Указом президента Российской Федерации В. В. Путиным от 13 мая 2017 года была разработана общая стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Принятие подобного решения связано с попыткой прорабатывания возможности реализации национальных приоритетов Российской Федерации, попыткой противостоять угрозам, которые могли бы или могут нанести вред отечественной экономике, а также попыткой предотвращения возможных кризисных явлений, которые особенно свойственны рыночной модели экономики.
Акцент в документе делается на экономической безопасности. Так, в соответствии с документом, под экономической безопасностью подразумевается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1]. Документ ставит собой главной целью обеспечение безопасности экономической деятельности. Подобное возможно путем повышения общей результативности института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации. В частности, в одной из основных задач по повышению обеспечения безопасности экономической деятельности постановляется предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности [1].
Стоит отметить, что институт несостоятельности (банкротства), по нашему мнению, является крайне важным инструментом обеспечения безопасности экономической деятельности субъектов экономических отношений, а также позволяет повысить степень защищенности от воздействия на экономическую ситуацию из вне. Так нельзя не отметить, что институт в первую очередь ориентируется на интересы хозяйствующих субъектов в экономических отношениях. С одной стороны обеспечивается защита законных интересов и прав должников в случае возникновения неплатежеспособности, с другой защите подвержены законные интересы кредиторов, а также имеется возможность защиты интересов общества в целом [2].
В данном случае возможность влияния института несостоятельности (банкротства) на экономическую безопасность не ограничивается. Так можно привести и раскрыть следующие примеры.
Стабилизация экономической системы и предотвращение системных рисков. Поскольку в условиях кризисной ситуации появляется общая шаткость экономической модели, некоторые экономические субъекты могут испытывать трудности, в частности в том, что у них могут быть скрытые признаки грядущей несостоятельности, о которых они могут не подозревать. Также стоит сказать и о тех субъектах, признаки несостоятельности которых уже успели проявиться. В подобных ситуациях институт несостоятельности позволяет, во-первых, превентивно выявить потенциально слабого контрагента, что выведет его из рыночных отношений и не позволит усугубить ситуацию для других лиц, так и, во-вторых, решить сложившуюся проблему о неплатежеспособности непосредственно. Институт несостоятельности (банкротства) может позволить своевременно выявить и «ликвидировать» неплатёжеспособные субъекты экономических отношений, которые в условиях угрозы экономической стабильности могут нанести больший вред экономическому сектору. Нельзя не сказать и о возможности санации в банковском секторе, в частности реструктуризация долгов самих банков, меры по их санации и внешнее управление. Подобные мероприятия могут позволить сохранить относительное спокойствие в банковском секторе, что в свою очередь поддерживает в силе экономическую безопасность в стране.
Как уже говорилось, институт несостоятельности (банкротства) позволяет экономическим субъектам провести санацию. Подобные меры позволяют организациям, находящимся в состоянии кризиса, испытывающим определенные финансовые трудности, реабилитироваться на общем рынке и продолжить свою деятельность в экономике в рамках здоровой конкуренции. Подобные мероприятия направлены на достижение соглашения по исполнению обязательств между должником и кредиторами, общее снижение долговой и финансовой нагрузки, общего повышения эффективности производственной деятельности. Такие меры позволяют сохранить рабочие места и обеспечивают исполнение социальных прав и гарантий занятых лиц. В данном случае стоит отметить, что подобные процедуры, которые являют собой реабилитационные меры в рамках рассматриваемого института, имеют крайне низкий уровень востребованности. Так, обращаясь к статистике, предоставляемой Федресурсом, только за январь-сентябрь 2023 года (за 9 месяцев) количество реабилитационных процедур упало в сравнении с подобными периодами предыдущих лет [3]. Подобные процедуры в аналогичный период 2022 года составили 120 шт., а в 2023 лишь 69 шт. А их доля ко всем процедурам, кроме наблюдения упала до 1,3 % с 1,6 % в те же периоды. Подобное количество свидетельствует о крайней непроработанности возможностей подобных процедур.
Касаемо реабилитационных процедур. Изначально после перехода государства от плановой экономики к рыночной появилось необходимость в установлении института несостоятельности (банкротства) как такового. В начале пути своего становления из известных на сегодняшний день отечественному праву реабилитационных процедур, закон предусматривал лишь одну — внешнее управление. Однако оказавшаяся многогранность и сложность общественных отношений заставили законодателя ввести и такую процедуру как финансовое оздоровление законом от 26 октября 2002 г.
N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [4]. Общая неразвитость реабилитационных процедур с начала действия данного закона ярко проявилась и отразилась на общем экономическом состоянии в 2008 году во время мирового экономического кризиса. Появилась острая необходимость в проведении подобных процедур с целью того, чтобы свою деятельность продолжали осуществлять как можно больше субъектов экономических отношений, так как в подобных условиях нельзя допустить ситуации, при которой ликвидации подлежали практически все компании, что означало бы полное разрушение экономики, поскольку подобная политика приводит к массовой безработице и падению курса рубля [5]. Реабилитационные процедуры в рамках института несостоятельности (банкротства) имеют безусловную важность в организации общей экономической безопасности Российской Федерации, однако с учетом опыта предыдущих лет, а также статистики востребованности данных процедур на 2023 год можно сделать вывод об их недостаточной проработанности.
Нельзя не заметить, что наличие и развитие института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике открывает возможности к трансграничной несостоятельности. Присутствие в экономике подобного института, в особенности, если он является доктринально проработанным, создает благоприятный климат для выхода на международные рынки сбыта. В свою очередь, подобные инновации в праве положительно сказываются на экономическом состоянии, что является привлекательным маркером для потенциальных транснациональных инвесторов. Уверенность в том, что потенциальные отношения таких компаний с экономическими субъектами внутри Российской Федерации будут обеспечены надежной правовой политикой, а в частности институтом несостоятельности (банкротства), оказывает возможность спокойно осуществлять свою деятельность. Подобный проработанный институт послужит дополнительным стимулом для включения в отечественную экономику.
По нашему мнению, влияние на экономическую безопасность института несостоятельности (банкротства) является несомненным. Защита прав и законных интересов заинтересованных лиц, в частности должников и кредиторов, создание благоприятного климата для инвестиций со стороны международных контрагентов, потенциальная возможность для субъектов экономических отношений продолжить осуществлять свою деятельность после проведения санации, реструктуризации задолженностей оказывают непосредственной влияние на стабильность экономики в кризисные ситуации, а также способствуют ее развитие. Однако при всех положительных характеристиках подобного института, нельзя не сказать о том, что ему необходима модернизация. Главным преимуществом его является возможность субъекта экономических отношений продолжит свою деятельность путем проведения реабилитационных процедур, однако на данный момент статистика проведения процедур говорит о том, что его востребованность только падает. В целях обеспечения экономической безопасности и общего положительного влияния на отечественную экономику следует уделить внимание развитию реабилитационным процедурам. При должном их развитии и последующей соответствующей востребованности в кризисных ситуациях экономике будет обеспечен стержень в лице действующих хозяйствующих субъектов, которые буду продолжать предоставлять рабочие места населению.
Литература:
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
- Антикризисное управление: теория и практика: учебник / коллектив авторов под ред. А. Н. Ряховской, С. Е. Кована. М.: Кнорус, 2018.
- Банкротства в России: 9 месяцев 2023 года. Статистический релиз Федресурса. — Текст: электронный // Федресурс: [сайт]. — URL: https://fedresurs.ru/news/92363488–025e-4d4f-b79e-e0e922258d9b (дата обращения: 01.11.2023).
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) «О несостоятельности (банкротстве)" // СПС «КонсультантПлюс»
- Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике (Романов А. А., Хан А. А.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2021, N 9)