Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, А. С. Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы / А. С. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108876/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены понятие, сущность и значение детской одаренности. Выявлены направления работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Разработана инновационная модель работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Проблема детской одаренности не нова, она изучалась в течение многих столетий и имеет глубокие корни, но по настоящее время не получила разрешения. Проблематичность вопроса детской одаренности заключается в неоднозначности точек зрения ученых на природу этого явления, что ставит любого исследователя перед необходимостью сравнения различных теоретических концепций и уточнения собственного понимания одаренности.

Детская одаренность — это способность ребенка проявлять высокий уровень интеллектуальных, творческих или физических способностей, которые выходят за рамки среднестатистического развития сверстников. Это может проявляться в различных областях, таких как математика, наука, искусство, музыка, спорт и т. д.

Сущность детской одаренности заключается в уникальности и выдающихся способностях ребенка, которые могут быть использованы для достижения успеха в будущем. Одаренные дети обладают быстрым умом, хорошей памятью, креативностью и высокой мотивацией к достижению целей.

Значение детской одаренности заключается в том, что она является ключевым фактором успеха в жизни ребенка. Одаренные дети имеют большие шансы на успешную карьеру и профессиональное развитие. Кроме того, они способны вносить значительный вклад в общество, развивая новые идеи и технологии.

Однако, детская одаренность также может привести к проблемам, таким как социальная изоляция, стресс и беспокойство. Поэтому важно обеспечить одаренным детям подходящую среду для развития и поддержки, чтобы они могли реализовать свой потенциал и достичь успеха в жизни.

Одним из важных условий развития одаренности младших школьников является эффективная организация работы учителя с одаренными детьми (В. Б. Новичков 1, Н. В. Семенова 2, А. И. Савенков 3 и др.). В связи с этим, образовательные организации нуждаются в создании эффективной развивающей среды и методическом обеспечении работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Направления работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику. Учителю начальных классов необходимо выявить способности и интересы каждого одаренного ребенка, чтобы развивать их в соответствии с потребностями ученика.
  2. Развитие творческого мышления. Одаренные дети обладают высокой креативностью, поэтому учителю необходимо создавать условия для развития творческих способностей учеников.
  3. Работа в малых группах. Одаренные дети могут чувствовать себя изолированными в классе, поэтому учителю необходимо организовывать работу в малых группах, чтобы дети могли общаться и обмениваться идеями.
  4. Дифференцированный подход к обучению. Учителю начальных классов необходимо создавать задания разной сложности для одаренных детей, чтобы они могли развиваться в соответствии с своими способностями.
  5. Развитие самостоятельности и ответственности. Одаренные дети часто имеют высокую мотивацию к достижению целей, поэтому учителю необходимо развивать у них самостоятельность и ответственность за свое обучение.
  6. Работа с родителями. Учителю начальных классов необходимо вовлекать родителей в процесс обучения одаренных детей, чтобы они могли поддерживать своих детей и помогать им в развитии и достижении успеха 5.

Таким образом, современная система образования диктует необходимость развития одаренности обучающихся начальных классов и внедрения личностно-ориентированного обучения, в связи с этим наиболее актуальным и значимым становится внедрение инновационной модели работы учителя с одаренными детьми, начиная с младшей школы.

Изучение и анализ психологических и педагогических условий, обобщение опыта значительного числа образовательных учреждений различных видов, выявление особенностей развития талантов дали возможность разработать инновационную модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, интегрирующую образовательную урочную и внеурочную деятельность.

Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы направлена на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных младших школьников, способствует преобразованию педагогики из режима стагнации в режим развития системы.

Основной целью модели работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы является обеспечение благоприятных условий выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей.

Инновационная модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

Рис. 1. Инновационная модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

Работа учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы осуществляется по направлениям деятельности: художественная; социально-педагогическая; физкультурно-спортивная; туристско-краеведческая. Программа «Прогресс» включает в себя ряд модулей: «Таланты родного края»; «Туризм XXI века»; «Край родной»; «Масляная живопись»; «Таланты будущего»; «Новые дороги». Цель: обеспечить возможность самореализации одаренной личности в условиях начального образования.

Ожидаемым результатом освоения программы является развитие индивидуальных способностей обучающихся в условиях начального образования.

Цели и задачи образовательной деятельности: развитие индивидуальных способностей обучающихся, формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения в дальнейшем профессионально ориентированных образовательных программ.

Направленности включают работу следующих объединений

Рис. 2. Направленности включают работу следующих объединений

В процессе учебной работы осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся посредством проведения диагностических мероприятий в соответствии с положением о промежуточной и итоговой аттестации. При этом используются различные механизмы оценивания результатов (собеседование, тестирование, открытые занятия, итоговые занятия, соревнования, результаты участия в конкурсах, смотрах, итоговая аттестация, и др.). По итогам освоения программы проводится итоговая аттестация.

Формы организации учебно-воспитательного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии; конференции, консультации; экскурсии, туристические походы; открытые учебные занятия, учебные игры; конкурсы, соревнования, слеты и др.

Таким образом, программа «Прогресс» способствует созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает не только формирование у обучающихся начальных классов глубоких знаний, умений и навыков, но и развитие индивидуальных способностей. Характерное отличие развивающей образовательной среды в том, что она находится не на актуализированной основе, а на перспективной, и сориентирована на завтрашний день.

Индивидуальная программа развития одаренности обучающихся в условиях начального образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дополнительного образования в рамках проекта «Одаренные дети».

Таким образом, работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе требует от учителя начальных классов использования различных методов и форм обучения, организации проектной деятельности, развития коммуникативных навыков и поддержки и поощрения. Программа «Прогресс» включает в себя различные направленности, которые способствуют развитию индивидуальных способностей обучающихся в условиях начального образования. Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется через различные формы, такие как учебные занятия, лекции, экскурсии, конкурсы и др. Создание развивающей образовательной среды позволяет не только формировать знания и навыки, но и развивать индивидуальные способности обучающихся. Индивидуальная программа развития одаренности определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дополнительного образования в рамках проекта «Одаренные дети».

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 7.

Литература:

  1. Новичков, В. Б. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / В. Б. Новичков. — Москва: Институт педагогических инноваций РАО, 2002. — 204 с.
  2. Семенова, Н. В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции. — Нижний Новгород: НГЦ, 2001. — С. 86–89.
  3. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. — Москва: Педагогическое общество России, 1999. — 239 с.
  4. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А. В. Леонтович // Школьные технологии. — 1999. — № 1–2. — C. 132–137.
  5. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. — Москва: Просвещение, 1996. — 351 с.
  6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) Электронный ресурс — Режим доступа: https://base.garant.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная школа, ребенок, детская одаренность, индивидуальная способность обучающихся, инновационная модель работы учителя, класс, начальное образование, развитие, итоговая аттестация, развивающая образовательная среда.


Похожие статьи

Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено сконструированное понятие «Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста». Определены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми и условия их форм...

Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Моральное воспитание учащихся 5–9 классов средствами украинских народных традиций во внеурочное время

В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания учащихся 5–9 классов средствами украинских народных традиций во внеурочное время. Раскрыт вопрос специфики усвоения учениками 5–9 классов модели нравственного поведения. Определены характе...

Роль игрового взаимодействия в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе рассмотрены и изучены содержание и особенности жизнедеятельности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия. Рассмотрены понятие, функции, виды и специфика игр, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. Выявлены трудности игрового взаимодейст...

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Педагогические условия здоровьесбережения младших школьников в условиях класса-комплекта сельской малочисленной школы

В статье рассмотрены некоторые аспекты исследования, направленного на поиск и реализацию педагогических условий, влияющих на эффективность здоровьесбережения сельских школьников в условиях класса-комплекта. Описываются особенности оценки и организаци...

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Похожие статьи

Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено сконструированное понятие «Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста». Определены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми и условия их форм...

Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Моральное воспитание учащихся 5–9 классов средствами украинских народных традиций во внеурочное время

В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания учащихся 5–9 классов средствами украинских народных традиций во внеурочное время. Раскрыт вопрос специфики усвоения учениками 5–9 классов модели нравственного поведения. Определены характе...

Роль игрового взаимодействия в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе рассмотрены и изучены содержание и особенности жизнедеятельности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия. Рассмотрены понятие, функции, виды и специфика игр, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. Выявлены трудности игрового взаимодейст...

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Педагогические условия здоровьесбережения младших школьников в условиях класса-комплекта сельской малочисленной школы

В статье рассмотрены некоторые аспекты исследования, направленного на поиск и реализацию педагогических условий, влияющих на эффективность здоровьесбережения сельских школьников в условиях класса-комплекта. Описываются особенности оценки и организаци...

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Задать вопрос