Первичная турецкая историография Золотой Орды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Тайшанова, С. Т. Первичная турецкая историография Золотой Орды / С. Т. Тайшанова, А. А. Жумабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 393-397. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109208/ (дата обращения: 12.12.2024).



Золотая Орда была могущественным государством, правившим большей частью Восточной Европы и Центральной Азии с 13 по 15 века.

Одно из самых ранних турецких описаний Золотой Орды содержится в работе османского историка XVI века Ибрагима Печеви. Он описывает Орду как жестокую и варварскую силу, которая принесла разрушения и хаос на завоеванные ею земли. Ибрагим Печеви также отмечает значительную роль, которую сыграли тюркские племена в формировании и управлении Золотой Ордой [1].

Другой видной фигурой в турецкой историографии, писавшей о Золотой Орде, был Мустафа Найма, османский историк, живший в 17 веке. Рассказ Наймы об Орде более детализирован, чем рассказ Печеви, и подчеркивает ее культурные достижения, такие как развитие письменности и развитие торговли и коммерции. Он также отмечает роль тюркских племен в военных походах Орды [2].

В XIX веке турецкие ученые начали более критично относиться к Золотой Орде, ставя под сомнение ее статус как чисто монгольского государства и подчеркивая вклад тюркских народов. Историк Ахмед Рефик-бей утверждал, что Золотая Орда была тюркским государством, в котором монгольские элементы играли лишь незначительную роль [3].

Одним из тюркологов, писавших на языке тюрки об истории Золотой Орды является Ахмет-Заки Валиди Тоган. Его труды берут обширную картину всех тюркских народов, им было опубликовано около 400 работ на 11 языках. Ахмет-Заки Валиди Тоган является главным основоположником тюркологии в Турции.

Первый труд ученого был опубликован в 1912 году в типографии «Миллят» и получило свое название: «История тюрков и татар». В 1946 году он выпустил книгу «Введение во всеобщую историю тюрков» («Umumi Türk Tarihine Giriş»), данная книга стала основой для преподавания тюркской истории как в школах, так и в университетах Турции, а в следующем году — «Современный Туркестан и его недавнее прошлое».

В июле 1951 года в Стамбуле под председательством Ахметзаки Валиди Тогана проходил XXI Международный конгресс востоковедов. В 1953 году, тюрколог основал Институт исламских исследований и был назначен его директором. Первый труд Ахмет-Заки Валиди Тоган, «История тюрков и татар», ещё раз был переиздан в 1917 году.

Первый том «История тюрков и татар» представлена пятью главами: Тюркские народы в древности.

  1. Ислам и тюрки (от Тукю до Чингиза).
  2. Чингиз-хан. Великое тюркское правительство (страна, престол в руках монголов).
  3. Дешт-и-Кипчак или государство Золотая орда.
  4. Булгария после татар. Казанское ханство (татары в Булгарском ханстве)

Отличительной чертой автора является целостный подход изучения народов, не ограничиваясь территориальными рамками тюркских народов.

«Историю тюрков и татар», Ахмет-Заки Валиди Тоган начинает с введения в общую историю тюрков. После описания Монгольского нашествия и смерти Чингиз хана, в 1227 году, автор пишет о разделении империи на Улусы между сыновьями. Старший сын, Джоши Хан, наследовал огромную страну от «кипчакских степей» в Восточной Европе до реки Иртыш на востоке и до Иран и Афганистан на юге; Мавераннахр, современный Афганистан, район Среднего Тяньшаня и Восточный Туркестан унаследовал его второй сын, Чагатай Хан; Джунгария стала наследием третьего сына Угедей Хана; Монголию же и северные китайские регионы унаследовал младший сын, Толуй. Своим приемником же Чингиз хан выбрал третьего сына Угедея и присвоил ему титул «хана» или генеральным главой страны.

Джошы хан умер в 1224 году. Огромное государство унаследованное ханом, было названо в его честь «Улус Джошы». Большая часть земли, Ак Орда (Золотая Орда) досталось сыну Джошы хана Бату (1224–1255). Современная территория Казахстана (Кок Орда) же унаследовал Орда эджен (1226- 1250). Впоследуещем, обоими государствами руководили прямые потомки Джошы хана. Все Улусы же подчинялись потомкам Бату хана. Наиболее известные потомки Бату хана: Берке хан (1256–1266), Мунке-Тимур хан (1266–1280), Токтагу хан (1290- 1312), Узбек хан (1312- 1340) и Жанибек хан (1340- 1357). По словам автора, первым принявшим Ислам является Берке хан. И лишь после этого государство Узбек хана приняло Ислам, как государственную религию.

Потомки Джошы хана, шедшие от Токай Тимура, проживали на севере Сырдарьи и Аральского моря. Также поколение сына Шибана проживали в западной Сибирии. Позже, управление Ак Ордой и Кок Ордой перешли к потомкам Джошы хана. Народ, проживавший на территории Улуса Джоши также известна под названиями Дешти-Кипчак (т. е. Кипчакские степи) и Тогмак. Также имя Тогмак было распространено на востоке этого народа. Народы, проживавшие в западной части Алтын-орды, называлась узбеками, по имени хана Узбека.

Говоря о взаимоотношениях монгольского народа и тюркского, автор упоминает о том, что два народа являются братскими и исходят от одного, алтайского рода уральских алтайских племен. Монголы и алтайская группа ближе всего к тюркам, особенно по социальной организации, они составляют вполне братское племя.

Автор пишет, что в монгольский и постмонгольский период тюркский язык и монгольский язык наравне использовались в государстве. Автор также приводит историю встречи Чингиз хан и афганского исламского ученого Кады Вахетыддин Фужанчие. Где Чингисхан спросил, что ваш пророк Мухаммед, говорите все знал наперед, тогда скажите, что он сказал о моем появлении? На что ученый ответил высказыванием пророка: «Пока тюрки не трогают вас, вы их не трогайте!». Данные слова Чингиз хан посчитал истиной, что указывает на то, что он считал себя тюрком.

Ахмет-Заки Валиди Тоган разделил историю Золотой Орды на две части: до исламского и пост исламского периода. Что касается общего характера старого периода, «образование государства Кок-тюрк было этапом на пути к остановке экспансионистских движений ариев и ближневосточных племен в Среднюю Азию и возвращению старых тюркских территорий. Приход исламской религии, автор считает ключевым поворотом для будущего развития Золотой Орды. Влияние гоктюрков на Ближний Восток — это вопрос, которым до сегодняшнего дня игнорировали все историки, но который стоит изучить турецким и исламским историкам. Тюркское государство имело более важное политическое, культурное и научное значение чем Сасанидское государство для Ближнего Востока, чем, возможно, на Дальнего Востоке. Окончательное принятие тюрками ислама означало, что они были отделены от влияния цивилизаций Восточной и Южной Азии и присоединились к ближневосточной цивилизации. Изменение фронта и направления в таком глобальном масштабе благоприятно сказалось на тюркской нации. Ислам возник как религия, основанная не только на ближневосточных цивилизациях, но и на всей западной цивилизации. Автор описывает, как с приходом Ислама, к тюркским народам пришла наука. Золотая Орда являлась многонациональной и многоязычной страной, новая религия же смогла их всех объединить и сплотить. Существовавшие на тот момент Христианство и Буддизм на территории Семиречья были полностью искренны Амир-Тимуром.

В монгольскую эпоху, до конца 15 века официальным языком во всех тюркских провинциях был тюркский язык, написанный уйгурскими буквами. В послеисламский период активно развивается литература и дивани (поэзия) среди тюркского народа, как на тюркском, монгольском и персидском языках. На ровне с литературой начинает свое активное развитие и архитектура. Артефакты и постройки, возникшие в эпоху монголов в таких старых городах, как Сыгнак, Кёк-Кесене (Барчинлыг-Кент) и Булгар, дошли до нас как красивейшие национальные памятники нашей истории». Мечети в Мешхеде, Анау, Герат, Семкрканд, Кеш и Есе, медресе и гробницы, Гури-эмир, Биби Ханым и Шахзинде в Самарканде, мечеть Гевхершад в Мешхеде и Аксарай в Кеше являются крупнейшими национальными памятниками на родине тюрков. Также в эти времена были распространены печати, выполненные очень искусно и тонко, с изображением знаменитых тюрков, которые наносились на лицевую сторону монет. Также выросла значимость тюркских ученых, таких как: в области философии — Абу-Наср Фараби, в области словарей и литературы — Махмуд Кашгари, Исмаил-аль-Фараби, Ибрагим ас-Сули, Эбу-Бакир ас-Сули, Фетли ибн Хакан ибн Гартуч, в религиозных науках — Эбу-Бакр аль-Каффаль аль-Шаси, Махмуд Эмахшари, Мухаммад Шахристани, в области истории — Махмуд ибн Арслан, Шамседдин Захаби, естественные науки — Сыновья Бичура, Ибн Тюрк аль-Хуттали, Мухаммед Эль-Бируни, Турагай Улуг-Бек.

Несмотря на то, что Ислам имел большое влияние на устройство жизни тюрков все же, «Яссы» считался основным законом. Религию и политику не смешивали и судили строго по законам Чингиз хана, хотя шариат оставался в почете. Отличием господствующего элемента от других исламских наций является социальное положение женщины. Во всех монгольских династиях женщины участвовали в церемониях, банкетах, а иногда даже в конгрессах. На церемонии женщины занимали свое место рядом с правителем и троном в соответствии с их положением в династии; во времена правления Тимура женщины участвовали в официальных банкетных собраниях.

Непрерывное многолетние правление ханов, придало стабильность, ценность и качество тюркской цивилизации в период Караханидов, монголов и Тимуридов. Харун Бугра-хан из Караханидов правил 40 лет, Юсуф Кадир-хан 35 лет, Тамгач Ибрагим и Хасан Бугра Харун по 20 лет, Кызыл-Арслан Тамгач и Ахмет-Арслан-ханы по 27 лет, хорезмшахи Атсыз и Текеш по 28 лет, Алаедди Мехмет 21 год; Дженгиз 25 лет, один из его сыновей Кубилай Каан 35 лет, Кайду 38 лет, Бату 31 год, Ногай 43 года, Узбек и его сын Джанибек 45 лет; Также правительством правили Тимур 35 лет, его сын Шахрух 43 года, Улуг Бек 41 год, Хусейн Байкара 38 лет.

Наука также была хорошо развита. Вошло и искусство печатания книг на китайский манер. Среди найденных рукописей было много переводов (особенно среди религиозных произведений) с санскрита, персидского, китайского и тохарского языков. Также были найдены артефакты, относящиеся к медицине, делегированию, праву и истории. Также найдены рукописи на древнетюркском руническом письме среди исторических артефактов, посвященных известному государственному деятелю Тоньюкуку, уйгурскому хану Бёку Хакану. Найдены фрагменты исторических артефактов, принадлежавших китайскому путешественнику В. С. Хиуэн-Цжану. Кроме того, было найдено множество коммерческих документов, указов ханов и паспортов. Все эти произведения на уйгурском языке; однако есть также произведения, написанные манихаи-уйгурами манихейскими буквами и христианскими уйгурами сирийскими буквами. Мубарекшали Гури, один из исламских авторов, рассказывает, что некоторые тюрки-немусульмане на востоке используют 25-буквенную «Согдийскую письменность», а другая группа использует 28-буквенную «Токузогузскую письменность», первая из которых должна быть Уйгурский и вторая, древнетюркская руническая письменность (гёктюрки). Уйгурское государство стало мощным источником чистой древнетюркской литературы.

Одним неисламизированным тюркским народом считаются хазары, принявшие в IX веке иудаизм. В XI веке, была написана Тора, написанная на старо тюркском ивритским письмом, и является одним из кипчакских диалектов. Хазарские воинские части встречались во дворцах багдадских халифов и византийских императоров, а также во дворцах старых Сасанидов. Хазары уникальным образом использовали искусственных ежей (специальное оружие), (исп. Reiter = chevaux de frize), которых римляне использовали в своих войнах.

Ахмет-Заки Валиди Тоган подчёркивает и выделяет 3 основных аспекта, показывающих роль тюркского народа на исламскую цивилизацию:

1) Одним из важных событий, произошедших под влиянием большой активной роли, которую играли гектюрки в международной политике всей Азии и Восточной Европы в VI-VII вв., является то, что это влияние обусловило арабское развитие на Ближнем Востоке. свергнуть сасанидский Иран и распространить арабское господство на Среднюю Азию.

2) Приняв ислам как религию, тюрки сделали его универсальной религией и облегчили, и упростили в международном и гражданском отношении.

3) Со дня оккупации Мавераннахра турками в 999 году нашей эры неаполитанские племена и иранцы, которые увеличились в Центральной Азии во время арабского вторжения, были изгнаны с политической сцены. Хотя их система государственного управления была военно-феодальной, они также активно работали над сохранением этой цивилизованной жизни и гарантировали, что последние этапы развития цивилизованной жизни средневековья приняли форму «турецкой цивилизованной жизни в Средней Азии».

Автор объясняет желание завоевания и сохранения территорий любовью тюркского народа к своей родине. Махмуд Кашгари писал: «Тюрки — особые воины Аллаха, Аллах посылает их в страны, которые захочет, Аллах сделал самые высокие части мира родиной для тюрок».

Правовые законы скифов, гоктюрков, огузов, булгар, хазар, уйгуров и монголов составляют единую жанровую систему. Такие правители, как Мете, Атила, Тунг-ябгу, Ченгиз и Темур, сами подчинялись этим законам. Эти вази не писались в книгах, а жили во внутреннем теле людей. На сегодняшний день эти традиции сохранились в казахско-киргизском поколении. Этот свод считался высшим законом по сравнению с исламским шариатом и являлся оптимальной организационной системой, которая была относительно надежной и пригодной для жизни.

Тюркские народы не использовали много денег, за место этого они используют вместо них шелковые ткани, называемые хадак. Они имеют своего рода банк, который обменивает деньги. Мелкие серебряные монеты в степи поступали только из соседних цивилизованных стран, таких как Китай или Греко-Бактрия и Персия, или чеканились там в небольшом количестве. Они использовали весовые золотые и серебряные слитки, называемые по-тюркски «yastuk», Мавераннахре в период правления Саманидов 2,27-граммовые серебряные дирхемы, отчеканенные в бассейне Сырдерьи, и тазча, отчеканенные в Хорезме, а также серебряные или серебряно-медные дирхемы, отчеканенные Караханидами, составляли тысячную часть «yastuk». В книге по металлу Тансукнаме, написанной от имени Хюлчгу Хана, у каждого племени есть обычай чеканить золотые монеты, а в Туркестане только «чинс», то есть 500 мискалей чистого золота, считается «балышем». Так как серебряные слитки (себаик ал-фидда), привезенные в Бухару из северного или восточного Туркестана (в XVI в.), были чистыми, то их покупали вместо товарных, т. е. как чистое серебро, и с тех, которые считались предметами торговли, взимались таможенные. В Хорасане подушки называли «тамгач серебряный» (nuqra-i tamgâçî) или «серебряно-стеклянный» (cam-i sîmîn), а суммарные — «тамгач-серебряный суму» (sumhâ-i nuqra -и тамгачи). Из них «50 рядов серебряного стекла» (т. е. подушки по 500 миккал) упоминаются как средство отвлечения в торговле в исламских источниках, относящихся к периоду Токузогузов (8–9 вв.). Бумажные деньги в IX веке были введены в Китае, что являлось финансовой политикой правительства. Однако торговые объединения, действовавшие во всей Азии, были «партнерами», созданными еще в монгольскую эпоху, а внедрение бумажных денег в торговлю пришлось на времена Хубилай-каана.

Во второй половине XIII века расширение великого монгольского государства Хубилай-Каана на восток и его брата Хулагу на западе до Индийских морей вызвало развитие морской торговли между Китаем и Ираном. Морская торговля между Китаем и странами Запада существовало и в прошлом. Развитие морских путей способствовали торговли в более широком масштабе в этот период также активизировало отношения между исламским миром и Китаем. Открытие компаса упростило путешествие по морю.

Тюрки известны как нация, вдохновлённая «национальным чувством». Завоевания неоднократно проводились с большими разрушениями, не могло быть стерто в ходе более поздних реконструкций и строительных работ. Хотя налоги у монгольских народов в целом не превышали нормы, сбор в оккупированных провинциях производился с грубостью, оскорблявшей рекрутированные кочевниками оседлые племена. Хотя строительство дорог и мостов монголами и организация почты (яма) были очень выгодны для цивилизации. Но насилие, проявленное при применении этих мер, — это незабываемая боль для тюркского народа.

По переписи населения, проведённой китайцами в I в. до н. э. для сбора налогов, известно, что провинции Кашгар — Яркент количество человек составляло 48 320. Мавренахр — 600 000 человек, в 9 веке же количество населения составило около полутора миллиона. Население же современного Казахстана в 16 веке составило около одного-полутора миллиона. Территория Центральной Азии никогда не составляла большие числа, исторически закономерно народы откачевывали в близлежащие государства. Армия Енисейских тюркских племен состояло из 80 000 воин. Армия киргизов состояла из 400 000 воинов.

Ахмет-Заки Валиди Тоган описывая падение империи пишет, что русские принести большой урон Золотой Орде. Основных причин тому две:

1) Во-первых, хотя ханы Алтын-Орды всерьёз стремились продвигать гражданскую жизнь, основывая города, поощряя и укрепляя торговлю, они пренебрегали обучением тюрок оседлой, деревенской жизни и мудрости. В центре Золотой Орды, когда пришел Ибн Баттута, то есть во времена Узбек-хана, славнейшего хана этого государства, русские свободно освоили реку Едиль (Волга) и передвигались по ней без всякого препятствия, государственные серебряные рудники находились в их родном городе и эксплуатировались ими. В Сарае, в столице Золотой Орды, русские, занимавшиеся торговлей, имели отдельный квартал. Ханы не знали, что доминирующий турецкий элемент остался только в виде полиции, государственных служащих и солдат, что представляло опасность для их независимости.

2) Вторая причина заключается в том, что русское княжество, примыкавшее к Финскому заливу и жившее в военных и торговых отношениях со шведами, германцами и балтскими племенами, постепенно расширялось и усиливало свое влияние, взяв под свое влияние Московскую область, прежде населенную финнами. управления, так и все маленькое русское княжество в своей среде. Вопрос в том, что ханы оставались равнодушными и даже неосознанно помогали им против увеличения экономического роста, связываясь с немецкими прибалтийскими торговыми компаниями, которые начали развиваться в то время. Основатель этого княжества внук Александра Невского Юрий (1316–1326), который был очень лживым, и его брат Иван Калита (1328–1340) приблизились к хану Узбеку в своих интригах против других князей и взяли власть над Москвой с помощью хана [4].

Ахмет-Заки Валиди Тоган подробно описывает как историю всего тюркского народа, так и социальный устой общества, культуру, законы, религии, положение женщин. Работы турецкого ученого внесли неоценимый вклад в турецкую историографию Золотой Орды.

В целом, турецкая историография Золотой Орды отличается разнообразием интерпретаций, отражающих сложный и противоречивый характер этого исторического периода. В то время как некоторые ученые подчеркивали жестокость и разрушительность Орды, другие подчеркивали ее культурные достижения и вклад тюркских племен в ее успех. В конечном счете, наследие Золотой Орды остается предметом постоянных дискуссий и интерпретаций в турецкой истории.

Данная научная статья выполнена в рамках реализации проекта ИРН АР13268967 «Современная турецкая историография изучения Золотой орды» (Заказчик — Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан).

Литература:

  1. İbrahim Efendi Peçevî (haz. Bekir Sıtkı Baykal), (1999) Peçevi Tarihi 2 Cilt, Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı Yayınlar
  2. Mustafa Efendi Naima, Tarih-i Na'ima (VI Cilt Takım), 2009 türk tarih kurumu, Mehmet İpşirli cev.
  3. İbrahim Caner Türk, Osmanlı Son Dönem Tarihçi-Eğitimcisi Ahmet Refik (Altınay) ve Tarih Eğitimi, History studies, Cilt 3, Sayı 3 Kasım 2011
  4. Zeki Velidi Togan, Umumi Türk Tarihine Giriş (2 Cilt), 2019, Türkiye iş bankasi kültür yayinlari
Основные термины (генерируются автоматически): Золотая орда, хан, тюркский народ, Азия, Китай, история тюрков, народ, Ближний Восток, Восточная Европа, Центральная Азия.


Задать вопрос