Роль института несостоятельности (банкротства) в рамках стратегии экономической безопасности Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Витченков, Т. А. Роль института несостоятельности (банкротства) в рамках стратегии экономической безопасности Российской Федерации / Т. А. Витченков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108584/ (дата обращения: 17.12.2024).



Указом президента Российской Федерации В. В. Путиным от 13 мая 2017 года была разработана общая стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Принятие подобного решения связано с попыткой прорабатывания возможности реализации национальных приоритетов Российской Федерации, попыткой противостоять угрозам, которые могли бы или могут нанести вред отечественной экономике, а также попыткой предотвращения возможных кризисных явлений, которые особенно свойственны рыночной модели экономики.

Акцент в документе делается на экономической безопасности. Так, в соответствии с документом, под экономической безопасностью подразумевается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1]. Документ ставит собой главной целью обеспечение безопасности экономической деятельности. Подобное возможно путем повышения общей результативности института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации. В частности, в одной из основных задач по повышению обеспечения безопасности экономической деятельности постановляется предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности [1].

Стоит отметить, что институт несостоятельности (банкротства), по нашему мнению, является крайне важным инструментом обеспечения безопасности экономической деятельности субъектов экономических отношений, а также позволяет повысить степень защищенности от воздействия на экономическую ситуацию из вне. Так нельзя не отметить, что институт в первую очередь ориентируется на интересы хозяйствующих субъектов в экономических отношениях. С одной стороны обеспечивается защита законных интересов и прав должников в случае возникновения неплатежеспособности, с другой защите подвержены законные интересы кредиторов, а также имеется возможность защиты интересов общества в целом [2].

В данном случае возможность влияния института несостоятельности (банкротства) на экономическую безопасность не ограничивается. Так можно привести и раскрыть следующие примеры.

Стабилизация экономической системы и предотвращение системных рисков. Поскольку в условиях кризисной ситуации появляется общая шаткость экономической модели, некоторые экономические субъекты могут испытывать трудности, в частности в том, что у них могут быть скрытые признаки грядущей несостоятельности, о которых они могут не подозревать. Также стоит сказать и о тех субъектах, признаки несостоятельности которых уже успели проявиться. В подобных ситуациях институт несостоятельности позволяет, во-первых, превентивно выявить потенциально слабого контрагента, что выведет его из рыночных отношений и не позволит усугубить ситуацию для других лиц, так и, во-вторых, решить сложившуюся проблему о неплатежеспособности непосредственно. Институт несостоятельности (банкротства) может позволить своевременно выявить и «ликвидировать» неплатёжеспособные субъекты экономических отношений, которые в условиях угрозы экономической стабильности могут нанести больший вред экономическому сектору. Нельзя не сказать и о возможности санации в банковском секторе, в частности реструктуризация долгов самих банков, меры по их санации и внешнее управление. Подобные мероприятия могут позволить сохранить относительное спокойствие в банковском секторе, что в свою очередь поддерживает в силе экономическую безопасность в стране.

Как уже говорилось, институт несостоятельности (банкротства) позволяет экономическим субъектам провести санацию. Подобные меры позволяют организациям, находящимся в состоянии кризиса, испытывающим определенные финансовые трудности, реабилитироваться на общем рынке и продолжить свою деятельность в экономике в рамках здоровой конкуренции. Подобные мероприятия направлены на достижение соглашения по исполнению обязательств между должником и кредиторами, общее снижение долговой и финансовой нагрузки, общего повышения эффективности производственной деятельности. Такие меры позволяют сохранить рабочие места и обеспечивают исполнение социальных прав и гарантий занятых лиц. В данном случае стоит отметить, что подобные процедуры, которые являют собой реабилитационные меры в рамках рассматриваемого института, имеют крайне низкий уровень востребованности. Так, обращаясь к статистике, предоставляемой Федресурсом, только за январь-сентябрь 2023 года (за 9 месяцев) количество реабилитационных процедур упало в сравнении с подобными периодами предыдущих лет [3]. Подобные процедуры в аналогичный период 2022 года составили 120 шт., а в 2023 лишь 69 шт. А их доля ко всем процедурам, кроме наблюдения упала до 1,3 % с 1,6 % в те же периоды. Подобное количество свидетельствует о крайней непроработанности возможностей подобных процедур.

Касаемо реабилитационных процедур. Изначально после перехода государства от плановой экономики к рыночной появилось необходимость в установлении института несостоятельности (банкротства) как такового. В начале пути своего становления из известных на сегодняшний день отечественному праву реабилитационных процедур, закон предусматривал лишь одну — внешнее управление. Однако оказавшаяся многогранность и сложность общественных отношений заставили законодателя ввести и такую процедуру как финансовое оздоровление законом от 26 октября 2002 г.

N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [4]. Общая неразвитость реабилитационных процедур с начала действия данного закона ярко проявилась и отразилась на общем экономическом состоянии в 2008 году во время мирового экономического кризиса. Появилась острая необходимость в проведении подобных процедур с целью того, чтобы свою деятельность продолжали осуществлять как можно больше субъектов экономических отношений, так как в подобных условиях нельзя допустить ситуации, при которой ликвидации подлежали практически все компании, что означало бы полное разрушение экономики, поскольку подобная политика приводит к массовой безработице и падению курса рубля [5]. Реабилитационные процедуры в рамках института несостоятельности (банкротства) имеют безусловную важность в организации общей экономической безопасности Российской Федерации, однако с учетом опыта предыдущих лет, а также статистики востребованности данных процедур на 2023 год можно сделать вывод об их недостаточной проработанности.

Нельзя не заметить, что наличие и развитие института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике открывает возможности к трансграничной несостоятельности. Присутствие в экономике подобного института, в особенности, если он является доктринально проработанным, создает благоприятный климат для выхода на международные рынки сбыта. В свою очередь, подобные инновации в праве положительно сказываются на экономическом состоянии, что является привлекательным маркером для потенциальных транснациональных инвесторов. Уверенность в том, что потенциальные отношения таких компаний с экономическими субъектами внутри Российской Федерации будут обеспечены надежной правовой политикой, а в частности институтом несостоятельности (банкротства), оказывает возможность спокойно осуществлять свою деятельность. Подобный проработанный институт послужит дополнительным стимулом для включения в отечественную экономику.

По нашему мнению, влияние на экономическую безопасность института несостоятельности (банкротства) является несомненным. Защита прав и законных интересов заинтересованных лиц, в частности должников и кредиторов, создание благоприятного климата для инвестиций со стороны международных контрагентов, потенциальная возможность для субъектов экономических отношений продолжить осуществлять свою деятельность после проведения санации, реструктуризации задолженностей оказывают непосредственной влияние на стабильность экономики в кризисные ситуации, а также способствуют ее развитие. Однако при всех положительных характеристиках подобного института, нельзя не сказать о том, что ему необходима модернизация. Главным преимуществом его является возможность субъекта экономических отношений продолжит свою деятельность путем проведения реабилитационных процедур, однако на данный момент статистика проведения процедур говорит о том, что его востребованность только падает. В целях обеспечения экономической безопасности и общего положительного влияния на отечественную экономику следует уделить внимание развитию реабилитационным процедурам. При должном их развитии и последующей соответствующей востребованности в кризисных ситуациях экономике будет обеспечен стержень в лице действующих хозяйствующих субъектов, которые буду продолжать предоставлять рабочие места населению.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
  2. Антикризисное управление: теория и практика: учебник / коллектив авторов под ред. А. Н. Ряховской, С. Е. Кована. М.: Кнорус, 2018.
  3. Банкротства в России: 9 месяцев 2023 года. Статистический релиз Федресурса. — Текст: электронный // Федресурс: [сайт]. — URL: https://fedresurs.ru/news/92363488–025e-4d4f-b79e-e0e922258d9b (дата обращения: 01.11.2023).
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) «О несостоятельности (банкротстве)" // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике (Романов А. А., Хан А. А.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2021, N 9)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, экономическая безопасность, процедура, банкротство, институт несостоятельности, отечественная экономика, отношение, субъект, экономическая деятельность, банковский сектор.


Похожие статьи

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Направления актуальной корректировки законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц в России

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Похожие статьи

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Направления актуальной корректировки законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц в России

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Задать вопрос