Ницшеанские интенции в прозе И. А. Бунина 1920-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 11.01.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Миронова, Н. Р. Ницшеанские интенции в прозе И. А. Бунина 1920-х годов / Н. Р. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110019/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена исследованию ницшеанских идей в прозе И. А. Бунина 1920-х годов. Осуществлена попытка охарактеризовать героя рассказа «Безумный художник» с точки зрения мыслительной парадигмы Ф. Ницше; освещена проблематика постмодерного мировосприятия и соответствующего типа философствования. Рассматривается отражение идеи «вечного возвращения» в рассказах И. А. Бунина 1920-х годов («Несрочная весна», «Ночь» и др.) В этой связи проанализированы концепты времени и одиночества, явившиеся ключевыми в философии Ф. Ницше и ярко проявившиеся в прозе И. А. Бунина. Особое место уделяется мысли о «безвременной природе», которая как для И. А. Бунина, так и для Ф. Ницше олицетворяет свободу творчества.

Ключевые слова: сверхчеловек, индивидуальность, вечное возвращение, время, природа, одиночество.

Влияние, которое оказал Фридрих Ницше на культуру двадцатого века, трудно переоценить. И это касается не только порожденных им концептов смерти Бога, вечного возвращения и сверхчеловека, нашедших живой отклик в творчестве многих мыслителей, но и прежде всего нового способа миропонимания, заключавшего в себе единство философии и жизни. В очерке «Место Ницше в истории философии» Карл Ясперс писал: «...всем, в ком жил интерес к философии, которого не могла удовлетворить так называемая научная философия, преподававшаяся в университетах того времени, он вернул изначальные и вечные проблемы. Философия, превратившаяся было в чисто рассудочное занятие, вновь стала делом человека в целом» [21, с. 94].

Своей «философией жизни» Ницше фактически заложил основы философско-художественного дискурса модерновости, для которого были враждебными любые проявления механистического восприятия действительности, предложил поиск совершенно новых путей человеческого развития.

Искусствовед и философ Б. Гройс назвал Ф. Ницше «самым русским из западных философов» [5, с. 45]. Действительно, Россия была среди тех стран, где учение немецкого мыслителя понималось экзистенциально, как интеллектуальное достижение, отвечающее внутренним духовным запросам российской интеллигенции. Необыкновенная популярность философии Ф. Ницше в России на рубеже веков обусловлена духовной подготовленностью русской культурной элиты к восприятию его оригинальной и влиятельной теории. Русская интеллигенция, томимая предчувствиями перемен как социального, так и культурного плана, с жадностью поглощает европейскую литературу, проникнутую духом моральной и эстетической свободы. Появились серьезные исследования, главной темой которых стало сопоставление концепции Ф. Ницше с творчеством известных русских писателей, главным образом, Ф. Достоевского и Л. Толстого. Данной теме посвящены, например, труды Л. Шестова [17] и В. Щеглова [18]. При этом усвоение идей немецкого мыслителя не обязательно приводило к принятию всей его философской системы. Как отмечал Н. А. Бердяев, «…русские обладают исключительной способностью к усвоению идей и учений и их своеобразной переработкой» [3, с. 18].

Другой сюжет, заинтересовавший читателей Ницше в России, — его болезнь, в связи с которой философия выводится из психического недуга [12, с. 224]. М. Нордау так описал свои впечатления от работ немецкого философа: «Если читаешь произведения Ницше одно за другим, то с первой до последней страницы получается впечатление, как будто слышишь буйного помешанного, изрыгающего поток слов со сверкающими глазами, дикими жестами и с пеной у рта…» [11, с. 259]. Опасность полного принятия идей Ницше понимал и И. А. Бунин, по-своему воспринявший и отразивший в своем творчестве его идеи о «сверхчеловеке».

Тема влияния философии Ницше на русскую литературу исследуется в работах Л. А. Колобаевой [8], Ю. П. Соколовой [14], Н. А. Дворяшиной [6], Д. А. Беляева [2], Д. К. Хетагуровой [16]. Проблема «Бунин и Ницше» актуализирована в диссертационной работе Т. Я. Каменецкой [7], однако ницшеанские мотивы в бунинской прозе еще не становились предметом специального анализа; их трудно назвать доминирующими в творчестве писателя. Ницше не был для него учителем жизни, каким был Толстой, не был «постоянным и мучительным собеседником» [9, с. 184], как Достоевский, но идеи немецкого философа, которыми бредила Россия в начале ХХ века, не могли не отразиться в творчестве Бунина, одного из наиболее восприимчивых к социальным переменам русского писателя.

Для литературоведов философское наследие немецкого мыслителя интересно с точки зрения его попыток утвердить индивидуализм как новую модель культурной идентичности человека начала XX в., поскольку именно теория Ницше привела к появлению в художественной литературе определенного типа героя — сильной личности, индивидуалиста. Рассказ И. А. Бунина «Безумный художник» (1921) примечателен в исследуемом нами аспекте тем, что в данном произведении нашли отражение морально-эстетические и социально-политические взгляды И. Бунина, связанные с осмыслением роли философии Ф. Ницше в формировании общественного сознания в России начала ХХ века.

Произведение повествует о находящемся в состоянии отчаяния человека, прибывшего в Россию из-за границы накануне Рождества 1916 г. Он одержим идеей «написать Вифлеемскую пещеру, написать Рождество и залить всю картину, — и эти ясли, и младенца, и мадонну, и льва, и ягненка, возлежащих рядом, — именно рядом! — таким ликованием ангелов, таким светом, чтобы это было воистину рождением нового человека» [4, т. 4, с. 166]. Мучительно переживая преграды, мешающие ему воплотить замысел, глубокой ночью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, герой пишет свою картину, которую собирается подарить коридорному.

После этого взгляду читателя открывается реальная картина, созданная «безумным художником»: «На картоне же, сплошь расцвеченном, чудовищно громоздилось то, что покорило его воображение в полной противоположности его страстным мечтам. Дикое, черно-синее небо до зенита пылало пожарами, кровавым пламенем дымных, разрушающихся храмов, дворцов и жилищ. Дыбы, эшафоты и виселицы с удавленниками чернели на огненном фоне. Над всей картиной, над всем этим морем огня и дыма, величаво, демонически высился огромный крест с распятым на нем, окровавленным страдальцем, широко и покорно раскинувшим длани по перекладинам креста. Смерть, в доспехах и зубчатой короне, оскалив свою гробную челюсть, с разбегу подавшись вперед, глубоко всадила под сердце распятого железный трезубец. Низ же картины являл беспорядочную груду мертвых — и свалку, грызню, драку живых, смешение нагих тел, рук и лиц. И лица эти, ощеренные, клыкастые, с глазами, выкатившимися из орбит, были столь мерзостны и грубы, столь искажены ненавистью, Злобой, сладострастием братоубийства, что их можно было признать скорее за лица скотов, зверей, дьяволов, но никак не за человеческие» [4, т. 4, с. 171].

По мнению исследователей, нарисованная «безумным художником» картина являет собой художественную субъективную интерпретацию разрушительных событий в послереволюционной России. Т. Я. Каменецкая замечает: «Обращение Бунина к действительности во времени, разорванном пространством, вращается в рассказе искажением действительности, так что прекрасные помыслы героя оказываются источником смерти и надругательства» [7, c. 19]. В данном рассказе, как отмечает исследователь, воплотился тип героя, «в котором в определенной степени реализуется и одновременно терпит крах теория о Сверхчеловеке Ницше: творец новой действительности оказывается безумцем» [7, c. 182].

Как отмечает В. А. Агафонова, «не светлые помыслы оказались искаженными, а сознание творца, принявшего тьму за свет (торжествующий свет, которым, по замыслу героя должна была быть залита картина, в конечном итоге преображается в пламя разрушительных пожаров)» [1, c. 49]. Глядя в прошлое, дистанцируясь от пережитых в России «окаянных дней», И. А. Бунин пытается обозначить их истоки и предпосылки. В 1916–1917 годах наблюдалось «определенное оживление внимания к философии Ницше, вызванное усилением революционных веяний и эсхатологических ожиданий <...>» [15, c. 21]. При этом уже первое заглавие рассказа в рукописи «Рождение нового человека» отсылает к идеям немецкого философа. Окончательное же название «Безумный художник» также может заключать в себе аллюзию на психическую болезнь Ницше. С другой стороны, образ «безумного» художника стал роковым для судьбы всей России: «Страстная проповедь Ницше вовсе не была рассчитана на практическую реализацию. Но на русской почве она приобрела конкретные черты» [20, c. 4].

Вскользь подмеченные детали в портрете художника дают основание видеть в нем художественно переосмысленный образ немецкого философа. Так, известно, что Ф. Ницше «был почти слепым и тяжело страдал от головных болей, с которыми справлялся все увеличивающимися дозами наркотика» [20, c. 18]. Художник в бунинском рассказе также близорук, автор отмечает, например, как он «странно посмотрел на слугу невидящим взором очень близорукого и рассеянного человека» [4, т. 4, c. 164]. Близорукость художника здесь также может быть знаком состояния, противоположного просветленности, символом крайней деградации души.

Другой значимой деталью в образе бунинского художника является его психическая неуравновешенность. Герой работает над картиной в измененном сознании, под воздействием выпитого одеколона: «Он порывисто захлопнул альбом. В чемодане торчала из белья оплетенная фляжка с одеколоном. Он вскочил, быстро отвинтил ее крышечку и обжигаясь, стал пить. Опорожнив фляжку почти до дна и отдуваясь от душистого пламени, с пылающим горлом, он опять пошел шагать по комнате» [4, т. 4, c. 170]. В приеме опия, спасающего его от отчаяния, признается и Ницше в своих письмах [20, c. 21]. Художник проводит эксперименты над самим собой; создавая творение он руководствуется не чувством, не страстью, а скорее — аффектом. Все это позволяет полагать, что бунинский художник –трагический «культурный герой» ницшеанского типа.

При этом «ницшеанская» тема в творчестве И. Бунина не ограничивается рефлексией личности самого философа. Скрытый диалог И. Бунина и Ф. Ницше обнаруживаются в разработке темы Времени, которая приобретает в начале ХХ века особую актуальность. «В литературе и философии ХХ в. становится популярным архаический миф о вечном возвращении, который пронизывает произведения Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, Л. Н. Гумилева и др.». [13, c. 61]. Одна из наиболее известных работ, посвященных теории цикличности — труд М. Элиаде «Миф о вечном возвращении», где отражена концепция восприятия мира как постоянно повторяющихся событий [19].

Своеобразное осмысление мифа о вечном возвращении обнаруживается и в бунинских текстах, где тема времени становится предметом размышлений героя и отправным пунктом в процессе его самопознания. Заметно выделяются в этом отношении произведения И. Бунина 20-х годов: «В ночном море» (1923), «Несрочная весна» (1923), «Город Царя Царей» (1924), «Скарабеи» (1924), «Ночь» (1925). Каждый из названных рассказов включает определенные философские рассуждения писателя, связанные с восприятием границ и сущности времени.

При этом традиционной для всего творчества И. Бунина является мысль о «безвременной природе», которая существует, минуя годы и столетия. Так, в рассказе «Несрочная весна», заканчивая описание старинного дома, автор замечает, что людей разных поколений сближает ощущение неизменного природного цикла: «радостный солнечный день, все такой же, как и сто, двести лет тому назад» [4, т. 4, c. 213]. Эти же слова повторяются в другом отрывке рассказа: «За стенами же пел, гудел летний ветер, — все тот же, тот же, что и двести, сто лет тому назад. И я был один, совершенно один не только в этом светлом и мертвом храме, но как будто и во всем мире» [10, c. 54]. Бунинского героя, остро чувствующего свое одиночество на фоне могущественной природы, словно сопровождают слова Ф. Ницше: «Беги, друг мой, в свое уединение: я вижу тебя искусанным ядовитыми мухами. Беги туда, где веет суровый, свежий воздух!» [10, c. 54]. Для И. А. Бунина и для Ф. Ницше возвращение к природе, к ее дионисийскому началу означает, прежде всего, свободу творчества, освобождения от навязанных толпой норм и правил поведения. Только в природе, не имея установленных образцов и схем, человек может творчески действовать.

Бунинский герой ощущает не просто близость своих мыслей и чувств духовному миру предыдущих поколений. Он допускает, что жил некогда, временно умирая и вновь воскресая: «И росло, росло наваждение: нет, прежний мир, к которому был причастен я некогда, не есть для меня мир мертвых, он для меня воскресает все более, становится единственной и все более радостной, уже никому не доступной обителью моей души!» [4, т. 4, c. 216].

Подобные рассуждения характерны для многих произведений писателя: «Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели все те анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные…» («Роза Иерихона») [4, т. 4, c. 64]; «То же самое солнце, что когда-то увидел после своей бессонной ночи бледный, заплаканный Петр, вот-вот опять взойдет и надо мною. И почти те же самые чувства, что наполнили когда-то Петра в Гефсимании, наполняют сейчас меня, вызывая и на мои глаза те же самые слезы, которыми так сладко и больно заплакал Петр у костра» («Ночь») [4, т. 4, c. 255].

«Но страшно зыбки мои представления времени, пространства» [4, т. 4, c. 222], — говорит И. А. Бунин в рассказе «Ночь». Писатель рассуждает о невозможности осознания человеком неизмеримого временного потока: «Мое рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той (совершенно непостижимой для меня) тьме, в которой я был зачат до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, ибо ведь они тоже я, только в несколько иной форме, из которой весьма многое повторилось во мне почти тождественно» [4, т. 4, c. 221]. Подобные мысли находим у Ф. Ницше в «Веселой науке»: «От этих врат Мгновенья убегает длинная, вечная дорога назад , позади нас лежит вечность. Не должно ли было все, что может идти, уже однажды случиться, сделаться, пройти?» [10, c. 162].

Таким образом, различные интенции Ф. Ницше как биографические, так и собственно философские составляют особое смысловое поле бунинской мысли. Идея творения нового человека, воспринятая от Ф. Ницше, повлекла за собой ряд социально-исторических и культурных трансформаций, изменивших мировоззренческие установки людей нового века, и интерпретируемых И. Буниным как трагически необратимые и губительные для русского человека. Идея Ницше о вечном возвращении переплетается с концептуально значимой для творчества И. Бунина идеей о цепи перерождений, представляя собой индивидуальный синтез мировых идей и культурных символов. Образы природы как олицетворения свободы и творчества при этом выступают у И. Бунина «безвременными», не ограниченными рамками рождения и смерти в отличие от человеческих перерождений.

Литература:

1. Агафонова В. Д. К проблеме «Бунин и русские символисты»: «Творец нового мира» в рассказе И. А. Бунина «Безумный художник» // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 22. С. 44–51.

2. Беляев Д. А. Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького: рецепция ницшеанского Übermensсh и социально-революционный порыв // Изв. Сарат. ут-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып.2. С. 135–139.

3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 220 с.

4. Бунин И. А. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Воскресенье, 2006.

5. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. Россия и Германия: опыт философского диалога. Немецкий культурный центр им. Гете. М.: 1993. 350 с.

6. Дворяшина Н. А. «Болезнь ницшеанства» в художественном осмыслении З. Н. Гиппиус. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 7, 2009. С. 174–178.

7. Каменецкая Т. Я. Эволюция повествования в произведениях И. А. Бунина 1910–1920-х годов: Дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. — Екатеринбург: 2008. 200 с.

8. Колобаева Л. А. От опыта «превозмогания» пессимизма к утверждению жизни как источника радости. Горький и Ницше // Колобаева Л. А. Философия и литература: параллели переклички и отзвуки (Русская литература ХХ века). М., 2013. С. 75–89.

9. Лотман Ю. М. Два устных рассказа Бунина (к проблеме «Бунин и Достоевский») // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра, 1993. — Т. 3. — С. 172–184.

10. Ницше Ф. Полное собрание сочинение: в 13 томах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского; пер. комментария А. Г. Жаворонкова; науч. Ред. Е. В. Ознобкиной. М.: Культурная революция, 2007. 432 с.

11. Нордау М. Вырождение / пер. с нем. И предисл. Р. И. Семинтковского. М.: Республика, 1995. 400 с.

12. Повилайтис В. И., Закеев А. М. Об истории появления философии Ф. Ницше в России // Прибалтийские исследования в России: Материалы Международной конференции. Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, 2016. С. 220–226.

13. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1998, 384 с.

14. Соколова Ю. П. Архетип «Ницше» в русской литературе 1890–1910 гг.: дис. …канд. филол. наук. Магнитогорск, 2002. 170 с.

15. Фридрих Ницше: наследие и проект / Сост. И отв. ред. Ю. В. Синеокая, Е. А. Полякова; Жаворонков, И. М. Полякова. М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. 824 с. С. 21.

16. Хетагурова Д. К. Трансформация богоборческих мотивов в поэзии символизма (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. И. Токаев). Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7, 2020. С. 73–79.

17. Шестов Л. И. Достоевский и Ницше: философия трагедии. М.: Академический проект, 2020. 462 с.

18. Щеглов В. Г. Граф Лев Толстой и Фридрих Ницше: очерк философско-нравственного их мировоззрения. Москва: URSS, 2022. 256 с.

19. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб: Алетейя, 1998. 250 с.

20. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. — СПб.: Медуза, 1993. 463 с.

21. Ясперс К. Ницше и христианство / Карл Ясперс; Пер. с нем. Т. Ю. Бородай. М.: Моск. Филос.фонд: Медиум, 1994. 113 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, вечное возвращение, немецкий философ, немецкий мыслитель, творчество, бунинский герой, бунинский художник, свобода творчества, тип героя, усвоение идей.


Ключевые слова

время, индивидуальность, одиночество, природа, Сверхчеловек, вечное возвращение

Похожие статьи

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Специфика страдания Аркадия Ивановича Свидригайлова и Петра Петровича Лужина (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

С развитием антропоцентризма возрастает интерес ученых к исследованию человеческих эмоций. В сфере интересов автора данной статьи оказываются негативные эмоции. Новизна исследования — нетрадиционный способ анализа эмоций. Автор применяет не описател...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама

На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Современная актуальность решения проблемы «внутреннего» и «внешнего» отношения философии к науке в рамках системы «актуализма» Д. Джентиле

Логика изложения в статье определяется двусторонностью отношения философии к науке; соответственно, рассматривается вариант решения вопросов научного статуса философии и её взаимодействия с частнонаучным знанием, разработанный неогегельянцем Джованни...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма в трактовке науки: понимание Э. Гуссерлем науки как «врожденного телоса» «европейского человечества»

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить специфи...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова «Черный монах»

В статье ставится задача рассмотреть эффект преломления в творчестве А. П. Чехова его редкой разносторонней одаренности: врач и писатель. Автор предлагает увидеть рассказ «Черный монах» глазами медиков и филологов с целью выявления роли интегральной ...

Похожие статьи

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Специфика страдания Аркадия Ивановича Свидригайлова и Петра Петровича Лужина (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

С развитием антропоцентризма возрастает интерес ученых к исследованию человеческих эмоций. В сфере интересов автора данной статьи оказываются негативные эмоции. Новизна исследования — нетрадиционный способ анализа эмоций. Автор применяет не описател...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама

На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Современная актуальность решения проблемы «внутреннего» и «внешнего» отношения философии к науке в рамках системы «актуализма» Д. Джентиле

Логика изложения в статье определяется двусторонностью отношения философии к науке; соответственно, рассматривается вариант решения вопросов научного статуса философии и её взаимодействия с частнонаучным знанием, разработанный неогегельянцем Джованни...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма в трактовке науки: понимание Э. Гуссерлем науки как «врожденного телоса» «европейского человечества»

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить специфи...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова «Черный монах»

В статье ставится задача рассмотреть эффект преломления в творчестве А. П. Чехова его редкой разносторонней одаренности: врач и писатель. Автор предлагает увидеть рассказ «Черный монах» глазами медиков и филологов с целью выявления роли интегральной ...

Задать вопрос