Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.
В соответствии с первым абзацем ст. 11 этого же Федерального закона в систему органов прокуратуры входят «военные и другие специализированные прокуратуры», которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации по объему полномочий. Можно сделать вывод о том, что в составе системы органов прокуратуры имеется подсистема специализированных прокуратур, однако их перечень в законе не приведен.
Данным Федеральным законом регулируется организация и деятельность лишь одного вида специализированных прокуратур — военной прокуратуры. Что касаемо иных видов — то порядок их организации и деятельность определена в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
В соответствии с этим Приказом, к специализированным прокуратурам относятся:
– Военные прокуратуры — осуществляют прокурорский надзор в Вооруженных силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах, расследование преступлений.
– Природоохранные прокуратуры — осуществляют прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды, а также уголовное преследование по делам об экологических преступлениях и делах, связанных с ними.
– Транспортные прокуратуры — осуществляют прокурорский надзор и контроль за исполнением законов в деятельности транспортных органов и предприятий.
– Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях — осуществляют надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера [1, с. 33].
– Прокуратуры, действующие на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях — осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях.
В целом, органы прокуратуры образуются на территории Российской Федерации с учетом административно-территориального и федеративного устройства государства, в связи с этим многие авторы рассматривают систему прокуратуры в качестве трехзвенной (трехуровневой).
Практика показала, что административно-территориальный принцип построения федеральных структур власти не срабатывает как универсальный, не выполняет своей организующей роли в специфических сферах деятельности государства.
В силу данных обстоятельств специализированные органы прокуратуры являются важнейшим элементом прокурорской системы, так как проблемы законности в специфических сферах сохраняются.
Стоить отметить, что специализированные прокуратуры образуются, как правило, без принципа административно-территориального деления, в целях контроля и надзора исполнения законодательства, в наиболее обособленных сферах государственного устройства, которые представляют несоразмерную важность для безопасности и благополучия государства и общества [2, с. 224].
В основе создания и функционирования этих прокуратур положены принципы формирования Вооруженных сил Российской Федерации, состояние пользования природными (водными) ресурсами, особенности обеспечения законности на транспортных магистралях, специфичность обеспечения законности в местах ограничения свободы и учреждениях исполнения наказания [3, с. 79].
Функционирование специализированных прокуратур является одной из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений. С их помощью решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть решены должным образом.
Благодаря успешному взаимодействию всей системы специализированных прокуратур с территориальными прокуратурами повышается эффективность их деятельности по обеспечению законности.
В связи со сложностью определения в практической деятельности предметной компетенции, объектов надзора для территориальных и специализированных прокуратур, в целях упорядочения организации их деятельности и конструктивного взаимодействия по обеспечению законности при выполнении надзорных и иных функций, издан Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», который ранее упоминался.
Подводя итог, можно сделать вывод, что систему органов прокуратуры Российской Федерации невозможно представить без ее специфичных подразделений — специализированных органов. Потребность в создании специализированных прокуратур связана с объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Это объясняется тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры не всегда является оптимальным в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства.
Литература:
- Квакина Алина Владимировна Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры РФ // Вестник науки и образования. 2019. № 12–2 (66). — С. 32–34.
- Аушев, М. А. Система организации и структура органов прокуратуры Российской Федерации / М. А. Аушев, М. А. Ковалева // Modern Science. — 2020. — № 6–3. — С. 223–227.
- Прокурорский надзор: курс лекций: учебное пособие / Н. В. Григорьева, А. В. Ендольцева, О. В. Мичурина [и др.]; ред. А. В. Ендольцева, О. В. Химичева, А. А. Сумин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2017. — 336 с.