Анализ раздела курса информатики «Коммуникационные технологии» в учебниках Босовой Л. Л. и Семакина И. Г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Сильвестрова, М. А. Анализ раздела курса информатики «Коммуникационные технологии» в учебниках Босовой Л. Л. и Семакина И. Г. / М. А. Сильвестрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/497/108972/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье раскрыты сходства и различия изложения двух авторов учебников «Информатика и ИКТ» Босовой Л.Л и Семакина И. Т. Проводится анализ учебного материала по разделу курса «Коммуникационные технологии».

Ключевые слова: коммуникационные технологии, Босова, Семакин, информатика.

Современные системы образования подвергаются воздействию множества сил и факторов. Интернет стал массовым явлением и уже ни для кого не секрет, что он стал неотъемлемой частью подавляющего большинства людей в мире. Сегодня мы смотрим фильмы, слушаем музыку, читаем книги, знакомимся и общаемся с людьми, а также узнаем последние новости благодаря Интернету. Именно поэтому чтобы всегда быть коммуникабельным, интересным и мобильным необходимо правильно использовать ресурсами Интернета.

Может показаться, что много времени на изучение Интернета не требуется, просто поработав в сети любой быстро поймет, в чем суть и самостоятельно сможет искать решения. Однако при этом он получает навыки для решения самых простых операций, не получая системных знаний обо всех возможностях сети. Поэтому необходимо систематически подходить к подготовке школьников и постепенно рассказывать про локальные технологии. Для этого приведем анализ того, как раскрывается тема коммуникационные технологий в учебниках информатики авторов Л. Л. Босовой и И. Г. Семакина [3,6].

Авторы двух изданий выделяют для изучения цельную глав, но предлагают изучать данную тему в разных классах. Л.Л Босова [1] начинает обучение с 9 класса с четвертой главы «Коммуникативные технологии». Данная глава идет после «Обработки числовой информации в электронных таблицах». Дальнейшим изучение данной темы происходит в 11 классе [2]. Тут же Л. Л. Босова дополняет знания о ресурсах сети Интернет темой «Сетевые информационные технологии».

И. Г. Семакин предлагает рассмотрение коммуникационные технологий в первой главе «Передача информации в компьютерных сетях» [4]. Дальнейшее изучение мы можем встретить в учебнике за 10 класс [5]. В нем И. Г. Семакин отводит изучению целую главу «Компьютерные телекоммуникации». В данном учебнике эта тема идет после «Информационные технологии»

Л.Л Босова данную тему в 9 классе разделила на 4 урока теории: «Локальные и глобальные компьютерные сети», «Всемирная компьютерная сеть Интернет», «Информационные ресурсы и сервисы Интернета», «Создание веб-сайта», в 11 классе на 3: «Основы построения компьютерных сетей», «Службы Интернета», «Интернет как глобальная информационная система». И. Г. Семакин на данную тему отводит 5 параграфов по теории в 8 классе: «Как устроена компьютерная сеть», «Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей», «Аппаратное и программное обеспечение сети», «Интернет и всемирная паутина», «Способы поиска в Интернете» и 3 урока в 11 классе: «Организация локальных компьютерных сетей» «Глобальные компьютерные сети», «Основы сайтостроение». Количество уроков в обоих учебниках представлен достаточно для полного раскрытия материала и для осознанного понимания учащихся.

У авторов теоретических материал представлен примерно одинаково. У обоих авторов изучение коммуникационных технологий начинается с объяснения локальных и глобальных компьютерных сетей. Но у Л. Л. Босовой учебник построен более логически: можно увидеть наполненность материала, который объясняется на основе жизненных вещей, разнообразие картинок позволяет наглядно увидеть, чем соединяются компьютеры по сети, а также приводятся разборы задач и масса дополнительной информации. В конце каждого параграфа можно найти вопросы и задания для ребят. Но тут нужно учитывать предпочтения каждого учителя, кому-то наоборот нравится скупо иллюстрированный учебник — он строго выдержан, но также содержит много познавательной информации. В учебнике достаточно информации, поэтому можно изучать дисциплину без помощи дополнительной литературы.

Помимо теоретического материала Л. Л. Босова и И. Г. Семакин в своих учебниках предлагают по данной теме различные виды практических заданий. Здесь тоже можно провести параллель, если в учебнике И. Г. Семакина и Л. Л. Босовой в конце каждого параграфа имеется глава «Вопросы и задания» и «Компьютерный практикум». На мой взгляд, в учебнике Семакина И. Г. вдвое меньше заданий, чем у Босовой Л. Л.; в ее учебнике большее количество заданий с понятным объяснением, чтобы ребята смогли не просто понять приведенный материал, а также применить его на практике. Помимо этого, у обоих авторов имеются рабочие тетради для работы, как в классе, так и дома. Главным плюсом учебников Босовой, что после параграфа имеются тестовые задания для проверки усвоенных знаний учеников, чего у Семакина мы не видим, но, с другой стороны, списывание в учебнике Босовой возрастает, т. к. не только тестирование, но и ответы приведены сразу в учебнике.

При изучении данной темы у обоих авторов предполагаются одинаковые методы и формы обучения: словесные и наглядные.

По учебнику Л. Л. Босовой при изучении данной темы предполагается использование мультимедийных средств обучения, электронных ресурсов, дидактических пособий, а именно: презентации, ссылки на интерактивные тесты, сделанные в Интернет-сервисах Online Test Pad, прикреплены ссылки на интернет уроки на платформе Российская электронная школа, ресурсы ЕК ЦОР.

И. Г. Семакин в своем методическом пособии для каждого занятия указывает, какое тестирование проходить и какое домашнее задание предусмотрено по данной теме. Также автор расписывает, с помощью каких практических работ и электронных образовательных ресурсов достигаются результаты обучения. Но такой обширной библиотеки как у Л. Л. Босовой нет.

Домашнее задание у обоих авторов присутствует, оно зафиксировано в методических пособиях. В ходе выполнения домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для самостоятельного применения приобретенных знаний, поэтому правильная постановка системы домашнего задания положительно отразится в учебно-воспитательном процессе ученика. ГДЗ у авторов не предусмотрено. Но его не проблемно найти на просторах Интернета.

Литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 9 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.– 184c.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Учебник для 11 класса. Базовый уровень: учебник /Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 256 с.
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. 472 с.
  4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шиена Т. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 176 с.
  5. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шиена Т. Ю. Информатика 10 класс. Базовый уровень: учебник — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 264 с.
  6. Семакин И. Г. Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 540 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебник, автор, интернет, класс, сеть, глава, домашнее задание, задание, изучение.


Ключевые слова

информатика, коммуникационные технологии, Босова, Семакин

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Опыт применения модульно-блочного обучения с элементами интегральной технологии при изучении обществознания

В статье приведен опыт использования на уроках обществознания педагогической технологии, основанной на соединении блочно-модульного обучения и интегральной технологии, разработанной доктором педагогических наук В. В. Гузеевым.

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании английского языка на примере УМК Forward под редакцией М. В. Вербицкой

В статье авторы рассказывают о своём опыте создания и использования ЭОР в преподавании английского языка.

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Эконометрика» в БФУ имени И. Канта

В статье рассмотрен практико-ориентированный подход к преподаванию дисци-плины “Эконометрика” студентам бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Опыт применения модульно-блочного обучения с элементами интегральной технологии при изучении обществознания

В статье приведен опыт использования на уроках обществознания педагогической технологии, основанной на соединении блочно-модульного обучения и интегральной технологии, разработанной доктором педагогических наук В. В. Гузеевым.

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании английского языка на примере УМК Forward под редакцией М. В. Вербицкой

В статье авторы рассказывают о своём опыте создания и использования ЭОР в преподавании английского языка.

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Эконометрика» в БФУ имени И. Канта

В статье рассмотрен практико-ориентированный подход к преподаванию дисци-плины “Эконометрика” студентам бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Задать вопрос