Автор исследует правовую природу медиативного соглашения с точки зрения содержания в нем материальных и процессуальных начал. В статье акцентируется внимание на возможность нотариального удостоверения медиативного соглашения, в силу чего оно становится равнозначным исполнительному документу. Особое внимание уделено вопросам исполнения медиативного соглашения на основании принципов медиации — добросовестности и добровольности. Автор приходит к выводу о том, что медиативное соглашение может выступать достаточно эффективным следствием переговорного процесса конфликтующих сторон.
Ключевые слова: медиация, конфликт, медиативная оговорка, соглашение о проведении процедуры медиации, медиативное соглашение, исполнительный документ.
Процедура медиации относится к одному из видов альтернативного внесудебного урегулирования конфликтов, споров, разногласий. К медиации прибегают, когда спорящие стороны самостоятельно не могут прийти к урегулированию конфликта, найти взаимоприемлемые решения, но при этом не желают доводить дело до суда и ожидать судебного решения.
Правовую основу медиации составляет Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений [1].
Достаточно точно процедура медиации показана коллективом авторов во главе с П. В. Крашенинниковым: «Внеюрисдикционная переговорная природа медиации обусловливает наличие специфических черт, отличающих ее от судебной процедуры разрешения спора. Так, основная цель, реализуемая в рамках судебной процедуры, заключается в разрешении спора государственным судом и вынесении судебного решения, обязательного для всех участников спора. Процедура медиации направлена на организацию эффективных переговоров и достижение соглашения, отвечающего интересам обеих сторон» [2, с. 105].
Для медиации, как организованного переговорного процесса, характерно соблюдение определенной процедурной формы. Желание прибегнуть к медиации может быть выражено сторонами определенного правоотношения в заключаемом ими ранее договоре, и тогда медиативная оговорка обязательна к исполнению. Также медиация возможна по инициативе одной из конфликтующих сторон при обязательном согласии на это противоположной стороны, выраженном в соглашении о проведении процедуры медиации. С момента подписания сторонами спора соглашения о проведении процедуры медиации она начинает в полной мере применяться с вытекающими из данной процедуры процессуальными последствиями. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с момента заключения соглашения о проведении процедуры медиации приостанавливается течение сроков исковой давности [3]. В силу статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации если спор был передан на рассмотрение в суд общей юрисдикции, то данное соглашение является основанием для приостановления производства по делу [3].
Заканчивается процедура медиации также в установленных законом случаях и порядке. Согласно статье 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» одним из позитивных обстоятельств окончания процедуры медиации является заключение сторонами медиативного соглашения.
Из статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» следует, что медиативное соглашение, если оно вытекает из гражданско-правового спора, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. При этом, закон акцентирует внимание, что данное медиативное соглашение должно быть достигнуто вне рамок суда или третейского суда. Как к любой гражданско-правовой сделке к медиативному соглашению могут быть применены нормы гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. В связи с этим следует отметить материально-правовую природу медиативного соглашения.
В научных кругах также отмечают процессуальную природу медиативного соглашения. Так, по мнению Е. А. Ивановой: «Определяя правовую природу медиативного соглашения как процессуальную, главным основанием будем считать возможность наступления процессуальных последствий, имеющих значение для разрешаемого в суде дела. Закон о медиации устанавливает возможность окончить судебный процесс путем утверждения медиативного соглашения в качестве мирового» [4, с. 57].
Поскольку в содержание медиативного соглашения не запрещено включать условия неправового характера, главное, чтобы они исполнялись добровольно, то многие авторы характеризуют медиативное соглашение как соглашение, носящее комплексный характер. Например, С. И. Калашникова утверждает, что «медиативное соглашение в большинстве случаев будет содержать обязательства различной правовой природы и в этом смысле носить комплексный характер» [5, с. 22].
Кроме этого, в случае, когда медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, удостоверяется нотариусом, оно приравнивается к исполнительному листу и подлежит исполнению в порядке, предусмотренном Федеральным законом 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об исполнительном производстве».
Как правило, медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать ряд обязательных сведений: о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
Особое значение, а равно практическую значимость имеет исполнение медиативного соглашения. Медиативное соглашение не всегда передается на утверждение суда в качестве условий мирового соглашения. Закон не обязывает сторон медиативного соглашения обязательно его удостоверить у нотариуса. Именно поэтому в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» указано, что медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Как справедливо утверждает Н. Г. Кирдяпина: «Заключая медиативное соглашение, стороны стремятся не только к установлению в нем условий, отражающих их интересы, но и к исполнению прописанных договоренностей» [6, с. 37].
В заключение следует отметить, что, подписывая медиативное соглашение стороны уже психологически готовы к его добровольному исполнению. В медиативном соглашении могут быть прописаны гарантии исполнимости и санкции за неисполнение. Медиативное соглашение может содержать и такие условия, которые не всегда приемлемы при заключении мирового соглашения при рассмотрении дела в суде. В связи с этим, реалистичность и исполнимость медиативного соглашения является его несомненным достоинством.
Литература:
- Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): ФЗ: Текст в редакции от 26.07.2019 г. — [принят Государственной Думой 7 июля 2010 г., одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г.]. — Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4162.
- Гражданское процессуальное право: учебник: в 2 т. / Т. К. Андреева, С. Ф. Афанасьев, В. В. Блажеев и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2022. Т. 1: Общая часть. — 550 с.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ: Текст в редакции от 25.12.2023 г. — [принят Государственной Думой 23 октября 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г.]. — Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
- Иванова, Е. А. Соглашения в сфере гражданской юрисдикции: процессуально-правовой аспект / Е. А. Иванова. — Текст: непосредственный. — Москва: Статут, 2020. — 180 с.
- Калашникова, С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.15 / Калашникова Светлана Игоревна; [Место защиты: Ур. гос. юрид. акад.]. — Екатеринбург, 2010. — 26 с.
- Кирдяпина, Н. Г. Медиативное соглашение как средство индивидуального договорного регулирования / Н. Г. Кирдяпина. — Текст: непосредственный // Арбитражный и гражданский процесс. — 2022. — № 11. — С. 35–39.