Интеллектуальные транспортные системы: перспективы развития в российском транспортном комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 11.01.2020

Статья просмотрена: 1930 раз

Библиографическое описание:

Суслова, Т. В. Интеллектуальные транспортные системы: перспективы развития в российском транспортном комплексе / Т. В. Суслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66166/ (дата обращения: 17.12.2024).



Телематическая транспортная система (ТТС) —информационная система, обеспечивающая автоматизированный сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных о местоположении и состоянии транспортных средств, информации, получаемой на основе данных, в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств разного назначения и принадлежности. Интеллектуальная транспортная система (ИТС) — телематическая транспортная система, обеспечивающая реализацию функций высокой сложности по обработке информации и выработке оптимальных решений и управляющих воздействий. До настоящего времени отсутствует единое представление, что есть интеллектуальные транспортные системы.

В современных условиях центральной проблемой эффективной организации транспортного процесса во многих крупных городах и на внегородских участках дорожной сети с интенсивным автомобильным движением является оптимизация использования ограниченного ресурса общего пользования, каковым является пропускная способность улично-дорожной сети. Актуальность реферата является изучение телематических транспортных систем и интеллектуальной транспортной системы.

Контроль движения грузов осуществляется по нормативным документам. К владельцам перевозки грузов установлены специальные требования.

Таким образом, наиболее перспективным направлением развития телематических транспортных систем является создание интегрированной интеллектуальной транспортной системы, обеспечивающей наряду с решением задач отдельных ТТС повышение эффективности транспортного процесса в целом.

Системные сбои в дорожном движении приводят к резкому увеличению затрат времени на перевозки, увеличению расхода топлива, росту числа дорожно-транспортных происшествий, ухудшению экологической ситуации. Анализ ситуации, складывающейся в крупных городах России показал, что перегруженность движением городских дорожных сетей обусловлена совокупным влиянием ряда факторов разнонаправленного действия [7].

Оценка функционирования транспорта представляет сложную проблему.

Таким образом, построения транспортной системы в области транспорта сочетается с экономикой, градостроительством, географией, экологией, социологией и психологией. В настоящее время практически отсутствует координация в рамках одного города между предприятиями городского общественного транспорта, между предприятиями электротранспорта, автобусными и таксомоторными предприятиями. Согласованные действия участников городского движения взаимный учёт интересов каждого из них могут обеспечить условия для успешного развития транспортной системы города.

Технической основой системы является активно внедряемые программно-аппаратные комплексы мониторинга транспортных средств, функционирующие на основе использования навигационных модулей ГЛОНАСС/GPS и каналов сетей сотовой связи. В качестве результата реализации системы планируется создание единой сети информационно-аналитического и модельного обеспечения процессов принятия решений в сфере транспорта. В настоящий момент в мире существуют несколько навигационных спутниковых систем, но реализующими действительно глобальный сервис позиционирования практически в любом месте нашей планеты являются ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS [8].

GPS, ГЛОНАСС включают в себя подсистему космических аппаратов, бортовые приемники СНС, то есть спутников, контроля и управления, состоящая из наземных станции, навигационная аппаратура потребителей. Состоит из 24 спутников номинальная группировка американской системы GPS. Размещены равномерно в 6 плоскостях с наклонением 55° к экватору плоскости, разнесены по долготе на 60° Орбитальные плоскости ГЛОНАСС, GPS.

На приемник поступает навигационный сигнал, несущий информацию о координатах спутников. Показания часов спутников и приемника потребителя осуществляются измерениям совпадения нахождения координат приемника достаточно вычислить расстояния до трех навигационных спутников. Показания часов, входящих в состав навигационного приемника потребителя, отличаются от показаний часов на борту навигационных спутников.

Принципиальным является различие сигналов спутниковых навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, GPS использует два различающихся кодированных сигнала Код Р (precision — точный), Код С/A (clear acquisition — легко обнаруживаемый). В навигационной спутниковой системе ГЛОННАС навигационная аппаратура потребителя принимает сигналы ГЛОНАСС, обрабатывает, измеряет и определяет радионавигационные параметры, вычисляет геоцентрические координаты Х, У, Z и на основе — геодезические координаты и высоту над опорным эллипсоидом в системе координат ПЗ-90 поправку к местной шкале времени относительно системного времени и составляющие вектора скорости [11].

Для развития системы GPS предусмотрена программа повышение точности создания новых навигационных спутников с повышенными тактико-техническими характеристиками гражданского навигационного сигнала, планирование и технические возможности реализации пространственного селективного доступа.

Навигационное обеспечение с пониженной точностью в районе Земного шара проводится на основе активной работы по разработке стандартов на систему GPS и принятия международных качеств из зоны обслуживания системы GPS. Орбитальная группировка ГЛОНАСС функционирует, она в меньшей степени подвержена влиянию поля тяготения Земли, что снижает в коррекции орбит.

Одной из острейших социально-экономических проблем в странах с развитой и развивающейся автомобилизацией является проблема высокого уровня аварийности на улично-дорожной сети стран, постоянно растущего числа погибших и пострадавших в ДТП. В 2006 г. в ДТП на дорогах России погибло 32 724 человек и 285 362 человека было ранено. Минимальное число погибших за последние 15 лет было зарегистрировано в 1997 г. Вместе с тем за 1998 г. рост числа ДТП с особо тяжкими последствиями составил 12,4 %, а за 1999 г. снижение ДТП составило 18,6 % [10].

Число происходящих происшествий на дорогах страны составляет около 600, гибнет 100 человек и около 500 человек получают ранения ежедневно. Около 60 % погибших активная часть населения в возрасте от 16 до 40 лет, 3000 детей становятся инвалидами. Трагичность ситуации заключается, что в ДТП попадает большое количество детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Дорожно-транспортным происшествием называют событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой смерть и травму людей, повреждение транспортных средств и грузов, искусственных сооружений, зеленых насаждений и нанесшее другой материальный ущерб.

Согласно определению для ДТП характерно наличие факторов движения автомобиля, травмы и смерти людей и материального ущерба. Причиной ДТП часто является несоответствие одного из элементов системы «человек-автомобиль-дорога-среда» остальным составляющим. В соответствии со Сводной резолюции о конструкции транспортных средств, принятой Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и Сводной резолюции о конструкции транспортных средств для целей безопасности классифицируют ДТП по конструктивным признакам и по социальной значимости [3].

Таким образом, актуальный вопрос о разработке новых алгоритмов расчета, математического моделирования, конвертации и обработки показателей травмирования человека и создание автоматизированной информационно-логистической системы интеллектуальной оценки безопасности внутренней среды транспортных средств с учётом требований международной программы ЕvroNCAP. Это позволит сократить финансовые и временные затраты на поиск оптимальных конструктивных решений в процессе разработки новых транспортных средств. Без уничтожения и использования дорогостоящего оборудования и угрозы вывести из строя проведения виртуальных испытаний транспортного средства для осуществления интеллектуальной оценки безопасности внутренней среды транспортных средств не существует комплексная автоматизированная информационно-логистическая система в мировой практике.

Современный железнодорожный транспорт является чрезвычайно сложной организационно-технической системой, управление в настоящее время практически невозможно в рамках ранее сложившихся традиционных подходов. Сложность транспортной инфраструктуры и объектов принципиально исключает возможность работы в полностью автоматическом режиме. В настоящее время во многих странах мира, в государствах Евросоюза, России, возрастает понимание важности решения глобальных проблем транспортных комплексов.

С требованиями повышения безопасности и эффективности перевозок, с ростом мобильности общества, уменьшения воздействия транспорта на окружающую среду и других. В решении проблем важнейшее место занимает создание и использование интеллектуальных транспортных систем. В настоящее времени не выработано единое представление об интеллектуальных транспортных системах.

ИТС является изменение статуса транспортной единицы от независимого, самостоятельного и в степени непредсказуемого субъекта движения, в сторону «активного», предсказуемого субъекта единого транспортно-информационного пространства. Вклад устойчивости транспортной системы телематических услуг направлен на развитие экономики, безопасности и окружающей среды. Основополагающим значением для успешного внедрения телематических систем для уменьшения негативных последствий мобильности, является разработка информационных систем на всех видах транспорта [2].

Литература:

  1. Минниханов Р. Н. (общая редакция) Опыт применения систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения (на примере Республики Татарстан). — Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. — 128 с.
  2. В. М. Вишневский, Р. Н. Минниханов. Автоматизированная система безопасности на автодорогах с использованием RFID-технологий и новейших беспроводных средств. Проблемы информатики. 2012. № 1. c. 52–65.
  3. Вишневский В. М., Портной С. Л., Шахнович С. Л. Энциклопедия WiMAX. Путь к 4G — М.: Техносфера, 2010. — 471 с.
  4. Вишневский В. М., Минниханов Р. Н. Патент № 99207 от 10.11.2010 «Автоматизированная система контроля нарушений ПДД на базе широкополосных беспроводных сетей и RFID-технологии».
  5. Козлов Л. С. Интеллектуальные транспортные системы как инструмент повышения конкурентоспособности и рентабельности //Съезд Союза транспортников России. М. апрель 2015 г. // www.gosbook.ru/node/23744
  6. «Разработка концепции создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах федерального значения» // Отчет НДР. Государственному контракту № УД-47/261, г. Москва, МАДИ, 2014. 95 с.
  7. Архитектура интеллектуальных транспортных систем на примере U. S. DoT ITS. www.iteris.com/itsarch/index.htm
  8. Транспортная стратегия Республики Казахстан на период до 2030 года http://www. atb-tsa.ru/zakon.kz/transport
  9. Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы. Государственный стандарт, Российская Федерация, от 01 августа 2011 года № ГОСТ Р ИСО 14813–1–2011.
  10. Сладковски А., Соловьев В. П., Скалозуб В. В. Концепция международной магистерской программы в области железнодорожных интеллектуальных транспортных систем /Сб. материалов II международной научно-практической конференции «ИнтеллектТранс-2014», СПб, ПГУПС, 2014. С. 468–473.
  11. Технический регламент Таможенного Союза 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава».
Основные термины (генерируются автоматически): GPS, транспортная система, система, средство, внутренняя среда, единое представление, интеллектуальная транспортная система, материальный ущерб, Сводная резолюция, транспортное средство.


Задать вопрос