Современное состояние рынка пассажирских авиаперевозок в Республике Таджикистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Нурова Б. Т. Современное состояние рынка пассажирских авиаперевозок в Республике Таджикистан // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/5/385/ (дата обращения: 16.10.2018).

Эффективное транспортное обслуживание населения играет важную роль в развитии экономики региона. Пассажирский авиатранспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики региона, служит решению задач социального прогресса общества, предоставляет им возможностей пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев  социальной инфраструктуры.

Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Однако он не может существовать в единстве от товарного рынка и развивается в рамках общих законов рыночной экономики. Тем не  менее, рынок транспортных услуг имеет ряд специфичных отличительных особенностей, которые отражают степень удовлетворенности спроса населения на транспортные услуги. Транспортная система Республики Таджикистан включает в себя следующие виды транспорта:

-  железнодорожный,

-  автомобильный,

-  авиационный,

-  трубопроводный.

 

По качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг Республика Таджикистан отстает от уровня развития ведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом по стране, так и в отдельных регионах.   Переход экономики к рыночным отношениям требует четко оценить преимущества рыночной системы. Если при планово-централизованной системе в качестве основного звена выступал план, то вся рыночная система основана на саморегулирующемся рынке. Рынок является основным координатором деятельности предприятия. Он устанавливает свободные связи между производителями и потребителями. Рыночная система очень подвижна и динамична, способна быстро реагировать на изменение потребностей.

Динамика изменения  объема перевозки пассажиров различными видами транспорта в Республике Таджикистан за 2001-2007гг.

(млн. пасс.)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2007г. в % к 2001г.

2007г. в % к 2006г.

Весь транспорт

171,6

225,9

265,5

340,6

398,4

415,4

429,2

2,5 раза

103,32

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автотранспорт предпринимателей

34,8

67,6

125,9

200,3

250,9

240,1

292,6

8,4 раза

121,85

автотранспорт не общего пользования

12,4

35,2

16,0

8,0

20,7

31,2

34,3

2,77 раза

109,94

транспорт общего пользования

124,4

122,9

123,1

108,0

102,1

101,3

102

81,99

100,69

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автобусный

97,2

98,1

99,0

82,5

82,8

75,8

78,3

80,56

103,29

таксомоторный

2,7

2,6

2,4

2,3

1,8

1,8

1,3

48,15

72,22

электрический

23,8

21,3

21,1

21,9

16,5

22,6

21

88,24

92,92

железнодорожный

0,4

0,5

0,5

0,7

0,7

0,7

0,8

2 раза

114,29

авиационный

0,3

0,4

0,4

0,6

0,5

0,4

0,6

2 раза

150,00

международный транспорт

-

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

-

100,00

Рассчитано автором на основе: Cтатистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). - Душанбе, 2008, стр.318.

 

Проведенные расчеты показывают, что авиационный транспорт будет играть важную роль в развитии экономики страны на ближайшие годы.  К основным особенностям рынка услуг пассажирского авиатранспорта можно отнести:

1.      Высокую динамичность и мобильность рыночных процессов

2.      Транспортную сегментацию

3.      Специфику организации производства услуг

4.      Локальный характер

5.      Специфику процесса оказания услуг

6.      Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги

7.      Высокую скорость оборота капитала

8.      Высокую степень чувствительности к изменениям рыночной среды

 

Значительную долю в общем объеме капитальных вложений в строительстве по Республике Таджикистан занимает транспортная отрасль, в которую за период 2006года вложено 150,7млн. сомони или 25,4% от общего объема капитальных вложений.  По сравнению 2005 годом, объем возрос в 2,4 раза. Фактически введено в действие основных фондов на 29,6 млн.сомони, 19,6% к объему капитальных вложений (52,3% к уровню 2003 г.). Объем капитальных вложений в автодорожную сферу составил 112,1 млн. сомони. Введено в действие основных фондов в размере  541,3 тыс. сомони или 0,5% от общего объема капитальных вложений в автодорожную сферу.

            Ниже уделено внимание исследованию формам зависимости объема перевозки пассажиров и грузов авиационным транспортом в Республике Таджикистан за 2000-2008 годы (рис. 1,2,3).

Рис.1.

Рис.2.

 

 

 

 

Рис.3.

            Проведенные экспериментальные расчеты показывают, что авиационный транспорт будет играть важную роль в развитие экономики страны на ближайшие годы.

          Основной задачей пассажирского авиационного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребности населения в перевозках, повышение эффективности и качества транспортного обслуживания. Пассажирский авиационный транспорт превратился в один из основных и наиболее распространенных видов пассажирского транспорта страны. Ему принадлежит  ведущая роль в обеспечении транспортных потребностей населения, массовых и индивидуальных перевозок пассажиров авиапарком. Эффективное транспортное обслуживание населения играет важную роль в развитии экономики региона. Пассажирский авиатранспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики региона, служит решению задач социального прогресса общества, предоставляет ему возможности пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев  социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

Литература

1.       Артамонов Б.В. Коньюктура мирового рынка авиационных перевозок. 1984г.

2.       Афанасьев В.Г. Мировой воздушный транспорт. 1985г.

3.       Бортовой журнал ГУАП «Таджик Эйр» (издания за 2007 – 2008г.г.)

4.       Статистический ежегодный сборник РТ. 2008г.

Основные термины (генерируются автоматически): Таджикистан, авиационный транспорт, пассажирский авиатранспорт, общий объем, рыночная система, автодорожная сфера, общее пользование, пассажирский авиационный транспорт, социальная инфраструктура, эффективное транспортное обслуживание.


Похожие статьи

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Качество жизни в городах определяется рядом ключевых факторов, среди которых чаще всего используют продолжительность жизни, уровень доходов населения, экономического развития, обеспеченность и доступность предоставляемых услуг учреждениями социальной сферы...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. В жизнь современного города важной составной частью вошел пассажирский транспорт...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортный комплекс, инфраструктура, импортозамещение.

Частный транспорт и транспорт общего пользования. Грузовой.

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Транспортная система России, включает все виды современного пассажирского транспорта (городской электрический, железнодорожный, автомобильный, воздушный; водный); располагает обширной сетью путей сообщения.

Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики...

Ключевые слова: транспорт, экономика, транспортный комплекс, логистика, транспортно-логистическая система. Развитие и увеличение объемов производства в Республике Таджикистан за последние годы...

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

В общих аспектах, он не принёс ничего существенно нового.

Конечно же, для пассажирских авиакомпаний приоритетом являются люди и пассажирский багаж.

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

Как система транспорт городской пассажирский транспорт — это совокупность путей сообщения, транспортной инфраструктуры, перевозочных устройств, трудовых ресурсов, установленных правил и технологий перевозки пассажиров.

Ценообразование на пассажирском транспорте | Статья...

Пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни мегаполиса и одним из критериев оценки деятельности местных властей [5]. В...

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок...

Диаграмма 2 – Перевозки грузов воздушным транспортом общего пользования (млн. тонн). С 2000 по 2014 г. объем перевозок

В 2014 году объем пассажирских авиаперевозок составил 95 млн. человек, а объем грузовых перевозок составил 1,3 млн. т. [1,4,5,11].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Качество жизни в городах определяется рядом ключевых факторов, среди которых чаще всего используют продолжительность жизни, уровень доходов населения, экономического развития, обеспеченность и доступность предоставляемых услуг учреждениями социальной сферы...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. В жизнь современного города важной составной частью вошел пассажирский транспорт...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортный комплекс, инфраструктура, импортозамещение.

Частный транспорт и транспорт общего пользования. Грузовой.

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Транспортная система России, включает все виды современного пассажирского транспорта (городской электрический, железнодорожный, автомобильный, воздушный; водный); располагает обширной сетью путей сообщения.

Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики...

Ключевые слова: транспорт, экономика, транспортный комплекс, логистика, транспортно-логистическая система. Развитие и увеличение объемов производства в Республике Таджикистан за последние годы...

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

В общих аспектах, он не принёс ничего существенно нового.

Конечно же, для пассажирских авиакомпаний приоритетом являются люди и пассажирский багаж.

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

Как система транспорт городской пассажирский транспорт — это совокупность путей сообщения, транспортной инфраструктуры, перевозочных устройств, трудовых ресурсов, установленных правил и технологий перевозки пассажиров.

Ценообразование на пассажирском транспорте | Статья...

Пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни мегаполиса и одним из критериев оценки деятельности местных властей [5]. В...

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок...

Диаграмма 2 – Перевозки грузов воздушным транспортом общего пользования (млн. тонн). С 2000 по 2014 г. объем перевозок

В 2014 году объем пассажирских авиаперевозок составил 95 млн. человек, а объем грузовых перевозок составил 1,3 млн. т. [1,4,5,11].

Задать вопрос