В данной статье рассматриваются сущность и функции финансов бюджетных учреждений сферы образования.
Ключевые слова: финансы, бюджетная организация, сфера образования, финансы бюджетных учреждений.
К настоящему времени категория «финансы бюджетные учреждений» находится в центре внимания многих доктриналистов в сфере финансового права.
При этом не смотря на множество выработанных определений, учёные до сих пор не пришли к единообразному понятию данной категории.
Между тем совершенно очевидно, что бюджетное образовательное учреждение нуждается в определённых финансовых ресурсах, для того чтобы надлежащим образом оказывать образовательные услуги. Таким образом, очень часто в науке вместо понятия финансы бюджетных учреждений, часто используется термин «финансовые ресурсы бюджетного учреждения».
Финансы и финансовые ресурсы являются на наш взгляд синонимичными понятиями и де факто обозначат одно и тоже.
Если рассматривать исследуемую категорию в обобщённом разрезе, то можно отметить что под ней часто подразумевается совокупность денежных средств, которые находятся в распоряжении бюджетного образовательного учреждения в целях выполнения поставленных задач [1].
Статус и особенности гражданско-правового положения государственных и муниципальных учреждений регулируются Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2], устанавливаются формы их поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.
Е. В. Маркина под финансовыми ресурсами некоммерческих организаций понимает «совокупность доходов в денежной форме, накоплений и поступлений, которые используются в целях осуществления и расширения деятельности данных организаций» [3].
Иную трактовку понятия формулирует C. B. Барулин, подразумевая под финансовыми ресурсами некоммерческих организаций «совокупность денежных поступлений, а также доходов в распоряжении данных организаций, используемых в целях финансового обеспечения уставной деятельности» [4].
Поскольку бюджетные образовательные учреждения являются одним из типов некоммерческих организаций, на наш взгляд, целесообразно относить трактовку финансовых ресурсов некоммерческих организаций и к бюджетным учреждениям.
Однако и здесь можно выделить специфику бюджетных образовательных учреждений если расстраивать из с позиции финансирования со стороны государства.
Финансовые ресурсы образовательных учреждений можно маркировать с помощью следующих признаков. Во-первых, по своему содержательному наполнению данная категория представляет собой денежные средства, которые выделены государством для решения образовательных задач и оказания образовательных услуг населению.
Во-вторых, со своих структурных позиций эти денежные средства могут быть в форме субсидий; заёмных средств и средств от деятельности, приносящей доход. В-третьих, вышеизложенные формы денежных средств также служат для покрытия текущих затрат учреждения.
Как правило образовательные услуги носят безвозмездный и бесплатный характер, если вести речь о бюджетном учреждении. Финансы образовательных учреждений могут выполнять несколько функции.
Во-первых, это распределительная функция. С позиции техники исполнения это выглядит следующим образом. Из госбюджета выделяются средства на финансирование учреждения. Иными словами, происходит первичное распределение бюджетных средств.
Затем данное учреждение также вправе формировать определённые фонды денежных средств, направленные, например, на оплату труда работников, реализации оправдательных программ и услуг. Это уже вторичный уровень распределения.
Ещё одна рассматриваемая функция — это контрольная функция. В целом она реализуется через механизм финансового контроля. Во-первых, он реализуется всегда, в той сфере общественных отношений, в которых в той или иной мере задействованы процессы образования, распределения и использование денежных фондов. Под данными фондами наиболее часто понимаются определённые финансовые средства, которые имеют целевое предназначение и служат для решения определённых проблемных вопросов в какой-либо сфере.
Второй признак состоит в том, что финансовый контроль реализуется определёнными субъектами. В качестве таковых как правило выступают физические должностные лица, наделённые специальными контрольными полномочиями.
Третий признак финансового контроля имеет целевой характер. Он выражается в том, что он реализуется для того, чтобы оценить законность, достоверность и эффективность финансовых операций подконтрольного субъекта.
Что же касается конечной цели, ради которой проводится финансовый контроль, то она состоит в том, чтобы оптимизировать жизнедеятельность российского гражданина, поскольку такая жизнедеятельность в соответствии с конституционными установками является высшей ценностью современного российского гражданского общества.
Сообразно этому само осуществление финансового контроля с макроэкономических позиции должно быть подчинено цели достижения баланса интересов всего российского общества. Эта цель преследуется тогда, когда реализуется финансовый контроль денежных фондов всего российского государства.
Случается, что на практике также реализуется финансовый контроль на микроуровне, то есть он осуществляется в отношении организаций всех форм собственности, муниципальных образований и т. п. И в этом случае реализация такого контроля подчинена цели достижения баланса интересов хозяйствующих субъектов.
По своему функциональному предназначению финансовый контроль выражен в нескольких взаимосвязанных моментах. Во-первых, благодаря грамотному проведение финансового контроля оптимизируются финансовые пропорции на всех уровнях управления.
Во-вторых, после проведения финансового кон6иротя создаются различные препятствия для расширения неформальной экономики.
В-третьих, благодаря проведению финансового контроля опосредуются все стадии производственного процесса и кругооборота совокупного общественного продукта в обществе.
В-четвёртых, благодаря реализации финансового контроля сглаживаются финансовые противоречия в российском обществе.
В целом, при реализации финансового кон6троля проверяются соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности субъектов, а также экономическая обоснованность и эффективность действий, соответствие их задачам государства и общества.
Ещё одну функцию можно обозначить как связующую. Со своих содержательных позиций она выражается в том, что бюджетное учреждение сферы образование очень тесно связано с федеральным бюджетом. Ведь именно от него она получает средства для выполнения своих основных образовательных задач и т. п.
Следующая функция — это обеспечивающая функция. Это значит, что деятельность учреждения также обеспечивается за счет госсубсидий на выполнение госзаказа в сфере образования и т. п. Иными словами как государство обеспечивает упреждение субсидиями, так и учреждение должно обеспечить полноценными и эффективными образовательными услугами население страны.
Кроме того, можно выделить и аналитическую функцию. В рамках её реализации происходит экономический анализ финансовой ситуации учреждения, платежной и финансовой дисциплины и т. п.
Наконец ещё одна функция — это оптимизирующая функция. Финансы для бюджетного образовательного учреждения выступают в качестве оптимизатора возможностей и повышения функциональной полезности её деятельности в рамках которой удостоверяются образовательные нужды граждан страны.
Литература:
- Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой; отв. ред. А. Ю. Ильин. — М.: Проспект, 2019. — С. 31.
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
- Маркина Е. В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. — 2014. — № 4. — С. 23–32.
- Финансы: учебник / С. В. Барулин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2021. — С. 530.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. — М.: Проспект, 2021. — 600 с.
- Финансы: учебник / коллектив авторов под ред. Е. В. Маркиной. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2020. — 432 с.