В статье авторы объясняют, что такое информационно-коммуникативные технологии, формулируют цели и результаты их использования.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, обучение, педагогическая деятельность, дети с особыми образовательными потребностями.
На данный момент информационно-коммуникативные технологии играют всё большую и большую роль практически во всех сферах жизни и деятельности человека, в том числе профессиональной. Систему образования данная тенденция тоже не обошла стороной. В последние десятилетия профессиональная деятельность педагогического работника очень сильно изменилась именно в сторону активного использования информационно-коммуникативных и дистанционных технологий в образовании.
Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ, по мнению Д. Ш. Матроса, — это “технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. Этот широко используемый термин включает в себя все технологии, используемые для общения и работы с информацией” [3].
Современная система образования имеет неразрывную связь с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Так, рука об руку идут уже устоявшаяся и проверенная временем традиционная система образования, и совсем недавно появившаяся форма обучения — дистанционная. Дистанционная форма обучения, в свою очередь, оставляет сохранными уже известные образовательные технологии, методы, формы и другие средства традиционного обучения, но при этом, активно использует образовательные платформы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.
Использование ИКТ в обучении, как полагает И. В. Роберт, помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
— формирование устойчивой мотивации;
— активизация мыслительных способностей учащихся;
— привлечение к работе пассивных учеников;
— повышение интенсивности учебного процесса;
— обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
— обеспечение учебного процесса современными материалами; приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
— реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
— активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
— обеспечение гибкости процесса обучения [2].
Также, по мнению И. В. Роберт, “при дидактически правильном подходе ИКТ могут помочь педагогу в работе с ребенком посредством того, что компьютер активизирует внимание обучающихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы. мышление, внимание, развивает воображение и фантазию” [2].
Использование современных информационно-коммуникативных технологий при организации образовательного процесса нашло очень яркое отражение на реализации принципа наглядности, который, в свою очередь, является одним из важнейших принципов педагогики.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей, в частности детей с РАС, в получении информации, в удержании внимания детей на преподаваемом материале.
Как отмечает Е. С. Полат, использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности предполагает:
1. Создание:
— учебно-методических пособий (игры, проекты, презентации, материалы тематических мероприятий);
— условий для интеллектуального развития школьников; интеграции образовательного процесса;
— «копилки» педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
— разработки программы обучения детей школьного возраста;
— развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
2. Использование Интернет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:
— дополнительная информация, которой нет в книгах;
— красочно иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы, клипы);
— сетевые электронные ресурсы — это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода [1].
По сравнению с традиционными образовательными и коррекционно-развивающими формами, компьютерные технологии обладают несколькими важными преимуществами, а именно:
— информация, которая появляется на экране компьютера в игровой форме, вызывает у детей больший интерес и вовлеченность;
— предъявляемый образный тип информации в большей степени понятен ребенку, чем одни лишь вербальные разъяснения;
— движения, звук и анимированные элементы на более длительный период привлекают внимание ребенка;
— предоставляется возможность индивидуализации обучения;
— ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
— позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
— компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки. получение обратной связи от ребенка (благодаря тому, что он сам выбирает картинку с ответом, нужное предложение пли слова, в зависимости от вопроса, стоящего перед ним) [3].
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей норма не должна превышать 15 минут.
В рамках педагогической деятельности, в процессе обучения, можно использовать:
— электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);
— видеосвязь;
— образовательные платформы;
— сайты с видеоуроками;
— социальные сети, мессенджеры.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс усвоения ребенком учебного материала, помогает ему преодолеть трудности в общении, раскрывает его способности, расширяет круг интересов.
Литература:
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования / Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва: АСНДЕМА, 2018. — 203 c. — Текст: непосредственный.
- Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. — Москва: Школа-Пресс, 2014. — 187 c. — Текст: непосредственный.
- Матрос, Д. Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу / Д. Ш. Матрос. — Текст: непосредственный // Информатика и образование. — 2017. — № 8. — С. 35–41.