Особенности применения самолётов радиоэлектронной борьбы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Власов, Д. А. Особенности применения самолётов радиоэлектронной борьбы / Д. А. Власов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/494/107988/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются особенности назначения и возможности отечественных самолётов радиоэлектронной борьбы, а также их участия на театрах военных действий.

Ключевые слова: радиоэлектронная борьба, радиотехническая разведка, порубщик, радиоэлектронное подавление.

Авиация нашла применение в военной сфере еще со времён Первой мировой войны. В начале ХХ века появились поршневые самолёты, выполнявшие задачи разведки. Через несколько лет развитие авиации шагнуло вперёд и самолёты несли на себе вооружение для уничтожения противника. В Великой Отечественной войне начали применяться тяжелые бомбардировщики, истребители, транспортные самолёты. Но с появлением средств радиоэлектронной разведки, выполнять задачи воздушного боя стало труднее. Холодная война между СССР и США продвинула развитие средств борьбы с постановками помех, а также скрытной воздушной разведки. Обе строили проекты по созданию и подавлению помех, в том числе и с воздуха. В СССР появился первый самолёт для ведения РЭБ и РЭП на базе гражданского авиалайнера Ил-18. Это воздушное судно свыше 50 лет выполняло поставленные задачи и последние модификации дошли до наших дней.

Назначение самолётов радиоэлектронной борьбы

Самолёт радиоэлектронной борьбы — узкоспециализированный летательный аппарат, предназначенный для подавления средств радиоэлектронной разведки, наведения, прицеливания. Для этого он оснащается различными средствами обнаружения, обработки и анализа, разведывательной аппаратурой разных предназначений, а также другими сложными системами. В составе расчёта такого самолёта помимо лётного экипажа обязательно назначаются операторы РЭБ, РЭП и другие лица.

В СССР и далее в РФ, каждый боевой самолёт в обязательном порядке оснащался минимальными средствами индивидуальной защиты — системой предупреждения об угрозе и аппаратурой радиоэлектронного подавления. Самолёты, предназначенные для ведения боя, сопровождались узкоспециализированными воздушными судами, оснащенные системами групповой защиты. Как правило, эти летательные аппараты не выполняют ударных функций и предназначены исключительно для своевременного обнаружения угрозы и максимального подавления радиоэлектронных систем подавления противника.

Предыстория проекта воздушного пункта РЭБ

Одними из первых самолётов РЭБ были сконструированы на базе ракетоносца Ту-16. Для постановки пассивных помех это воздушное судно носило кодовое название Ту-16 «Ёлка» и включало аппаратуру автомата сброса отражателей с пачками полуволновых диполей. Для активных помех использовался Ту-16 «Букет», у которого был организован технический отсек, с размещённой там мощной широкополосной станцией РЭП «Букет».

Вскоре появился самолёт радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, —РЛС бокового обзора и другими датчиками — Ил-20. Этот летательный аппарат был создан в 1968 году и использовался для разведки вдоль границы. Он отличался от исходного самолёта меньшим полётным весом, мощными двигателями АИ-20М и различной аппаратурой РЭБ. Ил-20 не поступал на вооружения разведывательных и прочих подразделений, а напрямую замыкался на штаб округа или флота.

Главное правило для такого самолёта — не вызывать подозрений. Самолёт- разведчик должен быть похожим на гражданский авиалайнер. Из соображений сохранности государственной тайны окраску он получил авиакомпании «Аэрофлот», а на носу осталась надпись «Ил18». Только специалисты, получившие секретный доступ, могли знать какое оборудование у самолёта внутри. В свою очередь разведчик включал приборы, позволяющие судить о степени военной активности армий иностранных государств. Сведения об этих машинах сохранялись более тщательно, чем информация о новых боевых самолётах.

Самолёт Ил-20М — советский самолёт радиоэлектронной борьбы

Самолёт радиотехнической разведки Ил-20М (рис.1) предназначен для вскрытия радиолокационных средств противника, перехвата переговоров на открытых каналах связи, радиолокационной съемки местности. Оснащен комплексом радиоэлектронных и оптических средств получения информации. Входят различные бортовые станции класса «Ромб» и «Квадрат», РЛС бокового обзора и оптическая техника.

Самолёт РЭБ — Ил-20М

Рис. 1. Самолёт РЭБ — Ил-20М

Сиденья на рабочих местах предназначены для укладки парашютов. В состав экипажа входят командир ВС, его помощник, штурман, бортовой механик, бортовой радист, операторы РЭБ, РЭП и даже лингвист-переводчик. Аппаратура самолёта Ил-20М позволяла получить детальное радиолокационное изображение, которое было близко к аэрофотосъёмке, но не зависело от метрологических условий. Комплекс имеет хорошие лётно-технические характеристики для самолётов данного класса. Мощность двигателей позволяет производить взлёт на дистанции до 1000м, иметь максимальную скорость до 680 км/ч, а также летать на высоте до 9000м, в то время как иностранные аналоги имели худшие показатели [1].

В настоящее время Ил-20М базируется как в западной части России, так и на Дальнем востоке, что позволяет эффективно использовать самолёт для различных задач. Данный комплекс принимает участие в Сирийской Арабской Республике как над акваторией, так и вблизи с театром боевых действий.

Другая модификация — Ил-20РТ предназначена для отслеживания ракет, как в космических целях, так и в военных. Несмотря на то, что самолёты числились за ВКС, регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний ракет. Комплекс стал самолётным измерительным пунктом (СИП), что позволило фиксировать запуски ракет с воздуха, когда с земли или с моря это было невозможно. Изначально выдавались ограниченные данные по целеуказанию, но со времен информация стала более полной: появилась выдача координат цели через определенные промежутки времени. Очень часто Тихоокеанский и Северный флоты заказывали Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков.

На борту установлены приёмные радиотелеметрические станции, станции систем единого времени и другие средства обеспечения СИП. Помимо 5 членов лётного экипажа бортовой комплекс обслуживают 10 операторов. За всю историю было построено 4 самолёта.

Самолёт Ил-22ПП «Порубщик» — комплекс радиотехнической разведки

Если существуют самолёты радиоэлектронной борьбы, то должны быть и самолёты, способные с ними бороться.

Самолёт Ил-22ПП (рис.2) предназначен для выявления и подавления современных скрытных и защищённых систем боевого управления на всех театрах боевых действий. Включая РЛС, каналы наведения ЗРК и крылатых ракет, а также АСУ передачи тактической информации, класса Link-16, внедрённая на таких самолётах иностранных ВВС как B-1B Lancer, F-15E, F-35 Lightning и другие. Другим объектом этого самолёта могут быть и зарубежные системы позиционирования, в том числе используемые странами блока NATO.

Самолёт РЭП — Ил-22ПП «Порубщик»

Рис. 2. Самолёт РЭП — Ил-22ПП «Порубщик»

Новый комплекс носит название «Порубщик» и имеет более высокие характеристики по сравнению с предыдущими моделями. Главная способность этой системы стало воздействие лишь на сигналы определённой частоты, не затрагивая другие. Аппаратура может эффективно бороться с самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), систем ПВО, а также с БпЛА. Несколько самолётов Ил-22ПП смогут не только нарушить, но и парализовать работу радиоэлектронных средств вероятного противника в заданном районе. Перед включением систем активных помех, аппаратура «порубщик» сканирует все радиосигналы и находит частоты, на которых работает противник. В то же время, самолёт ничего не излучает — аппаратура работает только в режиме приёма. После обнаружения важных каналов противника, включается «глушилка» и ставятся помехи в нужном диапазоне частот. Постановщик помех изучает их только в нужном направлении, что является важным аспектом при особых обстоятельствах.

Комплекс «Порубщик» может подавлять вражеские РТС на любых платформах. Основное же его назначение — «вырубать» промежуточные станции сетевых систем передачи данных. В этом и заключается их уязвимость. Главной особенностью новой аппаратуры на борту является избирательность по частотам и диаграмме направленности, так как Ил-22ПП будет действовать над территорией своей страны, где он не может быть сбит. Эти системы цифровые и имеют улучшенные характеристики точности измерения и быстродействия. Также исключается возможность воздействовать на аналогичную аппаратуры своих войск, даже если она работает на такой же частоте, что и подавляемая. При этом антенна автоматически отслеживает угловое положение подавляемого объекта относительно своего борта.

Самолёт активно используется при полётах у границ с Украиной, а также в Сирийской Арабской Республике.

Самолёт Ту-214Р — перспективы развития воздушных пунктов РЭБ и РЭП

Самолёт Ту-214Р — самолёт разведчик предназначенный для ведения радиотехнической (РТР) и оптико-электронной разведки (ОЭР), разработанный в конце 2000-х годов на базе пассажирского Ту-214 для замены устаревших Ил-20. Гражданская модель является эффективным магистральным двухдвигательным самолётом. Двигатели ПС-90А сертифицированы и полностью отвечают международным требованиям по шуму и выбросу вредных веществ в атмосферу. У самолёта Ту-214Р преобладают такие характеристики как современная аэродинамическая компоновка, совершенная конструкция планера, современный пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) и экономичные двигатели.

Самолёт Ту-214Р (рис.3) оборудован новейшим радиотехническим комплексом с РЛС бокового и кругового обзора, а также оптико-электронной системой высокого разрешения. По состоянию на ноябрь 2023 года 2 борта состоят на вооружении ВВС России. От гражданской модели самолёт-разведчик отличается расположением иллюминаторов на бортах и наличием нескольких новых обтекателей.

Перспективный самолёт-разведчик Ту-214Р

Рис. 3. Перспективный самолёт-разведчик Ту-214Р

Радиотехнический комплекс состоит из систем пассивной радиотехнической разведки и перехвата радиоканалов, а также радиолокатора бокового обзора.

Системы РТР позволяют засекать источники излучения до 400км, а собственная РЛС обеспечивает наблюдения за наземной обстановкой в радиусе 200–250км.

Под носовой частью фюзеляжа установлена оптико-электронная станция. В её состав входят дневная и инфракрасная камеры с дистанционным управлением. В благоприятных условиях она позволяет вести наблюдения на расстоянии до десятков километров. Также на борту должны присутствовать системы обработки и выдачи поступающих данных. Самолёт-разведчик может передавать информацию и целеуказания в войсковые системы управления или напрямую ударным средствам.

По сравнению с предшественником Ил-20, у нового самолёта улучшены лётно-технические характеристики. Четыре турбовинтовых двигателя сменились на два турбореактивных, скорость полёта увеличилась до 850 км/ч, высота полёта стала намного выше, а также дальность полёта превысила 6000км [2]. Необходимость различных средств авиационной разведки очевидна, и поэтому принимаются необходимые меры по созданию аппаратуры от подвесных контейнеров до полноразмерных разведывательных авиационных комплексов на базе гражданских самолётов.

У данного воздушного судна отсутствует какое-либо вооружение, но при этом самолёт имеет возможность защитить самого себя. На нём присутствует бортовой комплекс обороны, способный выявлять угрозы и реагировать на них. В зависимости от их характера используются помехи разного рода.

В распоряжении Минобороны России на данный момент используются два самолёта-разведчика и ожидается третий комплекс. Подробности применения ограничены, но известно, что после того как в небе над театром боевых действий появляется Ту-214Р, противнику приходится считать свои потери. В декабре 2012 года, самолёт был замечен над нейтральными водами Японского моря вблизи Китая и Японии. В июне 2015 года Ту-214Р совершал полёты вдоль границы России и Украины. А 15 февраля 2016 года, самолёт-разведчик прибыл на используемый российскими ВВС в Сирийской Арабской Республике аэродром Хмеймим близ Латакии для проведения разведывательных операций.

Планируется дальнейшее развитие в этом направлении. Третий экземпляр

Ту-214Р скоро поднимется в воздух. Также не исключено, что различные комплексы РЭБ и РТР появятся на базе российского самолёта Ил-96. Данный тип воздушного судна имеет улучшенные показатели по скорости и высоте полёта, а также продолжительность нахождения в воздухе увеличивается до 10 часов. Салон самолёта сможет вместить не только операторов комплекса, но и сами системы, что улучшает аэродинамические характеристики. Новейшее бортовое оборудование сокращает лётный экипаж до 2 человек: командир ВС и его помощник.

Заключение

Вести воздушный бой в условиях активных ил пассивных помех — очень трудно как лётчику, так и офицеру по боевому управлению авиацией. Для этого созданы два направления самолётов для устранения этих проблем. Летательный аппарат РЭБ способствует постановки помех для авиации противника, а самолёт РЭП и РТР обнаруживает зону покрытия и начинает подавлять эти помехи. Для этого необходимо постоянно модернизировать наши самолёты данных назначений. Каждый год у противника появляются новые средства РЭБ, что воздействует на воздушную навигацию при ведении боя. А устранять эти помехи нужно обязательно. Без навигации — нет авиации.

Литература:

  1. Руководство по лётной эксплуатации и полёта самолёта Ил-18: Приказ министра гражданской авиации СССР № 69 от 17.02.1971.
  2. Руководство по лётной эксплуатации Ту-214: ОАО Туполев: минтранс России от 25.12.2000.
Основные термины (генерируются автоматически): радиоэлектронная борьба, боковой обзор, комплекс, летный экипаж, помеха, радиотехническая разведка, радиоэлектронная разведка, Сирийская Арабская Республика, СССР, театр боевых действий.


Ключевые слова

радиоэлектронная борьба, радиотехническая разведка, порубщик, радиоэлектронное подавление

Похожие статьи

Радиоэлектронная разведка и радиоэлектронная борьба. Особенности разведки и противодействия

Войсковая ПВО: увеличение дальности обнаружения воздушных целей

В статье показано решение задачи повышения дальности обнаружения и уничтожения маловысотных средств воздушного нападения с использованием перспективного беспилотного летательного аппарата вертолетного типа войсковой ПВО Сухопутных войск Вооруженных с...

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных вооруженных конфликтах

Данная статья исследует применение беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА) в современных вооруженных конфликтах. В ней рассматривается особенности и преимущества БПЛА, их применение в задачах разведки, наблюдении, ударов, подавления противовоз...

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее решения

В статье показано решение одной из самых актуальных проблем современной войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации: повышение эффективности обнаружения и уничтожения маловысотных средств воздушного нападе...

Беспилотный вертолетный комплекс радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведена роль и место в системе вооружения перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения.

Система функций программного обеспечения беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведена система функций управления элементами перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения и архитектура программного обеспечения, реализующего эту систему.

Концепция облика беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведен концептуальный облик перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения для Вооруженных Сил Минобороны России.

Системы предотвращения столкновения самолетов в воздухе

В статье рассматриваются особенности назначения систем предотвращения столкновений самолетов в воздухе, применение в отечественной авиации, а также перспективы их развития.

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных военных конфликтах

Цель данного исследования — на основании самых свежих данных сделать современный обзор роли БПЛА в современных военных конфликтах.

Беспилотные летательные аппараты: понятие, значение для современности и перспективы развития

В статье рассмотрены задачи беспилотных летательных аппаратов, а также их основное предназначение для гражданской и военной авиации. Изучены функции и предложены перспективы развития беспилотных летательных аппаратов.

Похожие статьи

Радиоэлектронная разведка и радиоэлектронная борьба. Особенности разведки и противодействия

Войсковая ПВО: увеличение дальности обнаружения воздушных целей

В статье показано решение задачи повышения дальности обнаружения и уничтожения маловысотных средств воздушного нападения с использованием перспективного беспилотного летательного аппарата вертолетного типа войсковой ПВО Сухопутных войск Вооруженных с...

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных вооруженных конфликтах

Данная статья исследует применение беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА) в современных вооруженных конфликтах. В ней рассматривается особенности и преимущества БПЛА, их применение в задачах разведки, наблюдении, ударов, подавления противовоз...

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее решения

В статье показано решение одной из самых актуальных проблем современной войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации: повышение эффективности обнаружения и уничтожения маловысотных средств воздушного нападе...

Беспилотный вертолетный комплекс радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведена роль и место в системе вооружения перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения.

Система функций программного обеспечения беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведена система функций управления элементами перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения и архитектура программного обеспечения, реализующего эту систему.

Концепция облика беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения

В статье приведен концептуальный облик перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения для Вооруженных Сил Минобороны России.

Системы предотвращения столкновения самолетов в воздухе

В статье рассматриваются особенности назначения систем предотвращения столкновений самолетов в воздухе, применение в отечественной авиации, а также перспективы их развития.

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных военных конфликтах

Цель данного исследования — на основании самых свежих данных сделать современный обзор роли БПЛА в современных военных конфликтах.

Беспилотные летательные аппараты: понятие, значение для современности и перспективы развития

В статье рассмотрены задачи беспилотных летательных аппаратов, а также их основное предназначение для гражданской и военной авиации. Изучены функции и предложены перспективы развития беспилотных летательных аппаратов.

Задать вопрос