Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 28181 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, Ю. П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования / Ю. П. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37366/ (дата обращения: 17.12.2024).



Экономический словарь дает определение бюджетному финансированию как денежное обеспечение, предоставляемое в безвозвратном порядке, где денежные средства на расходы, взаимосвязанные с реализацией государственных программ, содержанием государственных организаций, предоставляются из государственного (местного) бюджета. [1]

Без бюджетного финансирования такие сферы как образование, наука, здравоохранение, культура не будут иметь возможность развития. Однако в условиях современного реформирования способы финансирования бюджетных учреждениях постоянно изменяются.

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [2, ст. 9.2.]

Бюджетное учреждение потребляет бюджетные средства соразмерно с утвержденной сметой расходов и доходов, в которой отражена вся доходность учреждения, получаемая в виде бюджетных средств, а также от коммерческой и иной деятельности. При реализации сметы расходов и доходов учреждение имеет право независимо расходовать средства, принятые из внебюджетных источников. Бюджетное учреждение не обладает правом вступать в займовые взаимоотношения с кредитными организациями, другими юридическими, физическими лицами.

Федеральные нормативы финансирования ежегодно утверждаются Государственной Думой единовременно с принятием закона о федеральном бюджете на грядущий год.

Источники финансирования бюджетных учреждений различны согласно действующему федеральному законодательству. Одни считаются обязательными — функционирование без них учреждения неисполнимо, другие же зависят как от инициативы и возможностей управляющего бюджетным учреждением, так и внешних факторов — социально-экономических и правовых. Обязательной является бюджетная субсидия на осуществление государственного или муниципального задания, которую может получить каждое бюджетное учреждение.Учредителемустанавливается размер субсидииисходя из следующих факторов:

− при расчете субсидии обязательно должны быть учтены расходы учреждения на содержание особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленных учредителем за учреждением и расходы на оплату налогов;

− расчет субсидии выполняется с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением услуг юридическим и физическим лицам, и нормативных затрат на содержание муниципального или государственного имущества.

Предоставление бюджетной субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания предполагается федеральным законодательством. Главным вопросом является то, на какие собственно цели, не отнесенные к выполнению муниципального или государственного задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. Согласно практики учредителей эти цели имеют разнообразную вариацию: повышение квалификации и обучение сотрудников, устранение последствий после стихийных бедствий, субсидии на приобретение основных средств, погашение задолженности по кредитам, проведение реконструкции или капитального ремонта, осуществление различных мероприятий в рамках целевых программ, проведение значимых мероприятий, воплощение грантовых проектов, реализация мероприятий, приуроченных к началу деятельности учреждения и т. д.

Руководителю бюджетного учреждения требуется внимательно рассмотреть соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, с целью понимания того, начто именноему могут предоставить субсидии, какова процедура их получения и как определяется их размер.

Финансирование образовательных учреждений происходит на основе государственных и местных нормативов финансирования из расчета на одного обучающегося по каждому виду и типу образовательного учреждения.

Региональные и местные показатели финансирования обязаны принимать во внимание специфику образовательного учреждения и быть достаточными для возмещения усредненных по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования учреждения.

Схема финансирования муниципальных и государственных образовательных учреждений предопределяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетные образовательные учреждения могут потреблять бюджетные средства только на:

− оплату труда работников согласно заключенным трудовым договорам и правовым актам, регулирующим размер заработной платы относительно категории работника;

− перевод страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

− трансферты населению;

− командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

− оплату работ, услуг и товаров по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

− оплату работ, услуг и товаров в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. [3, ст. 70]

Использование бюджетными учреждениями бюджетных средств на другие цели не допустимо, так как согласно организационно-правовой форме бюджетные учреждения формируются с целью выполнения функций некоммерческого характера. Несмотря на это, в современном обществе осталось мало бюджетных учреждений, функционирующих за счет бюджетного финансирования и не получающих прибыли от коммерческой деятельности. Причиной тому служит существенное недофинансирование получателей бюджетных средств, что принуждает управляющих учреждений находить нетрадиционные способы приобретения денежных средств, и многие из них относятся к предпринимательской деятельности.

Коммерческая деятельность является частью предпринимательской деятельности и имеет отличия от нее только тем, что не содержит сам процесс оказания услуг или производства товара. Иными словами всякая организация, предоставляющая на рынок продукты труда своих работников, а, следовательно, вовлеченная в процесс обмена, может относиться к категории субъектов продажи.

Трактование термина «коммерческий» заключает в себе, первоначально, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб подразумевает учет большого количества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота.

Средства, приобретенные от коммерческой деятельности, помогают разрешить бюджетному учреждению большинство социальных вопросов, связанных с повышением условий труда и отдыха штатного персонала, вдобавок в положенный срок обновить изношенные объекты основных средств. При всем этом, в отдельных случаях, законодательство сохраняет прямой запрет на ведение предпринимательской деятельности. Не воспрещается производить деятельность, доставляющий доход, таким бюджетным учреждениям как, к примеру, учреждениям здравоохранения и образования.

Коммерческая деятельность учреждением возможна, если в учредительной документации это учтено специальным пунктом, т. е. в уставе (положении) должны быть обозначены виды разрешенной деятельности. Тогда доходы и обретенное за счет этих доходов имущество зачисляются в самостоятельное распоряжение учреждения и числятся на отдельном балансе. Разрешение, на исполнение предпринимательской деятельности, учреждение принимает у вышестоящего распорядителя бюджетных средств.

Реализация учреждением доходной деятельности обязательно возлагает такие требования, как получение соответствующей лицензии. В том случае, когда коммерческая деятельность приносит убыток основной деятельности учреждения, то вышестоящий распорядитель бюджетных средств имеет возможность и право ее прервать до решения суда по этому вопросу.

До приобретения права на возможность ведения предпринимательской деятельности, учреждению требуется открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следует отдельно принимать во внимание операции по такой деятельности. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения. Отсюда следует, что реализация бюджетным учреждением предпринимательской деятельности представляется законной процедурой. Вместе с тем, значительным вопросом является точная организация учета расходов и доходов от предпринимательской деятельности.

После выплаты всех налогов и сборов бюджетное учреждение учитывает в смете расходов и доходов, на текущий год, в полном объеме доходы, вырученные от предпринимательской или иной деятельности. Доходы отображаются в доходах соответствующего бюджета как от предоставления платных услуг, либо как доходы от эксплуатируемого имущества, числящегося в государственной собственности.

На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что государственные средства в Российской Федерации обращены в разном порядке и на различные цели.Основная сумма денежных средств направляется и потребляется путем финансирования. Финансирование бюджетных учреждений имеет два основных источника: путем реализации коммерческой деятельности и государственное финансирование. И несмотря на увеличение объемов финансирования бюджетные образовательные учреждения продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами, к примеру, инфляционные факторы, негативно воздействующие на положительную динамику роста объемов бюджетных средств. [4]

Литература:

  1. Экономический словарь // Бюджетное финансирование. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/3802.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 37–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях».

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 30.11.2016).

  1. Гарифуллина Н. Ю., Гуртов. Финансовое обеспечение // Экономика образования. — 2011. — № 1. — С. 5–17.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетное учреждение, предпринимательская деятельность, коммерческая деятельность, учреждение, средство, бюджетное финансирование, доход, образовательное учреждение, Российская Федерация, бюджетная субсидия.


Задать вопрос