В данной статье рассматриваются проблемные вопросы в работе оперативно-следственных групп при дорожно-транспортных происшествиях, анализируются причины данных проблем и выявляются возможные пути их решения. Также здесь исследована такая проблема при расследовании дорожно-транспортных происшествий, как оставление виновником места происшествия.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, расследование преступлений, тактика следственных действий, следственно-оперативная группа, СОГ.
Современное развитие автомобильной промышленности и, как следствие, увеличение плотности автомобильного потока на дорогах, а также постоянно возрастающее количество лиц, управляющих транспортными средствами без достаточного опыта, существенно осложнили положение на российских дорогах. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах гибнут десятки тысяч людей, сотни тысяч остаются инвалидами. Практически ежедневно в средствах массовой информации освещаются очередные трагедии на дорогах, в том числе с большим числом жертв.
В Российской Федерации эта проблема прочно заняла первое место в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем.
Несмотря на то, что в последнее время на дорогах России происходит снижение аварийности, динамика падения остается недостаточной для кардинального изменения смертности и количества аварий. Это можно наблюдать по обобщенным данным, представленными Госавтоинспекцией РФ. Так, за 2019 год было совершено 168 099 ДТП, в которых погибло почти 17 тысяч человек, за 2021 год количество ДТП несколько снизилось и составило 164 358 происшествий, что на 2,2 % ниже 2019 года; погибших зафиксировано 18 000 человек. В первое полугодие 2022 года на территории нашей страны наблюдается последовательное снижение дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом: за это время произошло 70 51 происшествие с пострадавшими, в которых погибли 6 763 человека и получили различные травмы еще 90,1 тысяч [1].
Дорожно-транспортные происшествия относятся к одним из наиболее сложных составов преступлений по раскрытию, расследованию и доказыванию. Это связано с тем, что следы и объекты, находящиеся на месте ДТП, в том числе на проезжей части, подвержены риску уничтожения, как по причине погодных условий, так и другими участниками движения. Кроме того, существенное значение при оценке объективности причин и механизма ДТП, имеет субъективность восприятия механизма ДТП его очевидцами [2, c. 86].
Основной проблемой при выявлении дорожно-транспортных происшествий является то, что участники дорожного движения, их родные и близкие, а зачастую, и иные заинтересованные лица принимают меры по уничтожению следов преступления и возможных вещественных доказательств. В связи с этим усложняется работа следственно-оперативной группы по осмотру места происшествия.
Осмотр места ДТП является одним из первоначальных и вместе с тем самым сложным видом следственных действий и требует от сотрудников следственно-оперативной группы проницательности, логики мышления, наблюдательности, а также необходимых знаний в сфере криминалистики, уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности [3, c. 23]. Своевременное проведение осмотра места происшествия дает возможность решить главную задачу — составить точную картину события дорожно-транспортного происшествия. При этом успех в решении задачи всестороннего, полного и быстрого раскрытия ДТП во многом зависит от того, насколько процессуально и тактически грамотно проведён осмотр места происшествия. Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что игнорирование осмотра места происшествия или его проведение не в полной мере в значительной степени осложняют расследование дорожно-транспортных происшествий, а порой делают невозможным установление всех обстоятельств совершенного ДТП [4, c. 32].
Результаты и качество расследования данных происшествий во многом зависят от своевременного выезда на место происшествия оперативников, так как зачастую обстановка места ДТП может не сохраниться до приезда сотрудников СОГ. В связи с этим сотрудники, входящие в состав дежурной группы, должны находиться в постоянной готовности к выезду на место дорожно-транспортного происшествия.
Стоит выделить основные задачи, стоящие перед сотрудниками следственно-оперативной группы, а именно:
– установление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия;
– выяснение обстановки произошедшего события;
– фиксация и изъятие следов и иных вещественных доказательств;
– получение информации о водителе и транспорте, скрывшихся с места происшествия [5, c. 122].
Именно на последней задаче хочется остановиться немного подробнее. Факт оставления водителем места ДТП, участником которого он является, представляет собой еще одну актуальную проблему и требует соответствующего решения.
Если при осмотре места происшествия было установлено, что водитель скрылся с места ДТП, то помимо сотрудников СОГ к розыску привлекаются сотрудники ГИБДД, сотрудники уголовного розыска и участковые уполномоченные полиции.
В процессе проведения осмотра важным моментом является обнаружение следов водителя автотранспортного средства, которые могли быть оставлены на месте ДТП. Кроме этого, в ходе осмотра отыскиваются следы пребывания в автотранспортном средстве других лиц. Такая информация актуальна по причине того, что их установление может способствовать определению объективной картины пред криминальной ситуации события [6, c. 54].
Также для установления личности скрывшегося водителя проводится опрос очевидцев, свидетелей ДТП, проводится осмотр близлежащих зданий на предмет наличия камер видеонаблюдения, которые могли зафиксировать момент ДТП и виновника аварии.
Привлекаются сотрудники ГИБДД и оперативные службы органов внутренних дел для идентификации автотранспортного средства или же, если известны только отдельные его признаки (модель, цвет, фрагменты государственного регистрационного знака), сотрудники ГИБДД могут подготовить сведения о схожих автотранспортных средствах и начать их проверку с целью установления транспорта, на которой могло быть совершено ДТП [7. C. 101].
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что розыск водителя, скрывшегося с места ДТП, представляет собой тактическую операцию [8], которая решается практически на протяжении всего процесса расследования, так как его «установление» осуществляется с момента возникновения подозрения в отношении конкретного лица до его изобличения как виновного в дорожно-транспортном происшествии.
Литература:
- Статистические данные, представленные Госавтоинспекцией РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/
- Богданов А. В., Хазов Е. Н. Особенности расследования причин и условий дорожно-транспортных происшествий следственно-оперативной группой // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 85–90.
- Данилкина В. М. практические занятия по тактике следственного осмотра места дорожно-транспортного происшествия: связь науки и практики // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 19–25.
- Богданов А. В., Хазов Е. Н. Особенности расследования причин и условий дорожно-транспортных проишествий следственно-опреративной группой // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 32.
- Зубенко Е. В., Елисеева О. А. К вопросу о планировании следственно-оперативных мероприятий на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных преступлений // Право и государство: теория и практика. 2020. № 9 (189). С. 120–124.
- Богун О. Н. Розыск водителя, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия, как актуальная тактическая задача // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 1 (51). С. 53–55.
- Писчаскин К. И. Проблемные вопросы следственного осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Электронный журнал «Столица Науки». 2021. № 4. С. 100–104.
- Равочкин В. Г. Тактическая операция по розыску транспортного средства, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия // Вестник современной гуманитарной академии. 2015. № 7(46). С. 98.