В статье рассматривается проблема безопасности экипажа пилотируемого воздушного судна, которая играет доминирующую роль при выполнении боевых задач.
Ключевые слова: бортовой комплекс обороны, предназначение, устройство работы, практическое применение.
Армейская и штурмовая авиация, особенно вертолеты, всегда были достаточно уязвимы для переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Это связано с их боевым применением на малых высотах и меньшей скоростью, чем у истребителей, что позволяет стрелку-оператору взять цель в прицел и запустить ракету с инфракрасной головкой самонаведения. Российские лётчики вертолетов и штурмовиков еще в Афганистане столкнулись с проблемой противодействия переносных зенитно-ракетных комплексов. Данная тема является особенно актуальной при выполнении боевых задач экипажами воздушных судов в условиях проведения специальной военной операции на Украине.
Основными методами технического контроля пространства (в плане возможного нападения) остаются различные системы пассивной радиолокации и теплопеленгации. В качестве мер противодействия предусматривается, в том числе, уклонение (выход из зоны поражения), а также радиоэлектронное или иное противодействие средствам наведения противника в виде постановки различных помех системам наведения, или физическое поражение атакующего объекта.
В Российской Федерации каждый летательный аппарат, предназначенный для непосредственного участия в боевых действиях, в обязательном порядке оснащался хотя бы минимальным оборудованием индивидуальной защиты — системой предупреждения об угрозе и аппаратурой радиоэлектронного подавления, а также часто и устройствами постановки помех. Летательные аппараты, изначально предназначенные для военных операций в составе групп, имели узкоспециализированные машины обеспечения, оснащённые системами групповой защиты. Как правило, эти летательные аппараты не несут никакого наступательного вооружения и не выполняют ударных функций, и предназначены исключительно для своевременного обнаружения, классификации угрозы и максимального подавления радиоэлектронных систем наведения противника.
Основное отличие бортового комплекса обороны (БКО) от различных систем противодействия в том, что БКО является системой с централизованным, зачастую автоматизированным управлением. В бортовой вычислительной машине комплекса прошиваются различные алгоритмы действий при возникновении угрозы, а также в памяти имеются параметры различных источников излучений, по которым можно классифицировать источник угрозы (вплоть до типа и названия).
Уже в советские годы у разработчиков возникали идеи о создании такого бортового комплекса обороны, который мог бы не только предупреждать экипаж об облучении противником, но и активно защищаться от пусков снарядов путём их самоуничтожения [2].
Данную идею получилось реализовать сотрудникам концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Система разработана и выпускается данным концерном. Впервые прототип комплекса представили в июне 2010 в Париже на выставке «Eurosatory».
В 2014 году прошли испытания на полигоне под Ахтубинском в Астраханской области. Тогда по вертолету Ми-8, стоящему на земле с установленным на нем «Витебском», были выпущены 20 ракет типа «Игла». Ни одна из них не смогла поразить цель.
В то время никто из зарубежных специалистов особо не понял серьезности новинки от российских специалистов. Но как только она начала работать на наших вертолетах Ми-17, Ми-35 и Ка-52 в Сирии, а теперь и в зоне специальной операции на Украине, многим стало понятно, что этот комплекс себя полностью оправдывает.
Бортовой комплекс обороны «Витебск» (изделие Л370) предназначен для защиты самолета (вертолета) от поражения стационарными зенитно-ракетными, переносными зенитно-ракетными и авиационно-ракетными комплексами управления оружием, имеющими на вооружении ракеты классов «Земля-Воздух», «Воздух-Воздух» с инфракрасными головками самонаведения путём формирования направленных модулированных помех. Система распознает момент пуска и выхода на цель управляемых ракет противника, а затем в автоматическом или ручном режиме нейтрализует эти ракеты [1].
Некоторые тактико-технические характеристики изделия Л-370 представлены в таблице 1 [3].
Таблица 1
Некоторые тактико-технические характеристики изделия Л-370
Наименование параметра |
Значение |
Время выхода изделия в дежурный режим с момента включения, мин. |
Не более 5 |
Диапазон рабочих температур, о С |
От -60 до +60 |
Повышенная относительная влажность воздуха, % |
100 |
Масса изделия, без монтажных рам, кг. |
Не более 150 |
Время непрерывной работы (в ст. условиях), ч. |
Не более 5 |
Функциональная схема изделия Л370, представленная в трёхканальном исполнении (рисунок 1).
Блок управления предназначен для формирования и выдачи команд управления излучателями и блокам питания изделия и обеспечивает:
— управление тремя двухкоординатными цифровыми следящими приводами изделия;
— подключение к устройству управления Л370 по двум каналам связи в режиме оконечного устройства;
— выдачу команд на установку прибора излучателя в середину рабочей зоны в дежурном режиме (при отсутствии команд целеуказания);
— выдачу команд на быстрый разворот (переброс) привода на заданные углы и воспроизведение следящими приборами управляющих команд;
— встроенный контроль функционирования с возможностью передачи результатов контроля в устройства управления Л370.
Рис. 1. Функциональная схема Л370
Блок питания предназначен для обеспечения питания излучателя изделия Л370. В состав блока входят:
— автоматы защиты в цепях питания;
— контакторы и реле, обеспечивающие коммутации в электрических цепях;
— выпрямитель силового напряжения с фильтром;
— блок питания дежурной дуги;
— преобразователь напряжения;
— силовой коммутатор;
— устройство управления;
— устройство коммутации и контроля;
— датчики контроля работоспособности основных элементов блока питания;
— электровентиляторы охлаждения силовых элементов блока питания и его конструкции в целом.
Излучатель предназначен для формирования и излучения в заданном направлении амплитудно-модулированного помехового сигнала в оптическом диапазоне длин волн. В состав излучателя входят: излучающее устройство, система перемещения направленности потоков излучения.
В сферической части корпуса, выполненной из радиопрозрачного материала, расположены источник излучения, металлический зеркальный отражатель, зажигающее устройство, иллюминатор и элементы системы охлаждения. Оптический элемент, выполняющий роль светофильтра, обеспечивает требуемый спектральный состав потока помехового излучения. Охлаждение лампы и нагретых элементов конструкций полости сферического корпуса производится четырьмя электровентиляторами [3].
Изделие Л370–5 имеет следующие режимы работы ТР (технологический режим), ДР (дежурный режим) и БР (боевой режим):
Дежурный режим предназначен для поддержания готовности изделия Л370 к быстрому переходу в боевой режим и характеризуется пониженным уровнем мощности излучения.
Технологический режим используется при техническом обслуживании изделия Л370 и подразделяется на технологические дежурный и боевой режимы. Дежурный технологический режим характеризуется пониженным, а боевой технологический режим — номинальным уровнем излучаемой мощности.
Боевой режим является основным режимом работы изделия Л370–5 при создании помехового излучения.
Бортовой комплекс обороны «Витебск» при обнаружении пусков ракет противника использует пассивные помехи, а именно ложные тепловые цели (так называемые «отстрелы») и дипольные отражатели (облако металлизированных полосок). Система БКО взаимодействует с устройством выброса (УВ-26) путём подачи сигнала на устройство об отстреле ложных тепловых целей. То есть в критических ситуациях, когда летчик не успевает вручную выпустить тепловые ловушки, БКО автоматически даёт команду на выброс. Также используется и активная защита которая, за счет действия в инфракрасном и радиодиапазонах, приводит к нарушению работы систем самонаведения ракет: попросту их «слепит» и приводит к самоподрыву. Одновременно система информирует пилотов о ракурсе атаки и характере угроз при обнаружении пусков, что дает возможность организовать ответный удар.
По данным из открытых источников, за последние годы комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск» прошел несколько этапов модернизации. В настоящее время в БКО применяется не только аппаратура разведки оптического и радиотехнического диапазона, оповещения и постановки помех, но и отстреливаемые и буксируемые ловушки, а также универсальные многоспектральные пиропатроны [4].
Недостатками комплекса можно считать чрезмерную чувствительность линз станции оптико-электронного подавления, так, например, во время полётов над населёнными пунктами комплекс давал сигнал об облучении от различных огней, бликов озера и мог производить автоматический выпуск тепловых ловушек. Однако данная проблема уже решена, благодаря снижению чувствительности линз, которые теперь реагируют только на излучение ПЗРК противника. Вторым недостатком комплекса является перегрев после долгого активного использования; чтобы дать «Витебску» остыть, требуется не менее трёх минут держать систему выключенной, что может прерывать выполнение боевой задачи в случае перегрева.
Однако несмотря на это, главным преимуществом комплекса «Витебск» является его способность, буквально выжигать устройство головки самонаведения ракеты противника, с помощью мощного луча, посылаемого станцией оптико-электронного подавления. Так же плюсом системы является её многофункциональность: комплекс считывает данные с пеленгатора факта пуска ракет и аппаратуры обнаружения лазерного облучения, даёт команду на выброс тепловых ложных целей устройством УВ-26, а также «ослепляет» ракету противника своим излучением. Третьим выделяющимся преимуществом является способность бортового комплекса обороны определять параметры полёта ракеты (направление движения, расстояние от воздушного судна, класс ракет, скорость).
По данным производителя, «Витебск» — это целая серия бортовых комплексов обороны, которые могут быть установлены на любой тип крылатых машин, в том числе военно-транспортной и гражданской авиации. БКО «Витебск» существует в разных модификациях. Для вертолетов используется версия Л-370, для самолетов — «Витебск-25» [4].
Кроме того, эту систему можно установить на различные типы гражданских воздушных судов. По официальным данным, комплекс установлен на «борту № 1» Ил-96–300, на котором летает президент России. В экспортном исполнении изделие получило название «Президент-С» (President-S). Этот комплекс стоит на вертолете Ми-17, который использует президент Египта [5].
В ходе спецоперации на Украине на сегодняшний день вся армейская авиация — вертолеты и штурмовики — имеют на своем борту такие комплексы. По свидетельствам пилотов, система выдерживает сразу несколько выстрелов из ПЗРК различных модификаций и позволяет благополучно вернуться на аэродром. По тем же свидетельствам, известно, что, без данного комплекса обороны не осуществляется ни один боевой вылет вертолётов ВС РФ. Так, например, лётчики ВВС при боевом вылете Ми-24, необорудованного БКО Л-370, выполняет полёт в паре с Ми-8, на котором стоит данный комплекс — то есть выполняют полёт под прикрытием.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что изучаемая тема статьи крайнее актуальна, так как бортовой комплекс обороны «Витебск» является неотъемлемой частью обеспечения безопасности воздушных судов и активной радиоэлектронной борьбы со средствами ПВО противника.
Литература:
- Сайт Министерства Обороны Российской Федерации. Новостная статья. 2023.
- Сетевое издание «Военное обозрение». (https://topwar.ru) 2023.
- «Руководство по технической эксплуатации изделие Л370–5 — описание и работа» 2022.
- АО «Газета.Ру» 2023. Москва. Статья — «Ракета убивает себя».
- МИА «Россия сегодня» Сетевое издание РИА Новости 2022.