Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 31.01.2024

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Сат, А. Э. Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров / А. Э. Сат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110656/ (дата обращения: 16.12.2024).



Аттестация государственных служащих — это кадровая обязательная процедура, призванная реализовать принцип профессионализма в осуществлении государственной службы. При это аттестация как административно-правовая кадровая процедура государственной службы, имеет свои задачи, функции и принципы отправления. При этом, равно как и с понятийным аппаратом, в области этих признаков и свойств аттестации нет единства мнений.

Разные авторы выделяют различные задачи аттестации. Так, например, А. А. Юмтасова выделяет следующие задачи аттестации государственных гражданских служащих:

— установление профессионального уровня государственных гражданских служащих;

— мера нематериального стимулирования для дальнейшего развития;

— мотиватор для дальнейшего профессионального роста;

— выявление должностных лиц, которые нуждаются в повышении профессионального уровня [7].

Можно привести выделение таких задач, которые решает институт аттестации государственных гражданских служащих:

— «соблюдение принципов службы;

— законность в системе службы;

— формирование кадрового резерва;

— выявление потенциальных служащих с целью их карьерного роста;

— применение ответственности и стимулирования;

— повышение дисциплины;

— стабильность службы;

— повышение профессионализма служащих;

— борьба с коррупцией в службе» [4].

Перечисленные задачи можно назвать контрольными, поскольку они указывают на нуждаемость объекта управления (общества, субъектов права) в субъекте управления (государственном аппарате), обладающем высокой степенью профессионализма и эффективности.

Аттестация также имеет свои задачи по отношению к самим государственным служащим, — это повышение уровня его профессионализма с целью дальнейшего служебного роста, повышение его компетентности, создание условий для получения поощрений и государственных наград за успехи в службе и иных мотивационных элементов.

Таким образом, можно говорить о наличии задач аттестации двух видов: это задачи аттестации как института государственного управления, а также задачи аттестации как элемента служебной деятельности служащего, то есть с объективной или субъективной позиции.

Как любой другой институт государственного управления, аттестация государственных гражданских служащих строится на определенных принципах, то есть основных начал, из которых исходит законодатель в установлении основных правил аттестации.

Такие принципы можно разделить на общие, которые в целом применимы к государственной службе как институту, а также частные, характерные именно для аттестации как для регулярной процедуры проверки квалификационного уровня государственных гражданских служащих.

Если говорить о частных принципах аттестации государственных гражданских служащих, то таковыми можно назвать:

— «объективность;

— гласность,

— беспристрастность,

— коллегиальность,

— определенность аттестации,

— комплексность аттестации,

— периодичность проведения,

— обоснованность оценки и рекомендаций комиссии,

— действенность аттестации» [4].

Помимо задач и принципов, можно также говорить о ее функциях, под которыми следует понимать назначение, ради которого проводится аттестация. Основной функцией, ради которого был образован институт аттестации, о чем указано в ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, является установление соответствия государственного гражданского служащего занимаемой им должности с позиции квалификации и уровня профессиональных знаний и умений.

Для реализации функции постоянной адекватной оценки уровня профессионализма государственного гражданского служащего аттестация проводится на регулярной основе, при этом регулярность определена в федеральном законодательстве и не может быть изменена произвольно по договоренности между государственным служащим и органом управления, в котором он проходит службу. Именно регулярность проведения аттестации не дает государственному аппарату морально устареть и перестать соответствовать требованиям современных реалий отправления государственной управленческой деятельности.

Государственная аттестация служащих проводится с максимальной объективностью, поскольку именно объективная непредвзятая оценка квалификационного уровня служащего и является конечной целью аттестации. Наиболее проблемным моментом аттестации является субъективизм и протекционизм при ее проведении, в связи с чем государственный установленный механизм препятствует проявлению субъективного фактора.

Итак, аттестация решает задачи двух видов: это задачи аттестации как института государственного управления, а также задачи аттестации как элемента служебной деятельности служащего, то есть с объективной или субъективной позиции. Аттестация государственных гражданских служащих строится на определенных принципах, то есть основных начал, из которых исходит законодатель в установлении основных правил аттестации.

Такие принципы можно разделить на общие, которые в целом применимы к государственной службе как институту, а также частные, характерные именно для аттестации как для регулярной процедуры проверки квалификационного уровня государственных гражданских служащих. Основной функцией, ради которого был образован институт аттестации, о чем указано в ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, является установление соответствия государственного гражданского служащего занимаемой им должности с позиции квалификации и уровня профессиональных знаний и умений.

Совершенствование аттестационных процедур является направлением повышения эффективности государственного управления в целом, поскольку именно через деятельность государственных служащих реализуются функции государственной власти, возложенные на конкретный государственный орган. Аттестация следует функции контроля в государственном кадровом управлении, при этом контроль осуществляется в рамках функции повышения уровня квалификации управленческой деятельности.

При проведении аттестации, кроме профессиональных теоретических знаний и умений аттестуемого, оценивается такой параметр, как общее участие служащего в решении тех функций и задач, которые ставятся перед государственным или муниципальным органом, а также подразделением, в котором он проходит службу. Как указывает Н. В. Магзумова, для оценки аттестуемого по этому показателю, готовится справка о количестве выполненных за период поручений служащим: подготовленных документов, отработанных запросов, обслуженных посетителей, количество положительных или отрицательных отзывов граждан, обратившихся в орган именно к этому служащему. То есть, по сути, такая оценка обозначает проверку именно взаимодействия служащего с населением в рамках его ориентированности [5].

Процедура аттестации состоит из следующего: рассматриваются сначала документы аттестуемого, затем заслушивается он сам и затем обсуждается решение по результатам аттестации. Этапы аттестации упрощены и лишены анализа взаимоотношений служащего и социума. В рамках этой тенденции можно рассматривать «действия Правительства Российской Федерации, которое включило в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года блок инициатив под названием «Государство для граждан». Это направление предполагает развитие клиентоцентризма — сосредоточение работы органов власти вокруг интересов человека и большее внимание к нуждам граждан» [1].

Внедрение концепции взаимоотношения государства и общества посредством оказания государственных услуг показывает направленность политики управления государственной службой на сервис в отношении граждан.

Новый формат отношений власти и общества с ориентацией именно на качественное оказание государственных услуг, определен также в концептуальных стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. В настоящее время реализуется направление «Клиентоориентированность» во взаимоотношении между властью и общества, в рамках которого удовлетворение интереса гражданина выводится на первое место в определении качества работы служащих [6].

То есть имеется необходимость внедрения такого механизма, который позволяет отследить клиентоориентированность служащего.

В области введения клиентоориентированности в государственной службе наблюдается определенный саботаж этого направления со стороны наиболее ценных опытных кадров — тех, кто находится на государственной службе уже длительное время и успел застать те времена, когда граждане еще не имели такого защищенного статуса перед властью, — когда не был отработан механизм работы с запросами граждан, не были введены государственные услуги, не был предусмотрен принцип «единого окна» в работе государственных органов. Клиентоориентированность в работе государственных органов — это особый подход, особый образ мышления служащего, особый уровень культуры, своего рода новация, которой нужно время для внедрения [2].

Поэтому новый форма взаимодействия власти и общества становится предметом особого внимания со стороны научного сообщества в области государственной службы. Например, эти темы обсуждались в 2021 году на общероссийском форуме, посвященному технологиям государственного управления в Самаре [3].

Все это имеет непосредственное отношение к аттестации как процедуре оценки соответствия служащего не только профессиональным требованиям в части знаний и умений по занимаемой должности, но и в части соответствия общей направленности служебной деятельности. В современной оценке служащего в рамках аттестации также проверяются некоторые параметры клиентоориентированности при анализе общественной оценки служащего.

То есть, по аналогии с деятельностью коммерческих структур, рекомендуется внедрить систему оценки результативности деятельности каждого служащего по тем критериям, которые наиболее полно характеризуют его работу — здесь по аналогии пригодится система KPI для коммерческих структур.

В целом проведение аттестации полезно с позиции совершенствования государственной службы в целом, поскольку она выявляет проблемные и слабые места этой деятельности, а также выявляет проблемы в материальных и нематериальных стимулах. В частности, оценку служащего с позиции его клиентоориентированности предлагается дополнить в процедуру аттестации по аналогии с тем, как это делается в негосударственном менеджменте, взяв за основу любые сервисные виды деятельности.

Таким образом, в аттестационные процедуры следует включить результаты контроля за деятельностью служащего с позиции его взаимодействия с гражданами.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г.» от 11.10.2021 № 2816-р.
  2. Богатырева Т. Г., Мартынова С. Э. Внедрение ценностей клиентоцентричности в деятельность органов власти: концептуальные подходы и инструменты //Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Том 17. № 3. С. 46.
  3. Всероссийский форум по государственному управлению «Проектирование госуправления 4.0» // URL: https://leader-id.ru/events/198897
  4. Куликова О. Е. Основные принципы аттестации государственных гражданских служащих органа государственной власти // Вестник науки и образования. 2018 // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-attestatsii-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-organa-gosudarstvennoy-vlasti
  5. Магзумова Н. В. Совершенствование системы аттестации государственных служащих // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 8 (58). С. 52–58.
  6. Эльбиева Л. Р. Основные подходы к эффективности деятельности государственных служащих // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2023. № 1. С. 83.
  7. Юмтасова А. А. Аттестация как метод развития профессиональной компетентности сотрудников в органах государственной власти и местного самоуправления // Вестник науки и образования. 2019 // https://cyberleninka.ru/article/n/attestatsiya-kak-metod-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-sotrudnikov-v-organah-mestnogo-samoupravleniya
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, служащий, государственное управление, задача аттестации, аттестация, институт аттестации, Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственный аппарат, квалификационный уровень.


Похожие статьи

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Похожие статьи

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Задать вопрос