В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.
Ключевые слова: сфера образования, государственные и муниципальные услуги, субсидии, финансирование.
The article discusses the legal framework for the provision of state and municipal services in the field of education. The features of the formation of state (municipal) services in this area are revealed.
Keywords: education, state and municipal services, subsidies, financing.
Как важнейшая часть социальной сферы сфера образов6ания строго контролируется и регламентируется, а одной из наиболее регламентированных сфер является предоставление государственных и муниципальных услуг. Для понимания особенностей предоставления общегосударственных и муниципальных услуг в первую очередь необходимо оценить основные процессы, происходящие в рассматриваемой сфере, с учетом конкретных задач современного общества, а также требований государства к образованию [5].
Повышение эффективности и качества образования, заключается в реализации одного из основных направлений государственной образовательной политики и является общей основой методологической трансформации решения задач социально-экономического развития страны. Государственная политика определена для каждого уровня образования (федерального, регионального и муниципального) [6].
Образование является той областью, которая определяет качество человеческого капитала, что, в свою очередь, влияет на уровень развития национальной экономики и привлекательность инноваций. Страны с высокими темпами экономического роста сделали образование и грамотность населения приоритетным направлением национальной политики [2].
Государственные (муниципальные) услуги, оказываемые государственными (муниципальными) органами в рамках Федерального закона № 83-Ф3, также предназначены для реализации вопросов ведения, официально возложенных на их учредителей — соответствующих публично-правовых образований. Однако потребителями государственных (городских) услуг, оказываемых государственными (городскими) предприятиями, являются не только физические и юридические лица, но и предприятия. Эти услуги предоставляются государственными (муниципальными) органами в соответствии с государственными (муниципальными) поручениями.
Основная цель Федерального закона № 83-ФЗ — повышение качества бюджетных услуг (государственных и муниципальных). Механизмами обеспечения этого роста должны быть, во-первых, отказ в финансировании учреждений и переход к оказанию финансовых услуг, во-вторых, развитие финансово-экономической самостоятельности учреждений, повышение подотчетности ответственных лиц и снятие субсидиарной ответственности [3].
Среди особенностей государственных и муниципальных услуг в сфере образования следует отметить, что для установления государственных (муниципальных) заданий по определению численности обучающихся используются контрольные цифры приема, которые определяются организациями, участвующими в активной образование по результатам публичных конкурсов разрабатываются государственные образовательные программы. Порядок определения контрольных показателей доступа за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные услуги в сфере образования могут оказываться как учреждениями Российской Федерации, субъектами Российской Федерации (их полномочия четко закреплены в действующих нормативных документах), муниципальные услуги органами местного самоуправления и смежными организациями [6].
Государственные (муниципальные) услуги, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с Федеральным законом № 83-Ф3, включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг и работ.
Удельные (базовые и распорядительные) перечни государственных (муниципальных) услуг (работ) составляются органами соответствующих уровней. При этом перечень министерств по оказанию (выполнению) государственных (муниципальных) услуг подведомственными казенными предприятиями как основной вид деятельности, утверждаемый главным распорядителем соответствующих бюджетных средств, и Перечень основных (отраслевых) государственных органов подведомственными (муниципальными) государственными органами в соответствующих государственных услугах (муниципалитетах) (проектах), представляемых (реализуемых) в сфере деятельности, утверждаемый органом исполнительной власти, реализующим нормативные правовые акты в конкретной сфере активность. Показатели ведомственной услуги (работы) могут быть дополнены и уточнены, но они не должны разниться с показателями базовой услуги (работы).
Например, в базовый перечень государственных услуг, оказываемых государственными организациями в сфере образования и науки, входят:
Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования (бакалавриат, магистратура и др.).
— подготовка научных кадров (докторантура);
— реализация дополнительных профессиональных программ (обучающих программ, программ профессионального обучения);
— организационно-информационная поддержка, поддержка конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов, фундаментальных, прикладных и научно-исследовательских инновационных проектов, опытно-конструкторских и иных научных работ, оказание адресной финансовой поддержки и т. д.
Разработка базового контрольного списка облегчает выделение и утверждение структур государственных услуг, координирует финансовое обеспечение государственных расходов, обеспечивает единство и сбалансированность системы государственных услуг, обеспечивает разработку нормативных требований и стандартов качества содержания и предоставления услуг, а также устанавливается между учредителями, государственными органами и формируются каналы связи между потребителями услуг [5].
Аналогичные списки утверждаются субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (для услуг или работ).
В то же время услуги, предоставляемые государством и муниципалитетами в сфере дошкольного образования, характеризуются некоторыми особенностями:
— способность государства создавать условия для осуществления деятельности;
— возможность применения государством принудительных средств для соблюдения определенных условий осуществления деятельности;
— обеспечение оказания услуг в сфере дошкольного образования за счет бюджетных средств;
— необходимость обеспечения эффективного расходования средств в бюджете на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования, что требует определения критериев оценки этих услуг с точки зрения их содержания и значимости.
Анализ показывает, что вопросы оказания государственных услуг в сфере образования решаются в более развернутых законодательных актах. Этому способствует наличие основных и административных перечней государственных услуг в сфере образования. В то же время, согласно Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], на муниципальный уровень также возложены определенные полномочия по развитию муниципального образования.
Вопрос о формулировках услуг до сих пор стоит очень остро. Дело в том, что в «Регистр услуг» могут быть включены только те, чьи услуги гарантированы Конституцией РФ или федеральными законами. Термин «бесплатное обучение» переведен в категорию «услуги» не может быть. Более того, даже если Минфин РФ составил такой перечень, его статус может носить лишь рекомендательный характер.
Причина сложившейся ситуации в том, что обычно не существует фиксированного перечня услуг на региональном или муниципальном уровне. Все это указывает на необходимость разработки единого реестра муниципальных услуг. Такая регистрация упростит процесс оформления муниципальных услуг в сфере образования и будет способствовать большей прозрачности расходования средств бюджета образования.
Расходование финансовых бюджетных средств на государственные и муниципальные услуги в сфере образования носит планомерный, систематический характер и финансирование государством, муниципалитетами, муниципалитетами, муниципалитетами качества дошкольного образования.
Проблема предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования может быть решена только силами образовательных учреждений или органов власти. Нужна комплексная работа, направленная на совершенствование существующей нормативно-правовой базы и разграничение предметных механизмов регулирования в процессе регулирования при исключении или, по возможности, снижении степени «человеческого контроля». Только при формировании государственных и муниципальных услуг оптимизация затрат может быть достигнута только за счет согласованных действий участников.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] — СПК «Консультант плюс»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) [Электронный ресурс] — СПК «Консультант плюс»
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс] — СПК «Консультант плюс»
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — СПК «Консультант плюс»
- Кузнецова, Е.К., Хаиров, Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
- Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.