Библиографическое описание:

Лебедев Ф. Л. Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок в России // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 63-66.



Статья написана в рамках постоянно действующего семинара «Основы научных исследований в логистике» и соответствует плану научных работ кафедры логистики ГУУ. Основные направления исследований соответствуют ключевым вопросам функциональных подсистем логистики, фундаментальное изложение которых приведено в трудах [2,3].

Цель работы – проанализировать состояние авиаперевозок, выявить проблемы, влияющие на рост количества авиаперевозок.

Состояние авиаперевозок в России

Российский рынок авиаперевозок находится в процессе развития. Он прямо зависит от уровня экономики и уровня жизни в России. Большинство авиакомпаний маленькие и находятся на грани вывода с рынка.

Если сравнивать количество авиаперевозок с 2000 по 2014 гг., то можно сделать вывод о том, что объемы перевозок выросли.

В диаграмме 1 и диаграмме 2 приведены данные Росстата, которые иллюстрируют реальное состояние авиаперевозок в России.

Диаграмма 1 – Перевозки пассажиров воздушным транспортом общего пользования (млн. чел.)


Диаграмма 2 – Перевозки грузов воздушным транспортом общего пользования (млн. тонн)

С 2000 по 2014 г. объем перевозок пассажиров увеличился в 4 раза, а перевозки грузов — в 1,6 раз. Небольшой спад перевозок наблюдается в 2009 году в основном в связи с острой фазой мирового финансового кризиса, которая привела к увеличению цен на билеты. Однако на следующий год количество авиаперевозок стабилизировалось и увеличилось на 23%. В 2014 году объем пассажирских авиаперевозок составил 95 млн. человек, а объем грузовых перевозок составил 1,3 млн. т. [1,4,5,11]. Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до уровня 90-х гг.

Плавный, но продолжительный спад авиаперевозок с начала 90-х до 2000-х связан с тем, что в после распада СССР Россия перешла к рыночной форме экономики. Этот переход привел к усилению западного влияния на Российскую экономику на фоне упадка работы промышленности в стране. Отечественные самолеты отстают в технологическом развитии по сравнению с западными [1,10].

Проблемы развития грузовых и пассажирских авиаперевозок в России

С 2000-х годов идет маленький, но стабильный рост авиаперевозок, однако есть факторы, которые препятствуют быстрому развитию.

Негативные факторы, препятствующие развитию грузовых перевозок:
1) Нехватка Основных логистических операторов,
2) проблемы в инфраструктуре аэропорта предназначенной для обслуживания перевозок.
3) Нерациональная политика цен Российских аэропортов.

Негативные факторы, препятствующие развитию пассажирских перевозок:

1) Ограничения пропускной способности аэропортов

2) Ослабление конкуренции на Воздушных Линиях

3) Развитие Скоростного железнодорожного транспорта

4) использование иностранного парка самолетов вместо отечественного [6,7,12]
Тенденции развития российских авиаперевозок

Отечественная авиация поддерживает рост количества авиаперевозок в стране, которые опережают темпы экономического роста экономики и темпы роста объемов перевозок авиации в мире. В диаграмме 5 и диаграмме 6 представлены прогнозы роста пассажирооборота и грузооборота в России.

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Данные прогнозы показывают, что к 2030-му году будет утроен объем грузовых и пассажирских авиаперевозок. Также рост обусловлен тем что устаревшие самолеты будут сняты с рынка российских авиаперевозок, а вместо них будет поставлено около 2500 единиц новых.

Пассажирооборот в России в 2030 г. может составить около 630 млрд. пкм. Это может быть связано с тем, что российские авиакомпании будут производить больше перевозок, из-за спроса на авиацию.

Грузооборот увеличится, когда российские авиакомпании выйдут в мировой рынок. Для увеличения спроса на грузовые авиаперевозки, необходимо развивать российскую экономику. [8,9,12]

Вывод

Воздушный транспорт имеет огромное значение в перевозке грузов и пассажиров. С 2000-2014 гг. Количество перевозок пассажиров увеличилось в 4 раза, а перевозки грузов — в 1.6 раз. Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до того уровня, который был в 1990-х года. Отечественная авиация поддерживает рост объемов авиаперевозок в стране. Предполагается, что рост авиаперевозок с 2015-2030 будет составлять 6-8% за год.

Литература:

  1. Авиаперевозки в России [Электронный ресурс] // транспортный портал режим доступа: http://Urfotrans.ru/
  2. АникинБ.А., ВайнВ.М., ВодяноваВ.В., ВороновВ.И., ГапоноваМ.А., ЕрмаковИ.А., ЕфимоваВ.В., ЗаичкинН.И., КравченкоМ.В., ПузановаИ.А., РодкинаТ.А., СероваС.Ю., СерышевР.В., ФедоровЛ.С. Логистика: тренингипрактикум. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Учебное пособие / Москва, 2014.
  4. Букалова М. В. состояние рынка пассажирских авиаперевозок в РФ [Электронный ресурс] // Транспортная клиринговая компания. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/a/a/aa5d9436d83f17ed06a49e4dcce531c6.pdf
  5. Комаристый, Е. Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка граждан- ских авиаперевозок/ Отв. ред. М. В. Лычагин. ⎯ Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 144 c.
  6. Окулов В. М. Политика России в сфере грузовых авиаперевозок: Развитие мультимодальной логистики / В. М. Окулов // Конференция «Грузовые авиаперевозки – главный тренд глобальной логистики» МАТФ-2012
  7. Серёмина Р. Н. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок [Текст] / Р. Н. Серёмина // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 219-221.
  8. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России [Электронный ресурс] // ГосНИИ ГА 2013 режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_1_29-01-2013.pdf
  9. Стратегические аспекты развития региональных авиаперевозок в Российской Федерации [электронный ресурс] // Наука и транспорт. Гражданская авиация 2013 режим доступа: http://www.rostransport.com/science_transport/pdf/7/6-9.pdf
  10. Фейгенбаум Ю.М. / Почему в российском небе все меньше российских пассажирских самолетов // конференция «Влияние случайных эксплуатационных повреждений на прочность и ресурсы авиационных конструкций» ФГУП ГосНИИ ГА-2013г
  11. Центральная база статистических данных [электронный ресурс]Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/
  12. Шапкин В. С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России // “Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС” МГТУГА 2013
Основные термины (генерируются автоматически): рынок авиаперевозок, рост количества авиаперевозок, отечественный рынок авиаперевозок, состояние авиаперевозок, количество авиаперевозок, пассажирских авиаперевозок, рост авиаперевозок, рынка авиаперевозок, российских авиаперевозок, развития рынка авиаперевозок, Российский рынок авиаперевозок, объем пассажирских авиаперевозок, стабильный рост авиаперевозок, реальное состояние авиаперевозок, продолжительный спад авиаперевозок, рост объемов авиаперевозок, развития российских авиаперевозок, рынка российских авиаперевозок, развития региональных авиаперевозок, российского рынка авиаперевозок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос