Анализ режимов силовых и температурных воздействий на сооружения оболочечного типа в приложении к железобетонным градирням | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Нигаматуллина, А. Р. Анализ режимов силовых и температурных воздействий на сооружения оболочечного типа в приложении к железобетонным градирням / А. Р. Нигаматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110186/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены основные факторы влияния на напряженно-деформированное состояние железобетонных сооружений подверженных температурным воздействиям.

Ключевые слова: железобетон, температура, кратковременный нагрев.

В соответствии с СП 340.1325800.2017 [1] основными видами воздействий для расчета железобетонных градирен являются собственный вес конструкций, ветровое воздействие с учетом пульсации и температурное воздействие. Собственный вес относится к постоянным нагрузкам [2], а ветровое и температурное воздействие (климатическое и технологическое) к временным. Различают кратковременный и длительный нагрев [2, 3].

Усилия, возникающие при совместном действии вышеперечисленных нагрузок, вызывают сложное напряженно-деформированное состояние сооружения.

Для монолитных железобетонных сооружений оболочечного типа характерно плоское напряженное состояние, вызванное в значительной степени возникновением температурных моментов от температурного перепада. При воздействии положительных или отрицательных температур в бетоне сооружений возникает его неоднородность ввиду изменения его физико-механических свойств при изменении температуры. В дополнение к этому возникающая система трещин ведет к дополнительной анизотропии свойств железобетона [4].

Для анализа поведения бетона при определяющем температурном воздействии был проведен ряд исследований [4, 5], объектом которого являлась неравномерно нагретая по толщине железобетонная пластина.

Целью исследования [4] являлась апробация результатов численного анализа теории прочности. Модель бетона в численном исследовании принималась в виде модели нелинейного ортотропного материала. Объектом исследования являлась железобетонная пластина размерами 1х1х0,15 м, армированная симметричным армированием в двух плоскостях. Граничные условия эксперимента определялись из соображений, чтобы НДС оболочки соответствовало действительному. Нагрузка прикладывалась в виде одностороннего нагрева пластины до +90 и +150 С, а затем одностороннего охлаждения до минус 50 С с совместным действием продольной сжимающей силы, эквивалентной действию вышележащих конструкций сооружений. Предметом исследования и элементом сопоставления с расчетом численным методом являлись изгибающие моменты M ty , M tx , вызванные воздействием температурных градиентов.

По результатам исследований [4, 5] можно сделать следующие выводы:

  1. Максимальные значения изгибающих моментов достигаются при первом кратковременном одностороннем нагреве, при этом моменты вдоль плоскости элемента, не загруженной продольной силой, имеют большую величину;
  2. В следствие наличия деформаций усадки и ползучести бетона напряжения начинают интенсивно рефлексировать, достигая минимальных значений через 5–15 суток от начала нагрева;
  3. Ввиду разности скоростей протекания усадки и ползучести в разно нагретых слоях бетона происходит некоторое увеличение температурных изгибающих моментов;
  4. После длительного нагрева при уменьшении температуры возникают моменты противоположного знака;
  5. Дополнительное развитие трещин по длине и ширине происходит в сечениях, в которых отсутствует дополнительная сжимающая сила, имитирующая собственных вес конструкций.
  6. При увеличении продольной сжимающей силы N x моменты M ty уменьшаются, а M tx наоборот, увеличиваются, вследствие проявления неоднородности пластических деформаций в бетоне и арматуре, которые развиваются более интенсивно в более нагруженных и более нагретых элементах; (рис. 1);
  7. Напряжения в арматуре возрастают при повышении температуры и продольной сжимающей силы и могут достигать предела текучести.

Температурные моменты для железобетонной оболочки при одностороннем нагреве и остывании [5]

Рис. 1. Температурные моменты для железобетонной оболочки при одностороннем нагреве и остывании [5]

Таким образом можно сделать выводы, что наиболее значительный вклад в напряженно-деформированное состояние железобетонных сооружений, эксплуатирующийся в условиях повышенных температур, вносит воздействие непосредственно температура. Самое больше увеличение напряжений в бетоне и арматуре конструкций вносит первый кратковременный нагрев. Далее при длительном нагреве происходит определенная релаксация напряжений вследствие развития деформаций ползучести и усадки.

Литература:

1. СП 340.1325800.2017. Конструкции железобетонные и бетонные градирен. — М.: Предисловие АО «НИЦ «Строительство» — Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона им. А. А. Гвоздева (НИИЖБ им. А. А. Гвоздева), 2020.

2. СП 20.13330.2016. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07–85*. — М.: ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко — институт ОАО «НИЦ «Строительство», при участии РААСН и ГГО им. А. И. Воейкова, 2016.

3. СП 27.13330.2017. Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур. — М.: НИИЖБ им. Гвоздева — институт ОАО «НИЦ «Строительство», 2017.

4. Кричевский, А. П. Расчет железобетонных инженерных сооружений на температурные воздействия — М.: Стройиздат, 1984.

5. Корсун, В. И. Напряженно-деформированное состояние железобетонных конструкций в условиях температурных воздействий —Макеевка: ДонГАСА, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): момент, продольная сжимающая сила, длительный нагрев, железобетонная пластина, напряженно-деформированное состояние, совместное действие, температурное воздействие.


Ключевые слова

температура, железобетон, кратковременный нагрев

Похожие статьи

Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках

В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...

Исследование напряженно-деформированного состояния железобетонной балки при наличии трещины

В работе исследовано напряженно-деформированное состояние железобетонной балки при наличии поперечной трещины. Приведена оценка численных результатов значений напряжений при удалении от вершины трещины. Моделирование осуществлялось с использованием п...

Исследование напряженно-деформируемого состояния каменного свода с усилением композитными ламинатами при действии динамической нагрузки

Уменьшение износа поверхности катания бандажных колесных пар подвижного состава

В статье приводится обоснование оценки пластических деформаций на поверхности бандажа. Рассматривается процесс глубинного упрочнения поверхностных слоев бандажей колесных пар за счет локальных воздействий импульсных контактных напряжений.

Теоретические основы проектирования мостовых сооружений с учётом землетрясений

В статье излагается методика расчёта колебаний мостовых сооружений и сейсмического действия природных тектонических землетрясений с учётом конструктивной особенности.

Влияние затяжки анкерных болтов станков на гашение вибрации

Статья посвящена изучению гашения среднечастотных вибраций на фундаменты станочного оборудования промышленных зданий методом затяжки анкерных болтов с использованием физических моделей с рассеиванием энергии колебаний в трехслойных, двухслойных, одно...

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Представлен краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований методик расчета деформаций нежёстких дорожных одежд. Анализ источников показал основные критерии расчета: упругий прогиб; сдвигоустойчивость подстилающего грунта и конструктивны...

Планирование экспериментального исследования по оценке прочностных и деформативных параметров ПВХ мембраны

В статье рассматриваются результаты планирования экспериментального исследования гидроизоляционной ПВХ мембраны. Прочностные и деформативные параметры определены как одни из основных показателей, обеспечивающих работоспособность материала при действи...

Применение трехосных испытаний песчаных грунтов для определения параметров условий пластичности

В статье выполнен краткий обзор работ, преследующих цель изучить модификацию известных условий пластичности, расчета главных и касательных напряжений для проектирования дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу грунтов земляного полотна. Описаны п...

Исследование напряженно-деформированного состояния железобетонного балочного перекрытия

В статье автор проводит исследование понижающих коэффициентов к модулю упругости бетона при квазинелинейном расчете железобетонного балочного перекрытия.

Похожие статьи

Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках

В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...

Исследование напряженно-деформированного состояния железобетонной балки при наличии трещины

В работе исследовано напряженно-деформированное состояние железобетонной балки при наличии поперечной трещины. Приведена оценка численных результатов значений напряжений при удалении от вершины трещины. Моделирование осуществлялось с использованием п...

Исследование напряженно-деформируемого состояния каменного свода с усилением композитными ламинатами при действии динамической нагрузки

Уменьшение износа поверхности катания бандажных колесных пар подвижного состава

В статье приводится обоснование оценки пластических деформаций на поверхности бандажа. Рассматривается процесс глубинного упрочнения поверхностных слоев бандажей колесных пар за счет локальных воздействий импульсных контактных напряжений.

Теоретические основы проектирования мостовых сооружений с учётом землетрясений

В статье излагается методика расчёта колебаний мостовых сооружений и сейсмического действия природных тектонических землетрясений с учётом конструктивной особенности.

Влияние затяжки анкерных болтов станков на гашение вибрации

Статья посвящена изучению гашения среднечастотных вибраций на фундаменты станочного оборудования промышленных зданий методом затяжки анкерных болтов с использованием физических моделей с рассеиванием энергии колебаний в трехслойных, двухслойных, одно...

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Представлен краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований методик расчета деформаций нежёстких дорожных одежд. Анализ источников показал основные критерии расчета: упругий прогиб; сдвигоустойчивость подстилающего грунта и конструктивны...

Планирование экспериментального исследования по оценке прочностных и деформативных параметров ПВХ мембраны

В статье рассматриваются результаты планирования экспериментального исследования гидроизоляционной ПВХ мембраны. Прочностные и деформативные параметры определены как одни из основных показателей, обеспечивающих работоспособность материала при действи...

Применение трехосных испытаний песчаных грунтов для определения параметров условий пластичности

В статье выполнен краткий обзор работ, преследующих цель изучить модификацию известных условий пластичности, расчета главных и касательных напряжений для проектирования дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу грунтов земляного полотна. Описаны п...

Исследование напряженно-деформированного состояния железобетонного балочного перекрытия

В статье автор проводит исследование понижающих коэффициентов к модулю упругости бетона при квазинелинейном расчете железобетонного балочного перекрытия.

Задать вопрос