Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском образовании (в частности, в религиозном туризме) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецов, К. В. Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском образовании (в частности, в религиозном туризме) / К. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6300/ (дата обращения: 17.12.2024).

В последнее время профессиональное туристское образование и сфера туризма сталкиваются со множеством проблем. Среди них следующие: глобализация, рост конкуренции, распространение новых технологий, развитие сферы туризма, культуры и отдыха.

Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического процесса. Вследствие этих процессов знания быстро устаревают, а умения и навыки, необходимые в туристкой деятельности, требуют постоянного обновления.

Глобализация ставит новые проблемы перед туристским образованием. Например, рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристкой деятельности, т. е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран партнёров, соблюдение единых технологических и гуманитарных норм.

В связи с этим, одной из главных задач является прогнозирование концепций и тенденций развития туризма, без которых невозможно обосновать содержание и объёмы необходимых знаний, умений и компетенций, которые будут востребованы практикой туризма и обеспечат его развитие.

В наше время, активно развивается такая отрасль туризма, как религиозный туризм. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т. п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения, а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культурных объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения объектами познания. Следовательно религиозные ценности — это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементов общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центра религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определённое время года. При международных поездках туристам пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Для работников фирм, которые занимаются исключительно религиозным туризмом, одни из главных критериев является хорошее профессиональное образование. Закончив Высшее Учебное Заведение и получив профессиональное туристское образование, выпускник будет иметь все необходимые умения, навыки для успешной профессиональной деятельности. Но, на наш взгляд, для успешной работы в сфере религиозного туризма будущем специалистам следует пройти курс, который на данный момент либо совсем отсутствует, либо представлен в малом объёме.

Предлагаемый курс обучения связан с тематикой религиозной безопасностью. В частности, сделать упор на такие вопросы, как религиозный экстремизм и деятельность деструктивных религиозных организаций.

Деятельность деструктивных организаций в нашей стране обсуждается и анализируется уже не первое десятилетие, число «членов организаций» постоянно растет (по последним данным: около 5 миллионов на территории СНГ) — но не было ни одного крупного судебного разбирательства, ни одного вынесения приговора (именно за деятельность культа или секты, а не за сексуальное или другое насилие, мошенничество и т. д.) и это печально. Одной из причин можно назвать неэффективное распространение информации о деятельности «организаций» среди «жертв» и заинтересованных групп общества. Что мешает распространению информации о деструктивной деятельности сект и культов? Купленные ими СМИ, политики, спецслужбы или низкая активность населения по регулированию общественной жизни? Нет, к сожалению — главная проблема в том, что обсуждение, анализ и использование информации о сектах ведется неэффективно и главное с грубыми ошибками.

Власть и общество в России склонны недооценивать на сегодняшний день масштаб и опасность распространения тоталитарных сект, и, кроме того, для многих государственных и общественных деятелей с демократическим правовым сознанием представляется неправомерным ущемление прав и свобод личности, которое якобы может иметь место в случае организации противодействия тоталитарным сектам.

Такая ошибочная «ультралиберальная» позиция приводит к тому, что ежедневно все новые и новые молодые люди становятся членами сект, использующих для привлечения адептов сознательный обман и изощренные психотехнологические приемы. Демократическая же власть вместо того, чтобы эффективно защищать личность и общество, самоустраняется и саморазоружается перед лицом этой ползучей угрозы.

При этом в странах развитой демократии, таких как Германия и Франция, эту опасность давно осознали и успешно противостоят деятельности целого ряда международных религиозных организаций, таких как, например, 'Церковь саентологии' или 'Церковь объединения Муна'.

Но многие страны в мире понимают: взрывы в Нью-Йорке, как и ранее совершенные провокации в токийском метро сектой 'Аум Синрике' показали, что само существование 'школ фанатизма', какими являются тоталитарные секты (к которым, безусловно, относятся и радикальные реформистские исламские организации) является угрозой национальной безопасности для всех демократических стран, в том числе и для России. Будем надеяться, что в скором времени, настанет новый этап в развитии международного сотрудничества, предусматривающий организацию противодействия не только непосредственно террористическим организациям, но и контроль за той 'питательной средой' из которой вырастает терроризм, будь то молодежные экстремистские организации, подпольные политические группировки или тоталитарные религиозные и псевдорелигиозные организации.

Мы можем сделать вывод: безопасность туристов, их благополучие, а также поддержание высокого качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов принимающей страны и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. Поэтому следует сказать о том, что обеспечение качества услуг и безопасности в туризме осуществляется на различных уровнях, включающих в себя: туристские предприятия; администрация туристских центров; местные власти; национальные органы по туризму и центральные власти государств; международные организации и межгосударственные органы. Каждый из этих уровней должен вносить свой вклад в туризм.

В нашей стране безопасность и качество туристических услуг только стремятся к мировым стандартам.

Существуют так называемые «жемчужины» или исключения из правил, где соблюдается и безопасность и качество услуг, но таких мало. В последние время катализатором такого соблюдения правил и качества стал, как это ни странно, сам президент России В. В. Путин. Тому есть примеры: поселок — Банный, что под Магнитогорском, забытый всеми горнолыжный комплекс (советских построек), после посещения президента (но и вложения средств) был превращен в современный горнолыжный курорт. В пределах нашего региона во время САММИТа был срочно реконструирован санаторий «Волжский утес». Примером так же может служить город Сочи — место проведения Олимпиады 2014 года.

Культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.

Помимо вышесказанного надо заметить, что в последнее время в туризме возникает религиозный аспект безопасности. Этот аспект играет главную роль не только в сфере религиозного туризма и паломничества, но и в обычной сфере туризма.

Религиозный туризм — наиболее опасен в данной ситуации. Любое паломничество к святым местам — лучший повод для сект совершить религиозный теракт. Празднование Пасхи у христиан в Иерусалиме, паломничество мусульман в Мекку — только представьте, что может произойти, если радикальная группа религиозных фанатиков решить совершить теракт.

Большинство турфирм никогда не учитывали эти моменты, думая о безопасности своих клиентов. Туроператоры учитывают многие меры предосторожности, обходя данный аспект. Это может говорить о малой компетентности в вопросе религиозной безопасности, с другой стороны нежеланием заострят вопрос. Наш взгляд на данную проблему — будущих менеджеров туризма, а также уже получивших высшее туристское образование, следует обучить религиозным аспектам безопасности.

Данный факультативный курс, который планируется разработать и внедрить, будет полезен не только специалистам туристского профиля, но и другим людям разных профессий. Суть программы в том, что бы дать знания о реальный религиозной ситуации в стране, социально — психологических аспектах деятельности экстремистских религиозных организаций; может помочь в освоению черт личности, необходимых для безопасного поведения при социально опасных ситуаций, связанных с проявлением религиозного экстремизма и т. д.


Литература:

  1. Карьенов С. Р. Организационно — методические аспекты подготовки обучающихся к опасным и экстремальным ситуациям //Основы безопасности жизнедеятельности. — 2004. — № 2. — С.33–37.

  2. Квартальнов В. А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: Кн. первая: Туризм — феномен ХХ века. — М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30.

  4. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): религиозный туризм, профессиональное туристское образование, деятельность, место, последнее время, религиозная безопасность, религиозный аспект безопасности, религиозный экстремизм, Россия, сфера туризма.


Похожие статьи

Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности

Многообразие методологических подходов к дефиниции понятия об экологической культуре в области образования

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Трудовое воспитание как основная проблема в этнопедагогике

Похожие статьи

Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности

Многообразие методологических подходов к дефиниции понятия об экологической культуре в области образования

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Трудовое воспитание как основная проблема в этнопедагогике

Задать вопрос