Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) представляют собой комплекс технологий, используемых для улучшения безопасности и эффективности дорожного движения. Они объединяют в себе различные информационные и коммуникационные технологии, а также системы управления транспортом.
Дорожно-знаковая информация переменного типа (ДЗИПТ) представляет собой специальные устройства, которые используются в интеллектуальных транспортных системах (ИТС) для предоставления динамической информации участникам дорожного движения [1].
ДЗИПТ включает в себя различные типы устройств: переменные информационные табло, светофоры с адаптивным управлением, динамические указатели направления и другие.
Роль ДЗИПТ в ИТС заключается в следующем:
Во-первых, предоставление информации о текущей дорожной обстановке: ДЗИПТ могут отображать информацию о пробках, авариях, погодных условиях и других факторах, которые могут повлиять на безопасность и эффективность движения. Это помогает водителям принимать информированные решения и адаптировать свое поведение на дороге.
Во-вторых, управление транспортным потоком: ДЗИПТ используются для регулирования движения на дорогах. Например, они могут изменять скоростные ограничения в зависимости от текущей ситуации, регулировать светофоры в режиме адаптивного управления или указывать на временные изменения в дорожной инфраструктуре.
В-третьих, предупреждение об опасностях: ДЗИПТ могут предоставлять предупреждения о возможных опасностях на дороге, таких как ограничения видимости, наличие пешеходов или животных на проезжей части, работы на дороге и т. д. Это помогает водителям быть более внимательными и предотвращать возможные аварии.
В-четвертых, улучшение эффективности дорожного движения: ДЗИПТ могут помочь оптимизировать использование дорожной инфраструктуры и улучшить пропускную способность дорог. Например, они могут предоставлять информацию о доступных парковочных местах, направлять водителей на альтернативные маршруты для избегания пробок или предупреждать о временных изменениях в движении.
Таким образом, ДЗИПТ играют важную роль в ИТС, обеспечивая динамическую информацию участникам дорожного движения, помогая повысить безопасность, эффективность и комфорт на дорогах, а также улучшить управление транспортным потоком.
Принципы работы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) дорожно-знаковой информации переменного типа (ДЗИПТ) основаны на использовании современных информационных и коммуникационных технологий для предоставления динамической информации участникам дорожного движения [2]. Основные компоненты ИТС ДЗИПТ включают в себя датчики и сенсоры; центральную система управления; дорожные знаки переменного типа; коммуникационную инфраструктуру; пользовательские устройства.
Использование интеллектуальных транспортных систем (ИТС) дорожно-знаковой информации переменного типа (ДЗИПТ) предоставляет ряд преимуществ [3,4]. Например, ДЗИПТ позволяют динамически изменять информацию на дорожных знаках в зависимости от текущей дорожной обстановки. Они предупреждают о препятствиях на дороге, ограничениях скорости, погодных условиях или временных изменениях в дорожной инфраструктуре, позволяя водителям быть в курсе актуальной информации и принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и эффективности движения. Это особенно важно в случае экстремальных погодных условий, строительных работ или других ситуаций, которые могут повлиять на безопасность движения. Также ДЗИПТ могут адаптироваться к текущим условиям дорожного движения. Например, они могут изменять режим работы светофоров в зависимости от загруженности дороги или регулировать скоростные ограничения в соответствии с плотностью транспортного потока, что позволяет оптимизировать использование дорожной инфраструктуры и улучшить пропускную способность дорог [5].
В целом, использование ДЗИПТ в ИТС однозначно способствует повышению безопасности на дорогах.
Развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) дорожно-знаковой информации переменного типа (ДЗИПТ) стало важным направлением для улучшения безопасности и эффективности дорожного движения. Однако, существуют некоторые вызовы и перспективы, которые нужно учитывать при развитии и внедрении ДЗИПТ. На сегодняшний день остро стоит необходимость разработки и принятия стандартов для ДЗИПТ. Стандартизация позволяет обеспечить совместимость и взаимодействие между различными компонентами ИТС, а также обеспечить согласованность и единообразие в использовании ДЗИПТ в разных странах и городах.
Для достижения максимальной эффективности и полного потенциала ДЗИПТ необходима интеграция с другими системами, такими как системы управления транспортным потоком, системы навигации и системы управления светофорами. Это позволит создать единое управление и координацию на дорогах, что приведет к более безопасному и эффективному движению.
С увеличением использования информационных технологий в ИТС ДЗИПТ возникает вопрос безопасности данных. Важно обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа, вмешательства или взлома. Разработка и применение соответствующих мер безопасности, таких как шифрование данных и защита сетевых соединений, является неотъемлемой частью развития ДЗИПТ.
Внедрение ДЗИПТ требует обучения и информирования пользователей, включая водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Важно обеспечить понимание и правильное использование динамической информации, предоставляемой ДЗИПТ, а также обучить пользователей реагировать на предупреждения и указания, отображаемые на дорожных знаках переменного типа.
Перспективы развития ИТС ДЗИПТ включают более широкое использование и интеграцию с другими технологиями, такими как искусственный интеллект, машинное обучение и автономные транспортные системы. Это позволит создать более интеллектуальные и автоматизированные системы, которые будут способствовать еще большей безопасности и эффективности дорожного движения.
Таким образом, развитие ИТС ДЗИПТ представляет большие перспективы для улучшения дорожного движения, но требует решения вызовов, связанных со стандартизацией, интеграцией, безопасностью данных и обучением пользователей.
Литература:
1. Жанказиев, С. В. Интеллектуальные транспортные системы: учеб. пособие / С. В. Жанказиев — Москва: МАДИ, 2016. 120 с.
2. ОДМ 218.9.011–2016. Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем, внесен Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства: издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 25.04.2016 № 632-р.: введен впервые: разработан ООО «НИИ ИТС»//Федеральное дорожное агентство. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/uploaded-files/160odm-2189011–016.pdf (дата обращения: 10.11.2023 г.).
3. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: Монография / А. В. Остроух, Н. Е. Суркова. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. — 370 с. — ISBN 978–5–906314–35–2.
4. Остроух, А. В. Интеллектуальные системы: монография / А. В. Остроух. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. — 316 с. — ISBN 978–5–907208–27–8.
5. Ширшиков, А. С. Применение дорожных знаков переменой информации /А. С. Ширшиков // Инженерный вестник Дона. — 2018. № 1 - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4795 (дата обращения: 11.11.2023 г.).