В статье предложен обзор служения РПЦ в сфере образования и воспитания в XIX столетии на основании материалов издания «Курские епархиальные ведомости» («КЕВ»). В ходе работы использованы методы анализа, сравнения, обобщения, историко-сопоставительный, историко-аналитический, аксиологический, философский и богословский подход. Выводом является утверждение, что «Курские епархиальные ведомости» являются источником для исследований в сфере изучения церковно-педагогического потенциала, особенностей образовательного процесса в учебных учреждениях XIX в. Курской епархии.
Ключевые слова: Курские епархиальные ведомости, образовательный процесс в XIX веке, церковная педагогика в XIX веке.
Журнал «Курские епархиальные ведомости», как «голос представителей духовенства епархии» [1, с. 17], был учрежден Курской Духовной семинарией в 1871 году. Журнал состоял из двух частей — официальной и неофициальной. Первая включала в себя указы, распоряжения правительства Российской империи, манифесты, постановления Св. Синода, положения, отчеты и известия Курской епархии. Вторая включала проповеди, поучения, статьи катехизической, просветительской, исторической направленности, догматического и агиографического содержания, противосектантской и противораскольнической направленности. Также на страницах журнала печатались исторические, миссионерские обзоры, сведения о процессах в образовательной сфере. В конце журнала предлагались различные объявления на духовную тематику, например, о возможности приобретения духовной литературы, о возможности пожертвований на то или иное благое дело.
Необходимо отметить, что выпуски с 1871 года по 1918 год в отсканированном виде в формате «пдф» представлены сегодня на сайте «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке», который координируется Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным монастырем Русской Православной Церкви (https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/4866/?ysclid=lo70yjg6u7259330628).
В первом номере «КЕВ» за 1871 год имеются сведения касательно открытия в 1869 году в Белгородском женском монастыре училища для первоначального обучения девушек, что признано полезным для жителей города Белгорода [1, с. 12]. В училище преподавались Закон Божий, Катехизис, русский язык, арифметика, география, чтение, чистописание, песнопения Богослужений, рукоделие. Пред каждым занятием читался отрывок из Евангелия с последующим толкованием. Училище было рассчитано на 20 девиц, однако желающих было больше, и в 1871 году в нем обучалось 36 человек: 10 были из духовного сословия, 11 из дворянского, 15 из купеческого и мещанского [1, с. 13, 14]. Основной целью училища было духовно-нравственное воспитание учащихся на основе христианского мировосприятия, православной аксиологии и утверждение учащихся «в добрых христианских навыках» [1, с. 16].
При этом Церковь обращается и к родителям детей, акцентируя их внимание на необходимости участия родителей в деле воспитания и образования детей и в жизни школы, поэтому от них требуется педагогический опыт и желание соучастия. К сожалению, было отмечено, что большая часть родителей не желает вникать в воспитание и образование своих чад и относится к школам, как к возможности переложить на кого-то свои заботы по их воспитанию, «лишь бы дети убрались бы со своими шалостями с глаз родителей и не докучали им» [1, с. 38].
Церковные педагоги, воспитатели отмечают, что семейное воспитание архиважно: «домашнее воспитание, как бы оно ни было поставлено шатко, во всяком разе выше школьного воспитания. Уже одно то, что ребенок не оторван от семьи, не обязан с ранних лет скучать и вращаться вдали от родных, дает преимущество домашнему и особенно нравственному образованию пред воспитанием училищным» [1, с. 39]. В этой связи отмечается, что домашнее, семейное воспитание должно идти в ногу со школьным процессом воспитания и образования. И семья, и школа должны действовать синергийно, совместно.
Как отмечается в педагогических статьях «КЕВ», «рутинные приемы в обучении, механическое заучивание слов и фраз,... старомодные приемы в учении давно отжили свой век» [1, с. 33], простое зазубривание ведет лишь к тупости, при том, что большинство детей поступает в училища «с туманом в голове,... с неперевариваемой головой» [1, с. 34, 36], с минимальными знаниями и умеют лишь немного читать и писать, на этом их познания заканчиваются. Однако есть и талантливые, даровитые дети, желающие получать знания и развиваться. В связи с этим в Белгороде был поднят вопрос о необходимости предварительной подготовки детей к обучению в училищах [1, с. 37]. В итоге был открыт подготовительный класс и рекомендовано устраивать такие классы для всех учебных заведений в каждом благочинии [1, с. 40]. При этом отмечается, что светские учебные заведения в финансовом положении выгодно отличаются от церковных, они более обеспечены в финансовом вопросе.
На страницах «КЕВ» можно ознакомиться с особенностями, целями и задачами педагогического процесса в Курском епархиальном женском училище. Это училище было открыто в 1869 г., оно было трехклассное. Учениц в школе было 56, почти все они были сиротами, детьми умерших священно- и церковнослужителей [1, с. 1205]. Училище отличалось тем, что приемы и методы обучения, используемые наставниками, были упрощенные, приспособленные к пониманию обучающихся, т. е. в процессе получения знаний дети не просто «зубрили» материал, а старались понять смысл преподаваемого учения, предмета, и наставники, в свою очередь, объясняли им суть предметов, проводили параллели между дисциплинами, помогали использовать полученные знания в жизни, старались развивать не только умственные способности учениц, «но преимущественно образование сердца, вкореняли начала веры и нравственности» [1, с. 1202].
Конечно, некоторый материал необходимо было заучивать наизусть (как предлагал педагог С. И. Ширский), и заученное порой становилось понятным через время. Однако, все же, преподаватели не только указанного трехклассного училища, но и других учебных заведений старались уйти от механического заучивания материала (что и предлагал автор «Закона Божиего» протоиерей Д. Соколов) и стояли на стороне рационального усвоения детьми преподаваемого учения [3, с. 741] и на «живой» образовательной деятельности. Наставники и педагоги старались растолковать, объяснить тот или иной изучаемый предмет, что не исключало и заучивания отдельных материалов: механическое заучивание, с одной стороны, без предварительного объяснения не имеет никакого воспитывающего влияния и потенциала и действует на ребенка, по большей степени, притупляюще, а не развивающе. Объяснения без заучиваний, с другой стороны, как бы они ни были полны и обстоятельны, не могут долго удержать в детской памяти знаний. Соответственно, необходимо совмещать, разумно чередовать заучивание материала с его объяснением, рациональным усвоением [3, с. 745].
С целью оказания помощи духовенству в деле образования и просвещения паствы «КЕВ» со своих страниц знакомит церковно- и священнослужителей с педагогическими пособиями, программами, лучшими методами и способами воспитания и обучения, с порядками и требованиями местных духовных учебных учреждений [1, с. 20]. Так, например, в № 24 за 1880 год представлена подробная программа трехлетнего курса преподавания «Закона Божиего» [4, с. 1120]. В качестве подхода в преподавании духовных дисциплин рекомендуется избегать сухости изложений, использования особой теологической терминологии и углубления в богословские тонкости, излагать предметы посредством «живой объяснительной речи, показывая органическую связь их с религиозной жизнью рода человеческого» [4, с. 1224].
Таким образом, в заключение исследования можно сделать следующие выводы. «Курские епархиальные ведомости», которые выходили в свет с 1871 года и по 1918 год, являются ценным источником для исследований в сфере изучения церковно-педагогической деятельности в XIX веке, а также особенностей образовательного процесса в учебных учреждениях Курской епархии в указанный период. На основании материалов, представленных в «КЕВ», можно выделить такие особенности этого процесса, как, например, частичный отход от общепринятой практики «зазубривания» к рациональному усвоению детьми преподаваемого учения, что заставляет их думать, рассуждать, вникать в суть предметов, при этом заучивание не исключается из образовательного процесса. Основная задача училищ, которые были подведомственны Курской епархии, состояла в том, чтобы дать религиозно-нравственное воспитание учащимся в рамках христианского вероучения и аксиологической системы.
Литература:
- КЕВ, 1871. № 1 [Электронный ресурс]. –URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/57/3a/573a15cd-842f-40ad-b079–4434269c79a6.pdf (дата обращения 26.10.2023).
- КЕВ, 1873. № 24 [Электронный ресурс]. –URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/77/3e/773e2bd0-f782–4b9d-8769–035a2b1dfb7b.pdf (дата обращения 26.10.2023).
- КЕВ, 1880. № 14 [Электронный ресурс]. –URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/7f/56/7f564816–800b-48c9-bf0e-630df31f8d9d.pdf (дата обращения 26.10.2023).
- КЕВ, 1880. № 24 [Электронный ресурс]. –URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/8c/95/8c954a1c-39ea-401f-8f89–1265ac235a2d.pdf (дата обращения 26.10.2023).