В статье рассмотрены понятие, сущность и значение детской одаренности. Выявлены направления работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Разработана инновационная модель работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Проблема детской одаренности не нова, она изучалась в течение многих столетий и имеет глубокие корни, но по настоящее время не получила разрешения. Проблематичность вопроса детской одаренности заключается в неоднозначности точек зрения ученых на природу этого явления, что ставит любого исследователя перед необходимостью сравнения различных теоретических концепций и уточнения собственного понимания одаренности.
Детская одаренность — это способность ребенка проявлять высокий уровень интеллектуальных, творческих или физических способностей, которые выходят за рамки среднестатистического развития сверстников. Это может проявляться в различных областях, таких как математика, наука, искусство, музыка, спорт и т. д.
Сущность детской одаренности заключается в уникальности и выдающихся способностях ребенка, которые могут быть использованы для достижения успеха в будущем. Одаренные дети обладают быстрым умом, хорошей памятью, креативностью и высокой мотивацией к достижению целей.
Значение детской одаренности заключается в том, что она является ключевым фактором успеха в жизни ребенка. Одаренные дети имеют большие шансы на успешную карьеру и профессиональное развитие. Кроме того, они способны вносить значительный вклад в общество, развивая новые идеи и технологии.
Однако, детская одаренность также может привести к проблемам, таким как социальная изоляция, стресс и беспокойство. Поэтому важно обеспечить одаренным детям подходящую среду для развития и поддержки, чтобы они могли реализовать свой потенциал и достичь успеха в жизни.
Одним из важных условий развития одаренности младших школьников является эффективная организация работы учителя с одаренными детьми (В. Б. Новичков 1, Н. В. Семенова 2, А. И. Савенков 3 и др.). В связи с этим, образовательные организации нуждаются в создании эффективной развивающей среды и методическом обеспечении работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Направления работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику. Учителю начальных классов необходимо выявить способности и интересы каждого одаренного ребенка, чтобы развивать их в соответствии с потребностями ученика.
- Развитие творческого мышления. Одаренные дети обладают высокой креативностью, поэтому учителю необходимо создавать условия для развития творческих способностей учеников.
- Работа в малых группах. Одаренные дети могут чувствовать себя изолированными в классе, поэтому учителю необходимо организовывать работу в малых группах, чтобы дети могли общаться и обмениваться идеями.
- Дифференцированный подход к обучению. Учителю начальных классов необходимо создавать задания разной сложности для одаренных детей, чтобы они могли развиваться в соответствии с своими способностями.
- Развитие самостоятельности и ответственности. Одаренные дети часто имеют высокую мотивацию к достижению целей, поэтому учителю необходимо развивать у них самостоятельность и ответственность за свое обучение.
- Работа с родителями. Учителю начальных классов необходимо вовлекать родителей в процесс обучения одаренных детей, чтобы они могли поддерживать своих детей и помогать им в развитии и достижении успеха 5.
Таким образом, современная система образования диктует необходимость развития одаренности обучающихся начальных классов и внедрения личностно-ориентированного обучения, в связи с этим наиболее актуальным и значимым становится внедрение инновационной модели работы учителя с одаренными детьми, начиная с младшей школы.
Изучение и анализ психологических и педагогических условий, обобщение опыта значительного числа образовательных учреждений различных видов, выявление особенностей развития талантов дали возможность разработать инновационную модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, интегрирующую образовательную урочную и внеурочную деятельность.
Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы направлена на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных младших школьников, способствует преобразованию педагогики из режима стагнации в режим развития системы.
Основной целью модели работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы является обеспечение благоприятных условий выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Рис. 1. Инновационная модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Работа учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы осуществляется по направлениям деятельности: художественная; социально-педагогическая; физкультурно-спортивная; туристско-краеведческая. Программа «Прогресс» включает в себя ряд модулей: «Таланты родного края»; «Туризм XXI века»; «Край родной»; «Масляная живопись»; «Таланты будущего»; «Новые дороги». Цель: обеспечить возможность самореализации одаренной личности в условиях начального образования.
Ожидаемым результатом освоения программы является развитие индивидуальных способностей обучающихся в условиях начального образования.
Цели и задачи образовательной деятельности: развитие индивидуальных способностей обучающихся, формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения в дальнейшем профессионально ориентированных образовательных программ.
Рис. 2. Направленности включают работу следующих объединений
В процессе учебной работы осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся посредством проведения диагностических мероприятий в соответствии с положением о промежуточной и итоговой аттестации. При этом используются различные механизмы оценивания результатов (собеседование, тестирование, открытые занятия, итоговые занятия, соревнования, результаты участия в конкурсах, смотрах, итоговая аттестация, и др.). По итогам освоения программы проводится итоговая аттестация.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии; конференции, консультации; экскурсии, туристические походы; открытые учебные занятия, учебные игры; конкурсы, соревнования, слеты и др.
Таким образом, программа «Прогресс» способствует созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает не только формирование у обучающихся начальных классов глубоких знаний, умений и навыков, но и развитие индивидуальных способностей. Характерное отличие развивающей образовательной среды в том, что она находится не на актуализированной основе, а на перспективной, и сориентирована на завтрашний день.
Индивидуальная программа развития одаренности обучающихся в условиях начального образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дополнительного образования в рамках проекта «Одаренные дети».
Таким образом, работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе требует от учителя начальных классов использования различных методов и форм обучения, организации проектной деятельности, развития коммуникативных навыков и поддержки и поощрения. Программа «Прогресс» включает в себя различные направленности, которые способствуют развитию индивидуальных способностей обучающихся в условиях начального образования. Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется через различные формы, такие как учебные занятия, лекции, экскурсии, конкурсы и др. Создание развивающей образовательной среды позволяет не только формировать знания и навыки, но и развивать индивидуальные способности обучающихся. Индивидуальная программа развития одаренности определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дополнительного образования в рамках проекта «Одаренные дети».
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 7.
Литература:
- Новичков, В. Б. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / В. Б. Новичков. — Москва: Институт педагогических инноваций РАО, 2002. — 204 с.
- Семенова, Н. В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции. — Нижний Новгород: НГЦ, 2001. — С. 86–89.
- Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. — Москва: Педагогическое общество России, 1999. — 239 с.
- Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А. В. Леонтович // Школьные технологии. — 1999. — № 1–2. — C. 132–137.
- Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. — Москва: Просвещение, 1996. — 351 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) Электронный ресурс — Режим доступа: https://base.garant.ru/