Рассматриваются проблемы формирования бюджетной системы, которые заключаются в том, что бюджет непосредственно выступает в качестве основного источника финансирования всей деятельности государства. Кроме того, бюджет служит как регулятор экономических процессов, которые происходят в государстве.
Ключевые слова: бюджет, проблемы формирования.
Бюджетная система представляет собой совокупность организационных, правовых, финансовых и информационных отношений, регламентирующих формирование, исполнение и контроль бюджета государства или другой бюджетной единицы (например, муниципального образования или некоммерческой организации). Она определяет процедуры и механизмы финансового планирования, распределения и использования государственных и муниципальных доходов и расходов, а также устанавливает порядок контроля за их исполнением.
Прежде всего, следует заметить, что модель финансово-бюджетных отношений, которая существует в настоящее время, не является сбалансированной. Исходя из сказанного, это может обусловить угрозу для всей финансовой стабильности, а также экономической безопасности государства [2].
Далее выделим главнейшие проблемы, препятствующие процессу эффективного функционирования бюджетной системы:
— прежде всего, бюджетная система должна быть оптимальной для стимулирования экономического развития, а также тех средств, которые обуславливают развитие производства, инфраструктуры, науки и образования. Однако в настоящий момент указанное не происходит в полной мере [4];
— в настоящее время имеющиеся недостатки в открытости и доступности информации о бюджете препятствуют контролю со стороны общества и возможности оценки эффективности расходов, т. е. недостаточная прозрачность бюджетного процесса;
— расходы бюджета РФ нередко ориентированы на поддержку определенных групп интересов или регионов, что может вести к неравномерному развитию страны неравномерное распределение бюджетных ресурсов;
— бюджетные расходы обладают достаточно низкой эффективность, благодаря чему эффект от таких расходов не перекрывает непосредственно расходы;
— бюджетная система России характеризуется тем, что существуют фрагментарные, а также частичные изменения в системе налоговых отношений. Указанный факт обусловливает дополнительные затраты у предпринимателей;
— кроме того, низким уровнем обладает финансово-экономическое обоснование решений, которые приводят к новым расходным обязательствам. Также следует заметить, что некачественно оцениваются долгосрочные последствия принятия новых обязательств для социально-экономического развития страны.
Так, например, анализируя г. о. Коломна, выявлены следующие проблемы.
Существуют недостаточные доходы, это означают то, что зарабатываемые суммы внутри города часто оказываются недостаточными для покрытия всех расходов. Это может привести к дефициту и займам, которые потом приходится возвращать с процентами;
Кроме того, г. о. Коломна имеет значительное количество социальных программ, включающих материальную поддержку, медицинские услуги и образование. Высокие расходы на эти программы могут снижать доступные средства на другие секторы.
В некоторых случаях расходы в бюджете города Коломна могут быть неоправданно направлены в одну или несколько отдельных областей в ущерб другим. Это может вызвать недостаток финансирования в некоторых ключевых областях, таких как инфраструктура или экономическое развитие;
Коррупция и незаконное использование средств может привести к потере денег и ухудшению финансового состояния города;
Также можно назвать отсутствие эффективного управления финансами города Коломна. Отсутствие планирования и контроля может привести к неправильному расходованию средств и ухудшению финансового состояния.
Недостаточная прозрачность бюджетного процесса может иметь ряд негативных последствий. Она может привести к неэффективному распределению ресурсов, неправильному планированию и недостаточной отчетности о расходах государства.
В России такое неравномерное распределение бюджетных ресурсов объясняется несколькими факторами. Одним из них является особенность экономической структуры страны, где ресурсы сосредоточены в крупных городах и регионах с развитой нефтегазовой и добывающей промышленностью. Такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, округа Красноярск и Новосибирск получают значительное количество бюджетных средств, что приводит к неравномерному развитию регионов.
Другим фактором, влияющим на неравномерное распределение бюджетных ресурсов, являются политические и административные решения. Часто государственные власти предоставляют больше финансирования в регионы, которые находятся под особым вниманием, например, из-за проведения крупных инфраструктурных проектов или значимых событий.
Неравномерное распределение бюджетных ресурсов может приводить к неравенству в развитии регионов, ухудшению социальной инфраструктуры в малонаселенных районах, неравноправию в доступе к государственным услугам и возможностям.
Для борьбы с неравномерным распределением бюджетных ресурсов власти могут принимать различные меры. Это может быть создание специальных программ и фондов для поддержки отсталых регионов, перераспределение фондов на уровне федеральных и региональных бюджетов, привлечение инвестиций в регионы с низким уровнем развития и др.
Однако проблема неравномерного распределения бюджетных ресурсов в Российской Федерации остается актуальной и требует дальнейших усилий для достижения более равноправного развития регионов и устойчивого экономического роста страны.
Одной из главных причин несбалансированности является недостаток доходов. Это может быть вызвано множеством факторов, таких как низкий уровень экономической активности, уменьшение объемов производства и снижение цен на товары и услуги. Кроме того, недостаточное налогообложение, уклонение от уплаты налогов, а также коррупция также могут привести к несбалансированности доходной части бюджета.
Чтобы устранить проблему недостаточной эффективности государственных расходов, необходимо совершенствовать систему планирования, контроля и оценки результатов. Важно бороться с коррупцией и обеспечивать прозрачность в использовании средств. Кроме того, правительство должно развивать навыки и квалификацию своих служащих для обеспечения эффективного использования ресурсов.
Для повышения прозрачности бюджетного процесса необходимо предоставлять более подробную информацию о доходах и расходах государства, проводить открытые обсуждения и публичные слушания при разработке бюджета, а также повышать роль гражданского общества в мониторинге и контроле над бюджетом [3].
Исходя из сказанного выше, целесообразным является внесение положений в Бюджетный кодекс РФ об обязательном учете обезличенных данных цифровых профилей граждан, который будет задействован на этапах составления проекта, а также контроль за исполнением местного бюджета.
Помимо этого, в ближайшие три года необходимо в процессе управления федеральным бюджетом придерживаться непосредственно необходимости формирования возможностей, которые связаны с увеличением доходов бюджета и сокращению расходов самого бюджета. Здесь же главное внимание нужно уделять непосредственно повышению эффективности расходов, а также оценке объема выпадающих доходов.
Таким образом, с целью разрешения проблем, стоящих на пути развития бюджетной системы страны, важно выполнение следующих задач:
— прежде всего, главная задача заключается в обеспечении стабильности самой бюджетной системы страны именно на макроуровне. Сказанное подразумевает под собой сбалансированность государственного бюджета, помимо этого, и постепенное снижение дефицитности и инфляции государственного бюджета до предсказуемых показателей;
— повышение качества человеческого капитала;
— улучшение стратегического и бюджетного планирования;
— задачей также является повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, а также денежных средств;
— нацеленность бюджетных ресурсов на достижение результат, которые являются запланированными;
— повышение конкурентоспособности отечественной продукции, если сравнивать ее с импортной продукцией;
— повышение эффективности непосредственно налоговой системы;
— разработка и внедрение инструментов, связанных со стимулированием и поддержкой инновационных технологий, а также разработка непосредственно механизмов их внедрения;
— расширение в масштабах региональных бюджетов самостоятельности, ответственности, а также свободы действия регионов;
— также создание благоприятного инвестиционного климата в стране.
Для того, чтобы экономика стала сбалансированной, а также мощной и конкурентоспособной, государство должно ставить цели по повышению непосредственно устойчивости такой экономики. Делать сказанное государство должно при помощи развития производства, важным также является усиление курса национальной валюты. Возможно помимо этого также достичь указанную выше цель с помощью процесса, связанного с модернизацией бюджетного и налогового законодательства, совершенствования структуры экономики, а также можно внедрить инновационные технологии и повысить уровень благосостояния граждан всей страны.
Данные меры и мероприятия представляется возможным внедрить, осуществляя грамотное финансирование, а также правильный подбор человеческих ресурсов. Кроме того, необходимо снижать уровень коррупции, а также повышать ответственность за нарушение бюджетного и налогового законодательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Вагин В. В., Шугрина Е. С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9–24.
- Демидова С. Е. Финансовая система в условиях цифровой трансформации экономики // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1 (29). С. 47- 53.
- Исмаил К. М. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической и национальной безопасности // Трибуна ученого. 2023. № 3. С. 125–128.