В данной статье рассмотрены возможности пешеходного туризма как фактора приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Это самый массовый вид туризма, который отличается доступностью, малым вложением материальных средств и положительным влиянием на здоровье и организм человека. Примером побуждения подростков к активности, ведению здорового образа жизни может послужить пешеходный туризм.
Ключевые слова: спорт, туризм, пешеходный туризм, здоровый образ жизни.
Под термином «пешеходный туризм» понимается вид спортивного туризма, основной задачей которого является пешее преодоление группой туристов маршрута по слабопересечённой местности. Это самый массовый вид туризма, который отличается доступностью, малым вложением материальных средств и положительным влиянием на здоровье и организм человека. Данный вид туризма открывает спортсмену широкий выбор маршрутов в соответствии с желаниями, предпочтениями, потребностями участников путешествия [3].
Целью исследования. Является выявление факторов, способствующих привлечению детей и подростков к здоровому образу жизни посредством занятий пешеходным туризмом.
Туристические походы классифицируются на походы выходного дня, походы 1–3-й степеней сложности — в детско-юношеском туризме и на категорийные походы с 1-й по 6-ю категории сложности. Первая категория — простая, она требует минимума знаний, умений и навыков. Шестая категория — самая трудная, требует особой подготовки как физической, так и теоретической, тут уже не обойтись без специального снаряжения. Существует определенная классификация пешеходных маршрутов и разрядов [5] в таблице 1
Таблица 1
Классификация пешеходных маршрутов и разрядов
Сложность маршрута |
Протяженность, не менее км |
Продолжительность, не мнее дней |
1-я степень сложности |
50 |
3–4 |
2-я степень сложности |
75 |
4–6 |
3-я степень сложности |
100 |
6–8 |
I категории сложности |
100 |
6 |
II категории сложности |
120 |
6 |
III категории сложности |
140 |
10 |
IV категории сложности |
170 |
13 |
V категории сложности |
210 |
16 |
VI категории сложности |
250 |
20 |
Основываясь на предлагаемой классификации, можно выбрать любой маршрут, соответствующий возрасту, состоянию здоровья и потребностям занимающихся. Занятия спортом очень важны для здоровья как взрослых, так и детей. В последние годы всё большую популярность приобретает детско-юношеский туризм. Это связано с усилившейся необходимостью в нынешних экономических условиях направлять развитие детей и подростков к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом, чтобы защитить их от пагубного влияния и преступной среды современных городов.
Современное молодое поколение очень зависимо от гаджетов. Большую часть свободного времени они погружаются в виртуальный мир и забывают о том, что девайсы пагубно влияют на здоровье: развивается гиподинамия, ухудшается зрение, развиваются нарушения опорно-двигательного аппарата, повышается тревожность, появляются проблемы с ожирением, снижается концентрация внимания, развивается бессонница и в конечном итоге может развиться депрессивное состояние [1].
Ускоренный городской ритм жизни сочетается с отчетливо выраженной малоподвижностью. Одной из самых негативных сторон жизни в городе является загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, растительного покрова), наличие в них химических, физических и биологических загрязнителей. Все это неблагоприятно сказывается на здоровье и образе жизни подрастающего поколения. Одним из методов привлечения детей и подростков к здоровому образу жизни является их участие в кружковой и спортивной деятельности. Хорошим примером вовлечения подростков в активную жизнь может послужить пешеходный туризм. Данный вид спорта актуален в наши дни, он способствует повышению устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, выносливости организма, учит преодолению различных препятствий, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает жизненный тонус, расширяет знания об окружающем мире, воспитывает патриотизм, трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе [4].
При занятиях пешим туризмом осуществляется и просветительская функция, так во время походов закрепляются знания, полученные в школьной программе, а именно: по истории, географии, обществознанию. Дети во время путешествий знакомятся с обычаями и культурой разных народов, изучают родной край [2].
Пешеходный туризм не только развивает выносливость и положительно влияет на здоровье, но и способствует формированию и совершенствованию у подростков определенных полезных навыков, например: ориентирование по карте, умение быстро и правильно поставить палатку, подготовить дрова для костра, развести огонь и приготовить пищу, а также даёт возможность обучиться основам спортивного ориентирования и навыкам выживания в экстремальных ситуациях. Причем речь идет не только о спортсменах, которые имеют туристические разряды, но и об обычных людях, проводящих свободное время на природе [6].
Важно подчеркнуть, что в туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, завязываются истинные дружеские отношения, расширяется кругозор участников. Подростков, занимающихся пешеходным туризмом, объединяет и сближает общая цель и общие интересы. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, повышает самооценку, приносит большое моральное удовлетворение. В заключении хотелось бы сделать вывод, что занятия пешеходным туризмом — это действенное и эффективное средство воспитания здорового и выносливого человека, фактор приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни, формированию активной жизненной позиции.
Литература:
- Апатенкова А. Е. Воспитательные возможности школьного объединения дополнительного образования «Пешеходный туризм» // Педагогическое искусство. — 2018. — С. 115–120.
- Винокуров А. Г. Что такое туризм // Известия Байкальского государственного университета. — 2014. — С. 7–14.
- Гварлиани Т. Е., Черемшанов С. В. Особенности развития спортивного туризма в Российской Федерации // Terra Economicus. — 2014. — С. 72–75.
- Логинов А. В., Смирнов Д. В. Сравнительная характеристика видов активного пешеходного туризма // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2017. — С. 90–98.
- Лоскутова Э. А. Формирование компонентов здорового образа жизни детей среднего школьного возраста // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы международной научно-практической конференции. — Вологда, 2018. — С. 134–135.
- Николаева О. К., Тарасов А. Е. Пеший туризм как уникальный общедоступный вид спортивного туризма // Инновационная наука. — 2015. — С. 251–253.