Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 12.02.2022

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Кульпина, И. А. Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта) / И. А. Кульпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88805/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея Арсеньева, главного героя произведения, и картинами русской природы, русской жизни и окружающего его мира в целом.

Ключевые слова : роман, стихотворение, И. А. Бунин, Арсеньев, Россия.

Роман «Жизнь Арсеньева» можно назвать размышлениями об ушедшей России дореволюционного времени, с которой у Бунина связаны вся жизнь, все творчество и все его мысли. Наиболее «питает» страницы романа Бунина, как и его стихотворения, именно любовь к русской природе, к Родине. В романе писатель много раз говорит о своей принадлежности к русскому народу: «Очень русское было все то, среди чего я жил…» [2, с. 50], «Я рос во времена величайшей русской силы и огромного сознанья ее» [2, с. 73].

В стихотворениях и в романе И. А. Бунина прослеживается история России, как ее судьба складывалась на рубеже веков. Для автора это история и падения Родины, гибели. Он восхищается той прежней «русской силой» и возросшим в эпоху юности Арсеньева «огромным сознаньем ее».

Буниным также написано больше количество стихотворений, в которых он восхищается родной страной, например: «В стороне далекой от родного края…», «На острове», «Родина», «В Москве» и многие другие.

Бунин причисляется к тем писателям, которые всегда оставались справедливыми, даже принципиальными и никогда не шли ни на какие компромиссы. Когда Бунин видел ложь, лицемерие, обман — от кого бы это ни исходило — не мог переносить этих человеческих качеств и открыто говорил об этом и писал в своих произведениях, как в прозе, так и в лирике.

Большое количество стихотворений Бунина пронизаны чувством одиночества, бездомности и тоски по России; написаны они им в эмиграции, начавшейся для него в 1921 году. Примером этому является стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой! [3, с. 227].

Гордость за Россию у Бунина — это гордость за прежнюю Россию, какой она была до революции. Основная мысль, которая проходит через все произведения Бунина эмигрантского периода, в романе звучит так: «Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?» [2, с. 54].

Но несмотря на недостатки русского человека писатель всегда гордился тем, что он русский: «Гордость чем? Тем, конечно, что мы… русские, подлинные русские, что мы живем той совсем особой, простой, с виду скромной жизнью, которая и есть настоящая русская жизнь и лучше которой нет и не может быть…» [2, с. 73]. И даже когда Бунин находился вдали от своей родины, он никогда не забывал об этом: «Гордости Россией и всем русским … было в излишестве. И не один Ростовцев мог гордо побледнеть тогда, повторяя восклицание Никитина: «Это ты, моя Русь державная!» [2, с. 68].

Выявляя переклички сюжетных линий романа «Жизнь Арсеньева» с поэзией Бунина, интересно рассмотреть стихотворение «Была весна, и жизнь была легка», которое имеет заглавие «1885 год». Это единственный случай, когда в качестве заглавия стихотворения Буниным использован полный формат даты. Известно, что как раз одной из особенностей творчества Бунина является «выход в метаисторическое измерение, бегство от «печали времени»», «выход в иное вневременное измерение» [4, с. 231].

Вернемся к 1885 году, в это время Бунину было пятнадцать лет. Арсеньев говорит о времени смерти Писарева: «В ту весну мне шел всего шестнадцатый год». То есть Арсеньеву в момент смерти Писарева тоже пятнадцать лет. Возможно предположение, что Арсеньев и Бунин ровесники. Если не принимать во внимание год — 1885, но только возраст — пятнадцать лет, то факты биографии Арсеньева (эпизод «Смерти Писарева») и факты биографии Бунина (Дневники) совпадают.

Эпизод «Смерть Писарева» имеет явную параллель с биографией Бунина, которая совпадает настолько, что в воспоминаниях В. Н. Муромцевой-Буниной дана прямая отсылка к «Жизни Арсеньева»: «На третий день были похороны. Они воскрешены в «Жизни Арсеньева» [5, с. 73].

Говоря о лирическом герое стихотворения, нужно учитывать терминологическое уточнение О. А. Бердниковой: «Термин «лирический герой» уместен в тех стихотворениях, где лирический субъект идентифицирует себя как поэт» [1, с. 56]. В данном случае характер идентификации соответствует этому статусу, так как упоминается «первый стих».

Действующее лицо стихотворения, конечно, не автор, а лирический герой. Миры Бога, Любви, Смерти, Творчества открываются лирическому герою стихотворения во взаимоотношении, которое совпадает с подобными открытиями Арсеньева. Все открытия лирического героя в этом стихотворении подтверждаются открытиями Арсеньева и фактами его биографии, которые привели его к этим открытиям. Отвечая на вопрос «кто же такой Арсеньев?» можно предположить, что Арсеньев — это лирический герой стихотворения «1885 год». И тогда следует обратиться к творчеству Бунина и определить, не соответствует ли образ Арсеньева образу лирического героя других стихотворений Бунина?

Рассмотрим стихи, которые написаны только в первые годы его эмиграции, период написания которых совпадает с периодом осмысления «Жизни Арсеньева». Например, стихотворение «Петух на церковном кресте», которое создано 12 сентября 1922 года почти одновременно с «1885 годом». В последних строках первой части первой книги речь идет о мгновенности жизни и бессмертности бытия. О том же и стихотворение:

Плывет, течет, бежит ладьей,

И как высоко над землей!

Назад идет весь небосвод,

А он вперед — и все поет.

Поет о том, что мы живем,

Что мы умрем, что день за днем

Идут года, текут века –

Вот как река, как облака.

Поет о том, что все обман,

Что лишь на миг судьбою дан

И отчий дом, и милый друг,

И круг детей, и внуков круг,

Что вечен только мертвых сон,

Да божий храм, да крест, да Он [3, с. 211].

Первую главу первой книги романа можно назвать вступлением в «Жизнь Арсеньева». В этой главе представлен образ города, в котором «...всегда — и не даром — царит какая-нибудь серая башня времен крестоносцев, громада собора с бесценным порталом... и петух на кресте».

Основным образом в стихотворении является небосвод. Течение реки и движение облаков сравнивается с движением времени, лет и веков. Это стихотворение пронизано скорее светом солнца, чем грустью и безвыходностью. И ведь первая глава первой книги «Жизни Арсеньева» — это Россия небесная, вечная, Россия Воскресшая. Тем самым Бунин утверждает, что образ Родины, представленный в последующих главах «Жизни Арсеньева», является образом «мертвым, но живым», воскресшим и вечным.

Поэзия этих лет не только соответствуют биографии Арсеньева, но дополняет «Жизнь Арсеньева». Переживаниям, связанным с гибелью России в «Жизни Арсеньева», посвящены три последние главы. Боль за судьбу Родины вынесена за рамки романа, и этот пробел в значительной степени восполняет поэзия. В творчестве Бунина есть много стихотворений, где образ лирического героя не только совпадает с образом Арсеньева, но и с фактами его биографии. Приведем еще один яркий пример — стихотворение «Венчик»:

Колокола переводили,

Кадили на открытый гроб –

И венчик розовый лепили

На костяной лимонный лоб.

И лишь пристал он и с поклоном

Назад священник отступил,

Труп приобщился вдруг к иконам,

Святым и холоду могил [3, с. 470].

Атмосфера стихотворения полностью совпадает с атмосферой отпевания Писарева в церкви. Дата написания стихотворения — 1916 год.

В заключение хотелось бы сказать о том, что А. Назаров в рецензии на английский перевод «Жизни Арсеньева» называл её автобиографией, книгой воспоминаний, которая, как и предыдущие произведения Бунина, прежде всего, представляет собой великолепную поэзию, которая написана в форме реалистической прозы.

Литература:

  1. Бердникова О.ААнтропологические художественные модели в русской поэзии начала XX века в контексте христианской духовной традиции / О. А. Бердникова // Филология. Журналистика — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2009. –№ 2–407 с.
  2. Бунин. И. А. Жизнь Арсеньева / И. А. Бунин / Собр. соч. в 6-ти т. — Москва: Сантакс, 1994. — Т. 5. — 932 с.
  3. Бунин. И. А. Стихотворения / И. А. Бунин. — Москва: Художественная литература, 1985. — 728 с.
  4. Мальцев Ю. В. Иван Бунин / Ю. В. Мальцев. — Москва: Посев, 1994. — 384 с.
  5. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью / В. Н. Муромцева — Бунина. — Москва: Советский писатель, 1989. — 890 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Арсеньев, Россия, стихотворение, лирический герой, лирический герой стихотворения, образ Арсеньева, огромное сознанье, роман, русская жизнь, русская природа.


Ключевые слова

Россия, роман, стихотворение, И. А. Бунин, Арсеньев

Похожие статьи

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы

В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, та...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Предметный мир в поэзии Александра Кушнера

В данной статье рассматривается творчество Александра Кушнера, известного русского поэта, с точки зрения его предметного мира. Автор анализирует стихотворения Кушнера и раскрывает, как через описание повседневных предметов и деталей окружающей действ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Особенности сюжета «Поэмы без героя» А. Ахматовой

Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на прим...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Похожие статьи

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы

В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, та...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Предметный мир в поэзии Александра Кушнера

В данной статье рассматривается творчество Александра Кушнера, известного русского поэта, с точки зрения его предметного мира. Автор анализирует стихотворения Кушнера и раскрывает, как через описание повседневных предметов и деталей окружающей действ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Особенности сюжета «Поэмы без героя» А. Ахматовой

Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на прим...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Задать вопрос