Инструктор в сфере детского туризма: профессия высокой квалификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 1965 раз

Библиографическое описание:

Минченко, В. Г. Инструктор в сфере детского туризма: профессия высокой квалификации / В. Г. Минченко, Ю. Д. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 199-203. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39670/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье обсуждается проблема подготовки квалифицированных и сертифицированных инструкторов в сфере детского туризма. Такая проблема была поднята на краевом совещании в администрации Краснодарского края. Авторы задаются вопросом целесообразно ли готовить инструкторов в сфере детского туризма, если само понятие «детского туризма» весьма условно. Правильнее отмечать, что в туристической сфере есть услуги для детей различных возрастов, которые оплачивает государство или родители, а также посредник по письменному заявлению родителей. Более того в нынешнее время услуга, включающая в себя понятие «качества», должна быть прежде всего безопасной: питание, сон, двигательная деятельность, оздоровление, формы активного отдыха. Должна формироваться общественная система безопасности наших детей и передаваться из поколения в поколение, так как скоординированности действий различных ведомств по обеспечению этой собственной безопасности недостаточно. Инструктор в сфере детского туризма должен быть профессионалом высокого класса и быть постоянно в профессии, а не временно на подработку.

Ключевые слова: проблема, детский туризм, кадры, сертифицированные инструктора, безопасность

The article considers the problem of preparation of qualified and certified instructors in the field of children's tourism. This problem was raised at the regional meeting in administration of Krasnodar territory. The authors wonder whether it is appropriate to prepare trainers in the field of children's tourism if the concept of «children tourism» is very relative. It is correct to note that in tourism there are services for children of different ages, which are paid by the state or the parents and the mediator upon written request of the parents. Moreover at the present time, the service includes the notion of «quality» should be first and foremost safe: eating, sleeping, motor activity, improvement in the forms of active recreation. Should be formed the public safety system of our children and transmitted from generation to generation, as the coordination of various departments to ensure this own safety is not enough. Instructor in the field of children's tourism should be a high-class professional and to be persistent in the profession, and not temporarily on a part-time job.

Key words: problem, child tourism, human resources, certified instructor, safety

Введение.

Туризм ныне модное брендовое слово. Каких только туристических маршрутов не предлагают российскому потребителю экскурсионные и туристические компании. В связи с этим возникли новые виды туризма не известные в советское время. Расширилась классификация направлений развития туризма, о чем свидетельствует обзор научной литературы [1,2,3,6,7,8,9,12,13,15,16,17]. Многие ученые спорят друг с другом в обоснованности направлений развития и видового назначения туризма. Создается мнение, что многое надуманно в силу научного пафоса. Проведенный анализ показал, что так происходит с развитием детского туризма (Беськаев А.А; Голикова О. М.; Хорева Л. В., Шраер А. В.; Шарафанова Е. Е.) [1,3,4,16,17]. Понятие детского туризма размыто, его связывают с оздоровлением в лагерях, санаториях, путешествием, получением образования детей за границей и другой социальной деятельностью (Голикова О. М.) [3,4]. Туризм трактуется как временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность на определенный промежуток времени с целью удовлетворения личных потребностей, а не общественных.

Дети хотят, удовлетворят свои потребности, но оплачивают данные потребности и несут ответственность за удовлетворенные потребности родители в данное время. В советское время в эпоху развития массового туризма ответственность за юных путешественников несло всецело и полностью государство. Проводились массовые мероприятия как «турслеты». Сейчас в эпоху рыночных отношений изменилась форма собственности и территориальная принадлежность зон путешествий и отдыха, а также происходит изменение флоры и фауны, климата путешествовать становится труднее и не безопаснее для здоровья. Более того санитарная обстановка в так называемых «диких местах» запрещает быть детям и это подтверждается запретами Роспотребнадзора и МЧС. Не будем забывать о пожароопасности и мерах предосторожности. Некоторые ученые предлагают (Голикова О. М.) снять запреты, чтобы развивать детский туризм [3,4]. И что будет дальше с безопасностью наших детей? В походах мы хотим взрослые привить им навыки практической деятельности: выживание в экстремальных условиях определенных природных мест и прежде всего активность в двигательной деятельности. Надо признать, что нынешнее поколение детей другое как физически, так и морально-психологически, потому что воспитание в школе и обществе стало личностным, а не коллективным направленным на создание общественных благ. Общественно-полезный труд, который был, в советских общеобразовательных школах убрали, и соответственно предали забвению элементарные трудовые и бытовые навыки ребенка: убирать территорию, мыть пол, садить цветы, поливать грядки, ухаживать за животными. А между тем работает агротуризм на сельских территориях в европейских странах, где не только экологически чистая местность, но и обучение новым технологиям (Шарафанова Е. Е.) [17].

В г. Краснодаре и Краснодарском крае развиваются спортивный и пешеходный виды туризма, но не в массовом объеме так как требуют не только физической подготовки, но и определенных финансовых затрат от туриста. Более того специалисты работают с малыми группами, не только в России, но и по всему миру. Данные специалисты-инструкторы обладают высокими профессиональными качествами и практическим опытом работы, постоянно находятся в профессии. Инструктор по развитию туристических услуг должен быть «штучным товаром», а не специалистом массового потока.

Постановка проблемы ипрактическая ее значимость.

Обратиться к поставленной проблеме заставило проходившее совещание в администрации Краснодарского края. Тема совещания звучала следующим образом «О разработке новых туристических маршрутов и подготовке квалифицированных и сертифицированных инструкторов в г. Краснодаре».

Как в ребенке воспитать туриста, а также чего юным путешественникам не хватает? Этот вопрос обсуждали руководители профильных министерств региона. Туристический сезон не за горами, поэтому уже сейчас нужно разрабатывать новые пешие маршруты и возрождать старые. А главное — обеспечить их безопасность.

Только в 2016 году в турпоходы отправились более полумиллиона школьников. И все они прошли благополучно. Но проблема нехватки квалифицированных экскурсоводов все-таки существует. И если раньше их обучали только на базе ГБУ «Центра туризма и экскурсий», то в новом году сеть подготовки сертифицированных работников в этой области значительно расширится. В крае детский туризм сейчас развивается системно, подобное внимание ему уделяют еще в одном регионе страны — в Санкт-Петербурге. Главное, чтобы все эти усилия не блокировали на местах. Анна Минькова, заместитель губернатора Краснодарского края подчеркнула, что муниципалитеты против развития детского туризма, ссылаясь на рекомендации МЧС. Власти призывают искать компромиссные решения [10].

Компромисс в чем? Путешествия детей несут в себе проблему безопасности жизни детей, которая создана порой на бумаге. Скоординированность действий различных ведомств еще не достаточная Система безопасности должна передаваться из поколения в поколение. Необходимо сформировать общественное мнение у разных социальных категорий, что дети наша главная ценность, и выстроить общественную систему безопасности для детей в детском саду, школе, дома, во дворе, на улице, на природе. Навыки безопасности ребенка и красоты окружающего мира будут передаваться из поколения в поколение, тем более, что у нас казачий край богатый традициями.

Само понятие — инструктор, это человек, который, обучившись чему-то сам, передает свои знания другим.

Профессия инструктор по туризму или оказанию сервисных услуг в туристической сфере. Как она значится в классификаторе профессий? (Поддубная Т. Н., Минченко В. Г.) [11] Какими профессиональными качествами должен обладать инструктор? Есть ли штатные единицы в муниципалитетах? Сколько нужно краю специалистов данного профиля? Как проверить их качественную подготовку? Где они будут реально работать в частных фирмах, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования? Новые туристические маршруты потребуют массу согласований между ведомствами. Кто будет финансировать развитие маршрутов для детей? Туризм окупаемая сфера и все инфраструктура, созданная для его развития, находится в частной собственности. Инструктор и экскурсовод, разные профессии и разные функциональные назначения. Ведь кроме устной передачи навыков, необходимо уметь применить их на практике в походах, туристических видах спорта. К инструктору этой сферы много требований — выносливость, стрессоустойчивость, отсутствие хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Инструктор по туризму, учитывая, что работать ему приходится на свежем воздухе и в экстремальных условиях, обязан иметь медицинские, психологические, биологические знания и педагогическое образование (работа с детьми). Ведь даже укус змеи он должен знать, как обработать, уметь вычислить поведение разных животных в ответ на появление людей. Это работа на пределе возможностей и сил, с большим риском. Ведь именно инструктор отвечает за здоровье и безопасность своих учеников.

Анализ практического опыта.

ГБУ «Центр туризма и экскурсий» открыл в 2017 году школу инструкторов ДЮТ (Детско-юношеского туризма).

25–26 января 2017 года в Ейском и Красноармейском районах Краснодарского края прошли первые в этом году занятия школы инструкторов детско-юношеского туризма. Прошедшие подготовку в краевом центре специалисты теперь учат новых взрослых инструкторов у себя в районах.

28–29 января 2017 года в государственном бюджетном учреждении «Центр туризма и экскурсий» Краснодарского края состоялись первые занятия школы инструкторов детско-юношеского туризма [14]. Из материалов сайта видно, что речь идет о спортивном виде туризме, а не о детском.

Заключение.

Современное поколение детей и подростков ищет экстремальный вид деятельности для себя для того, чтобы повысить адреналин и испытать в социальных сетях минуты славы, которая может стоить жизни и здоровья [5]. Увлечение спортивным туризмом под руководством опытного инструктора может стать хорошей альтернативой опасному экстриму.

Инструктор по детскому туризму имеет право руководить походами различных категорий сложности, экскурсиями, путешествиями. Также в его компетенцию может входить участие в подготовке и руководстве туристскими лагерями, соревнованиями, слётами, краеведческими конференциями, другими подобными мероприятиями. Детский тур инструктор имеет право проверять готовность соискателей на спортивные разряды по туризму.

Как показало проведенное научное исследование обучение инструкторов по детскому туризму проводится в образовательных центрах, имеющих соответствующие разрешительные документы для организации курсов. В результате обучения инструктор должен приобрести необходимые для работы с детьми навыки безопасного проведения турпоходов и иных туристических мероприятий.

Кроме того, для инструктора по детскому туризму важно приобрести:

‒ знания в сфере правовых основ работы с детьми в сфере туризма;

‒ навыки взаимодействия с большими группами детей и обеспечения их управляемости;

‒ навыки выживания в природной среде в экстремальных ситуациях (в том числе навыки скалолазания и преодоления водных преград).

Переподготовка инструкторов детского туризма проводится один раз в пять лет. Необходимо проводить переподготовку один раз в три года.

Считаем, она должна проходить в три уровня:

‒ первый уровень — для начинающих инструкторов имеющих мало опыта(ежегодно).

‒ второй уровень — опытный инструктор, работающий с разновозрастной группой (раз в два года).

‒ третий уровень — инструктор, имеющий право обучать, передавать опыт, экзаменовать предыдущие два уровня (раз в три года). Обучение только очное. Инструктором надо работать в профессии постоянно совершенствоваться, а не временно подработать.

Литература:

  1. Беськаев А. А. Детский экологический туризм как одно из приоритетных направлений развития туризма в республике Хакасия/В сборнике: Экология Южной Сибири и сопредельных территорий в 2 книгах. Ответственный редактор В. В. Анюшин. 2015. С. 14–15.
  2. Бизимова И. Н., Анисимов Т. Ю. Событийный туризм как особый вид туризма//Вестник Иркутского университета. 2006. № S. С. 177–178.
  3. Голикова О. М. Особенности сервисного пространства в детском туризме// Сервис в России и за рубежом. 2014. № 3 (50). С. 35–43.
  4. Голикова О. М. Детский туризм в России: рекомендации для развития// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5–4. С. 681.
  5. Здоровьесберегающее образование:современные факторы развития/ Алдарова Л. М., Артемьева Н. К., Аршинник С. П., Атласова С. С., Беляев М. А., Валл К. П., Габуева О. Ш., Гакаме Р. З., Горячева А. А., Дашкевич И. С., Дворкин Л. С., Дворкина Н. И., Денисенко Н. И., Емишаева Л. А., Золотарёв А. П., Климентов М. Н., Коноплева А. Н., Лысенко В. В., Лызарь О. Г., Овчинников Ю. Д. и др. Самара, 2016.205с.
  6. Кравченко Е. В. Деловой туризм как вид профессиональной деятельности// Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 9–1. С. 73–77.
  7. Крутиков В. К., Зайцев Ю. В., Федорова О. В. Региональный сельский туризм как вид малого предпринимательства//АПК: Экономика, управление. 2013. № 8. С. 76–81.
  8. Купоросова Е. П., Улицкая Н. Ю., Акимова М. С. Туризм как инструмент удовлетворения потребностей человека в различных видах отдыха (на примере Пензенской области)//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 532.
  9. Кутепова Г. Н. Хобби-туризм как вид специального туризма// Научный вестник МГИИТ. 2010. № 6. С. 22–27.
  10. На Кубани будут развивать туризм для детей [Электронный ресурс] https://news.mail.ru/society (Дата обращения 5.02.2017).
  11. Поддубная Т. Н., Минченко В. Г. Реализация компетентностного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений/Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016. Т. 1. С. 117–119.
  12. Сомкин А. А. Фитнес-туризм как актуальный вид туристского сервиса// Мир человека. 2009. № 1. С. 104–109.
  13. Сорокина Н. А. Корпоративный туризм как вид делового туризма// Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2013. № 2. С. 95–97.
  14. Центр Туризма и Экскурсии» КК, ГБУ Краснодар... [Электронный ресурс]sbis.ru›contragents/2309073417/230901001(Дата обращения 10.02.2017).
  15. Федотов Ю. Н., Шеманаев В. К. Спортивный туризм: комплексный турпродукт дестинаций или вид спорта по преодолению естественных препятствий природной среды// Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1 (29). С. 47–51.
  16. Хорева Л. В., Шраер А. В. Образовательный туризм в системе детско-юношеского туризма: традиции и инновации/В сборнике: Детско-юношеский туризм: образовательные технологии Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 270–279.
  17. Шарафанова Е. Е. Детский и юношеский образовательный туризм на сельских территориях европейских стран//Наука, образование, общество. 2015. № 3 (5). С. 88–95.
Основные термины (генерируются автоматически): детский туризм, инструктор, Краснодарский край, ребенок, детско-юношеский туризм, туризм, Центр туризма, двигательная деятельность, опытный инструктор, советское время.


Ключевые слова

проблема, безопасность, кадры, детский туризм, сертифицированные инструктора

Похожие статьи

Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неи...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы

Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ. Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Похожие статьи

Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неи...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы

Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ. Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Задать вопрос