article/n/attestatsiya-kak-metod-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-sotrudnikov-v-organah-mestnogo-samoupravleniya