Статья вводит понятие «психологическая защита» согласно современному психологическому словарю. Автор указывает на основную роль защиты. В статье рассматриваются различные механизмы психологической защиты, такие как вытеснение, проекция, регрессия, замещение, отрицание, рационализация и реактивные образования. В статье автор трактует о риске использования психологической защиты в подростковом возрасте.
Ключевые слова: психологическая защита, механизм, деструктивный эффект, конструктивный эффект.
Понятие «психологическая защита» подразумевает систему, состоящую из регуляторных механизмов, которые выполняют функцию устранения травмирующих переживаний. Основная роль защиты заключается в том, чтобы «уравновесить взаимоотношения личности и среды, снять или уменьшить чувство тревоги, связанной с осознанием реального или субъективно переживаемого конфликта».
«В науке проблема психологической защиты нашла отражение в трудах З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Фрома, К. Хорни. В русскоязычной психологии данный феномен изучали Р. М. Грановская, В. Г. Каменская, Е. С. Романова, Л. Г. Гребенников, А. В. Соловьева и др. Многие исследователи, в том числе и Р. М. Грановская, отмечают, что за счет механизмов психологической защиты человек не может в полной мере воспринимать этот мир» [5, с. 28].
Основоположником термина «психологическая защита» является З. Фрейд. В своей работе по лечению истерии гипнозом он отмечал попытки сопротивления, которые были оказаны на попытки врача привести бессознательные воспоминания в сознание больного. «Данный феномен Фрейд обозначил как вытеснение, первый и тогда единственный механизм защиты. В последующей работе ученого «Крайний и бескрайний анализ» появились обозначения других механизмов, а защита представляла собой совокупность всех этих механизмов, контролирующих поведение человека» [3].
Зигмундом Фрейдом были обоснованы и выделены следующие защитные механизмы: «вытеснение, проекция, регрессия, замещение, отрицание, рационализация, реактивные образования» [3].
Говоря об этой проблеме, З. Фрейд замечает: «Было установлено, что все вышеперечисленные механизмы активизируются личностью «автоматически», что позволяет снижать негативное влияние различных переживаний. Механизм отрицания, к примеру, блокирует восприятие информации, которая каким-либо образом может травмировать личность. Что касается такого механизма как вытеснение, оно способствует выталкиванию из сознания человека негативной информации. Проекция подразумевает собой перенос на другого человека свои качества, черты, поступки при осознании их неприемлемости обществом и собственном нежелании их принимать. Замещение дает возможность перенести желаемое действие с недоступного объекта на доступный. Регрессия сходна в своем проявлении с инфантильностью. Рационализация заключается в оправдывании своего поведения более приемлемыми для себя объяснениями. Реактивные образования подразумевают демонстрацию противоположных истинным чувств» [3].
«Изучая механизмы психологической защиты, З. Фрейд и А. Фрейд отмечали, что в стрессовых ситуациях мозг человека неосознанно прибегает к использованию различных механизмов защиты для снижения общего состояния стресса. Благодаря им, общее состояние человека может немного улучшиться, но при этом влияние ситуации на человека не исчезнет, если мозг вытеснит ее в бессознательное. Такие механизмы своеобразным образом меняют картину сознательного восприятия человеком действительности, искажая воспринимаемую им реальность» [1].
«Многие ученые в рамках эмпирических исследований выявили наиболее часто встречающихся доминирующие механизмы психологической защиты в определенном возрасте. Так, Ф. Крамер, в результате своих исследований определил, что у подростков доминирует механизм проекции. Он позволяет мысленно возвысить себя и свою личность, отрицая негативные стороны, при этом замечая их в окружающих людях. Проекция может вызвать у подростка агрессию по отношению к окружающим, так как негативные стороны, которые он проецирует, главным образом влияют на него изнутри, вызывая негативные эмоции» [1].
«В работах Е. Н. Андреевой отмечается, что наиболее часто выраженными психологическими защитами выступают проекция, гиперкомпенсация, вытеснение и регрессия» [2].
«Во многих случаях, при компенсации, девушки расставляют приоритеты жизни таким образом, что сфера, не приносящая им позитивных эмоций, полностью игнорируется их сознанием, что делает невозможным их рост в этой сфере. Юноши же, используют вытеснение, чтобы сферы, приносящие им негативнее эмоции, стали менее заметны их сознанию и перешли в бессознательное состояние их личности» [4, с. 89]. Изучение защитных механизмов В. Г. Каменской и С. В. Зверевой в подростковом и юношеском возрасте показало сходные данные, отмечая преобладание проекции и рационализации.
Установлено, что в отечественной и зарубежной литературе бытует два основных мнения. Одни авторы принимают психологическую защиту как естественный и самое главное, положительный механизм, который способен уберечь от негативных и стрессовых ситуаций. Другие ученые пишут о негативном влиянии и отрицательных последствиях использования защитных механизмов при критических ситуациях. Произвольное непрекращающееся использование таких механизмов защиты как правило приводит к повторению прошлого опыта и ослаблению контакта с окружающим миром, а не к реальному решению конфликтной ситуации [1].
Рассматривая механизмы психологической защиты личности в целом, можно понять, что каждый из них безусловно выполняет функцию самосохранения и самозащиты, впоследствии чего приводит к устойчивой эмоциональной стабильности и говорит о позитивных результатах адаптивного процесса.
«Защита ставит так называемый барьер, что несколько ограничивает восприятие человека. Ограничение происходит во всех сферах, которые могут трактоваться человеческим мозгом, как опасная информация, способная нанести вред человеческой психике. Таким образом, мозг человека заставляет его жить в своеобразном коконе, не пропускающим любые намеки на негативную реакцию. Ряд авторов отмечают, что благодаря механизмам психологической защиты, можно заметить изменения психики человека, он становится более спокоен, не пропускает новые причины для негативных эмоций или вспышки старых. Некоторые считают это хорошим влиянием, при том, что человек, чаще всего, может посмотреть на какую-то проблему как необычную рядовую ситуацию жизни и решить ее без дополнительных переживаний» [3].
«Например, наиболее распространенный механизм, отрицание, являясь психологическим барьером для внутреннего мира человека, позволяет переживать трагедию по частям, тем самым снижая разрушительное влияние подобных ситуаций на организм. При этом подросток не может адекватно воспринимать и осознавать сути проблемы и ее причин, система ценностей и установок деформируется психологической защитой, что может привести к появлению нарушений в поведении» [2, с. 91].
Зачастую, в подростковом возрасте могут возникать множественные ситуации, в которых подросток не может в полной мере оценить свое будущее и понять направление деятельности, уровень стресса начинает повышаться, подросток начинает жить в условиях постоянного эмоционального напряжения, что как правило, во многих случаях приводит к деструктивному поведению.
Любое использование механизмов защиты может иметь как конструктивные, так и деструктивные последствия. Если оценивать защитные механизмы как конструктивные, то их можно охарактеризовать следующим образом: позволяют адекватно переосмыслить ситуацию, найти альтернативные цели и выбрать оптимальные средства для их достижения, что помогает удовлетворить желания и потребности. Оценивая защитные механизмы личности в подростковом возрасте с деструктивной стороны, можно утверждать, что они связаны с искажением и отрицанием реальности, что в конечном счете может привести к патологическим изменениям личности.
Таким образом, феномен психологической защиты можно охарактеризовать как нормальный процесс, который защищает организм от психотравмирующих переживаний и неблагоприятных ситуаций, повышая его устойчивость в критических моментах. Однако важно отметить, что неконтролируемое использование таких механизмов может привести к серьезным последствиям, нарушению формирования личности и, соответственно, социальной дезадаптации.
Мы выяснили, что авторы не предлагают единое определение термина «психологическая защита», поэтому можно сделать общий вывод, что это совокупность приемов, направленных на снижение или устранение изменений, вызванных напряженными ситуациями, с целью сохранения психического здоровья.
Литература:
- Урбанович, К.В Изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте / К.В Урбанович, Ю.А Полещук. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. — Ярославль — Минск: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (Ярославль), 2022. — С. 341–343.
- Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Китаев-Смык Л. А. — М.: Академический Проект, 2020. — 943 с. (Технологии психологии) — ISBN 978–5–8291–2733–6.
- Болотин, Ю. Е. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте / Ю. Е. Болотин, К. А. Чугунова, Е. В. Якунина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 688–690.