В статье рассматриваются особенности назначения и возможности отечественных самолётов радиоэлектронной борьбы, а также их участия на театрах военных действий.
Ключевые слова: радиоэлектронная борьба, радиотехническая разведка, порубщик, радиоэлектронное подавление.
Авиация нашла применение в военной сфере еще со времён Первой мировой войны. В начале ХХ века появились поршневые самолёты, выполнявшие задачи разведки. Через несколько лет развитие авиации шагнуло вперёд и самолёты несли на себе вооружение для уничтожения противника. В Великой Отечественной войне начали применяться тяжелые бомбардировщики, истребители, транспортные самолёты. Но с появлением средств радиоэлектронной разведки, выполнять задачи воздушного боя стало труднее. Холодная война между СССР и США продвинула развитие средств борьбы с постановками помех, а также скрытной воздушной разведки. Обе строили проекты по созданию и подавлению помех, в том числе и с воздуха. В СССР появился первый самолёт для ведения РЭБ и РЭП на базе гражданского авиалайнера Ил-18. Это воздушное судно свыше 50 лет выполняло поставленные задачи и последние модификации дошли до наших дней.
Назначение самолётов радиоэлектронной борьбы
Самолёт радиоэлектронной борьбы — узкоспециализированный летательный аппарат, предназначенный для подавления средств радиоэлектронной разведки, наведения, прицеливания. Для этого он оснащается различными средствами обнаружения, обработки и анализа, разведывательной аппаратурой разных предназначений, а также другими сложными системами. В составе расчёта такого самолёта помимо лётного экипажа обязательно назначаются операторы РЭБ, РЭП и другие лица.
В СССР и далее в РФ, каждый боевой самолёт в обязательном порядке оснащался минимальными средствами индивидуальной защиты — системой предупреждения об угрозе и аппаратурой радиоэлектронного подавления. Самолёты, предназначенные для ведения боя, сопровождались узкоспециализированными воздушными судами, оснащенные системами групповой защиты. Как правило, эти летательные аппараты не выполняют ударных функций и предназначены исключительно для своевременного обнаружения угрозы и максимального подавления радиоэлектронных систем подавления противника.
Предыстория проекта воздушного пункта РЭБ
Одними из первых самолётов РЭБ были сконструированы на базе ракетоносца Ту-16. Для постановки пассивных помех это воздушное судно носило кодовое название Ту-16 «Ёлка» и включало аппаратуру автомата сброса отражателей с пачками полуволновых диполей. Для активных помех использовался Ту-16 «Букет», у которого был организован технический отсек, с размещённой там мощной широкополосной станцией РЭП «Букет».
Вскоре появился самолёт радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, —РЛС бокового обзора и другими датчиками — Ил-20. Этот летательный аппарат был создан в 1968 году и использовался для разведки вдоль границы. Он отличался от исходного самолёта меньшим полётным весом, мощными двигателями АИ-20М и различной аппаратурой РЭБ. Ил-20 не поступал на вооружения разведывательных и прочих подразделений, а напрямую замыкался на штаб округа или флота.
Главное правило для такого самолёта — не вызывать подозрений. Самолёт- разведчик должен быть похожим на гражданский авиалайнер. Из соображений сохранности государственной тайны окраску он получил авиакомпании «Аэрофлот», а на носу осталась надпись «Ил18». Только специалисты, получившие секретный доступ, могли знать какое оборудование у самолёта внутри. В свою очередь разведчик включал приборы, позволяющие судить о степени военной активности армий иностранных государств. Сведения об этих машинах сохранялись более тщательно, чем информация о новых боевых самолётах.
Самолёт Ил-20М — советский самолёт радиоэлектронной борьбы
Самолёт радиотехнической разведки Ил-20М (рис.1) предназначен для вскрытия радиолокационных средств противника, перехвата переговоров на открытых каналах связи, радиолокационной съемки местности. Оснащен комплексом радиоэлектронных и оптических средств получения информации. Входят различные бортовые станции класса «Ромб» и «Квадрат», РЛС бокового обзора и оптическая техника.
Рис. 1. Самолёт РЭБ — Ил-20М
Сиденья на рабочих местах предназначены для укладки парашютов. В состав экипажа входят командир ВС, его помощник, штурман, бортовой механик, бортовой радист, операторы РЭБ, РЭП и даже лингвист-переводчик. Аппаратура самолёта Ил-20М позволяла получить детальное радиолокационное изображение, которое было близко к аэрофотосъёмке, но не зависело от метрологических условий. Комплекс имеет хорошие лётно-технические характеристики для самолётов данного класса. Мощность двигателей позволяет производить взлёт на дистанции до 1000м, иметь максимальную скорость до 680 км/ч, а также летать на высоте до 9000м, в то время как иностранные аналоги имели худшие показатели [1].
В настоящее время Ил-20М базируется как в западной части России, так и на Дальнем востоке, что позволяет эффективно использовать самолёт для различных задач. Данный комплекс принимает участие в Сирийской Арабской Республике как над акваторией, так и вблизи с театром боевых действий.
Другая модификация — Ил-20РТ предназначена для отслеживания ракет, как в космических целях, так и в военных. Несмотря на то, что самолёты числились за ВКС, регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний ракет. Комплекс стал самолётным измерительным пунктом (СИП), что позволило фиксировать запуски ракет с воздуха, когда с земли или с моря это было невозможно. Изначально выдавались ограниченные данные по целеуказанию, но со времен информация стала более полной: появилась выдача координат цели через определенные промежутки времени. Очень часто Тихоокеанский и Северный флоты заказывали Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков.
На борту установлены приёмные радиотелеметрические станции, станции систем единого времени и другие средства обеспечения СИП. Помимо 5 членов лётного экипажа бортовой комплекс обслуживают 10 операторов. За всю историю было построено 4 самолёта.
Самолёт Ил-22ПП «Порубщик» — комплекс радиотехнической разведки
Если существуют самолёты радиоэлектронной борьбы, то должны быть и самолёты, способные с ними бороться.
Самолёт Ил-22ПП (рис.2) предназначен для выявления и подавления современных скрытных и защищённых систем боевого управления на всех театрах боевых действий. Включая РЛС, каналы наведения ЗРК и крылатых ракет, а также АСУ передачи тактической информации, класса Link-16, внедрённая на таких самолётах иностранных ВВС как B-1B Lancer, F-15E, F-35 Lightning и другие. Другим объектом этого самолёта могут быть и зарубежные системы позиционирования, в том числе используемые странами блока NATO.
Рис. 2. Самолёт РЭП — Ил-22ПП «Порубщик»
Новый комплекс носит название «Порубщик» и имеет более высокие характеристики по сравнению с предыдущими моделями. Главная способность этой системы стало воздействие лишь на сигналы определённой частоты, не затрагивая другие. Аппаратура может эффективно бороться с самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), систем ПВО, а также с БпЛА. Несколько самолётов Ил-22ПП смогут не только нарушить, но и парализовать работу радиоэлектронных средств вероятного противника в заданном районе. Перед включением систем активных помех, аппаратура «порубщик» сканирует все радиосигналы и находит частоты, на которых работает противник. В то же время, самолёт ничего не излучает — аппаратура работает только в режиме приёма. После обнаружения важных каналов противника, включается «глушилка» и ставятся помехи в нужном диапазоне частот. Постановщик помех изучает их только в нужном направлении, что является важным аспектом при особых обстоятельствах.
Комплекс «Порубщик» может подавлять вражеские РТС на любых платформах. Основное же его назначение — «вырубать» промежуточные станции сетевых систем передачи данных. В этом и заключается их уязвимость. Главной особенностью новой аппаратуры на борту является избирательность по частотам и диаграмме направленности, так как Ил-22ПП будет действовать над территорией своей страны, где он не может быть сбит. Эти системы цифровые и имеют улучшенные характеристики точности измерения и быстродействия. Также исключается возможность воздействовать на аналогичную аппаратуры своих войск, даже если она работает на такой же частоте, что и подавляемая. При этом антенна автоматически отслеживает угловое положение подавляемого объекта относительно своего борта.
Самолёт активно используется при полётах у границ с Украиной, а также в Сирийской Арабской Республике.
Самолёт Ту-214Р — перспективы развития воздушных пунктов РЭБ и РЭП
Самолёт Ту-214Р — самолёт разведчик предназначенный для ведения радиотехнической (РТР) и оптико-электронной разведки (ОЭР), разработанный в конце 2000-х годов на базе пассажирского Ту-214 для замены устаревших Ил-20. Гражданская модель является эффективным магистральным двухдвигательным самолётом. Двигатели ПС-90А сертифицированы и полностью отвечают международным требованиям по шуму и выбросу вредных веществ в атмосферу. У самолёта Ту-214Р преобладают такие характеристики как современная аэродинамическая компоновка, совершенная конструкция планера, современный пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) и экономичные двигатели.
Самолёт Ту-214Р (рис.3) оборудован новейшим радиотехническим комплексом с РЛС бокового и кругового обзора, а также оптико-электронной системой высокого разрешения. По состоянию на ноябрь 2023 года 2 борта состоят на вооружении ВВС России. От гражданской модели самолёт-разведчик отличается расположением иллюминаторов на бортах и наличием нескольких новых обтекателей.
Рис. 3. Перспективный самолёт-разведчик Ту-214Р
Радиотехнический комплекс состоит из систем пассивной радиотехнической разведки и перехвата радиоканалов, а также радиолокатора бокового обзора.
Системы РТР позволяют засекать источники излучения до 400км, а собственная РЛС обеспечивает наблюдения за наземной обстановкой в радиусе 200–250км.
Под носовой частью фюзеляжа установлена оптико-электронная станция. В её состав входят дневная и инфракрасная камеры с дистанционным управлением. В благоприятных условиях она позволяет вести наблюдения на расстоянии до десятков километров. Также на борту должны присутствовать системы обработки и выдачи поступающих данных. Самолёт-разведчик может передавать информацию и целеуказания в войсковые системы управления или напрямую ударным средствам.
По сравнению с предшественником Ил-20, у нового самолёта улучшены лётно-технические характеристики. Четыре турбовинтовых двигателя сменились на два турбореактивных, скорость полёта увеличилась до 850 км/ч, высота полёта стала намного выше, а также дальность полёта превысила 6000км [2]. Необходимость различных средств авиационной разведки очевидна, и поэтому принимаются необходимые меры по созданию аппаратуры от подвесных контейнеров до полноразмерных разведывательных авиационных комплексов на базе гражданских самолётов.
У данного воздушного судна отсутствует какое-либо вооружение, но при этом самолёт имеет возможность защитить самого себя. На нём присутствует бортовой комплекс обороны, способный выявлять угрозы и реагировать на них. В зависимости от их характера используются помехи разного рода.
В распоряжении Минобороны России на данный момент используются два самолёта-разведчика и ожидается третий комплекс. Подробности применения ограничены, но известно, что после того как в небе над театром боевых действий появляется Ту-214Р, противнику приходится считать свои потери. В декабре 2012 года, самолёт был замечен над нейтральными водами Японского моря вблизи Китая и Японии. В июне 2015 года Ту-214Р совершал полёты вдоль границы России и Украины. А 15 февраля 2016 года, самолёт-разведчик прибыл на используемый российскими ВВС в Сирийской Арабской Республике аэродром Хмеймим близ Латакии для проведения разведывательных операций.
Планируется дальнейшее развитие в этом направлении. Третий экземпляр
Ту-214Р скоро поднимется в воздух. Также не исключено, что различные комплексы РЭБ и РТР появятся на базе российского самолёта Ил-96. Данный тип воздушного судна имеет улучшенные показатели по скорости и высоте полёта, а также продолжительность нахождения в воздухе увеличивается до 10 часов. Салон самолёта сможет вместить не только операторов комплекса, но и сами системы, что улучшает аэродинамические характеристики. Новейшее бортовое оборудование сокращает лётный экипаж до 2 человек: командир ВС и его помощник.
Заключение
Вести воздушный бой в условиях активных ил пассивных помех — очень трудно как лётчику, так и офицеру по боевому управлению авиацией. Для этого созданы два направления самолётов для устранения этих проблем. Летательный аппарат РЭБ способствует постановки помех для авиации противника, а самолёт РЭП и РТР обнаруживает зону покрытия и начинает подавлять эти помехи. Для этого необходимо постоянно модернизировать наши самолёты данных назначений. Каждый год у противника появляются новые средства РЭБ, что воздействует на воздушную навигацию при ведении боя. А устранять эти помехи нужно обязательно. Без навигации — нет авиации.
Литература:
- Руководство по лётной эксплуатации и полёта самолёта Ил-18: Приказ министра гражданской авиации СССР № 69 от 17.02.1971.
- Руководство по лётной эксплуатации Ту-214: ОАО Туполев: минтранс России от 25.12.2000.