Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровых заданий.
Программные задачи:
— Закрепить умение считать до 4.
— Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.
— Расширять представления представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день вечер, ночь).
— Формировать представления сравнивать две группы предметов, употребляем слова «поровну», «по четыре», «столько же», «больше», «меньше».
— Закрепить умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).
— Воспитывать выдержку, уметь ждать, выслушивать ответы других детей.
Материал. Шапочки гусят и зверят по количеству детей. Игрушки: гусята — 4 шт. лесные зверята — 4 шт. Коврики: квадратный формы (зеленого цвета) и круглый формы (голубого цвета) формы. Домики в форме квадратов и треугольников. Шляпа водяного с заплатки круглой формы, геометрические фигуры, два мольберта, картинки с временами суток, тропинки: желтая 1,5 x 40, зелёная 2,0 x 40.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть в сказку «Как зверята и гусята озеро искали»
Ответы детей: Да, хотим!
Воспитатель: Закройте глаза. Сказка волшебная, к нам приди, детей в гусят и зверят преврати!
Воспитатель: Откройте глаза. Ребята, перед вами шапочки гусят и зверят. Подойдите и выберите себе одну шапочку.
Теперь вы гусята и зверята.
Жили были на зеленой лужайке три веселых гусёнка
Сколько гусят жило на лужайке?
Ответы детей: Три.
Воспитатель: Давайте сосчитаем (счёт гусят детьми)
Играли гусята на лужайке и встретили ещё одного гусёнка. Сколько гусят стало?
Ответы детей: Четыре (счет гусят детьми.)
Воспитатель: На лужайке им стало скучно и пошли они в лес и встретили лесных зверей. Сколько зверят встретили гусята?
Ответы детей: Четыре лесных зверят (счет зверят детьми).
Воспитатель: Сколько гусят на лужайке? (Четыре.)
Сколько зверей в лесу? (Четыре.)
Что можно сказать о гусятах и зверятах, если их по четыре?
Ответы детей: Поровну.
Воспитатель: Гусята и зверята очень любили купаться, а в лесу озера нет и вот они решили, пойти искать озеро. Мы поможем? (ответы детей). Сказка продолжается. Смотрите, солнышко поднимается! (показ картинки с солнышком).
Когда оно просыпается? (Утром.) Значит, можно идти искать озеро.
Солнышко улыбнулось и обогрело своими лучами гусят и зверят. Они умылись росой, приготовились к зарядке.
Раз — поднялись, потянулись
Два — согнулись — разогнулись
Три — в ладоши 3 хлопка, головою три кивка
На 4 руки шире
И на 5 руками помахать
Воспитатель: Как вы думаете, когда лучше отправиться искать озеро утром или вечером?
Ответы детей: Утром.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Светло, хорошо видно дорогу. Ещё никто не устал.
Воспитатель: Улыбнулось нам солнышко, обогрело нас своими лучами
Вот и тропинки. Одинаковые или разные тропинки?
Ответы детей: Разные.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Ответы детей: Одна тропинка зелёная длинная, другая жёлтая короткая.
Воспитатель: Сравнить их можно путём наложения одной дорожки на другую. Проверим?
(Вместе с педагогом дети прикладывают дорожки друг на друга, и определяют, какая тропинка короче, а какая длиннее). Предлагаю пройти по выбранной детьми тропинки тропинке.
Воспитатель: Тем временем солнышко на небе поднялось высоко (показ картинки с солнышком).
Посмотрите на небо, стало жарко.
Когда солнце греет жарко утром или днём?
Ответы детей: Днем
Воспитатель: Идём дальше искать озеро.
(Подходят к доске, на которой прикреплена шляпа с дырками круглой формы.)
Смотрите, это же шляпа Водяного, который живёт в озере, да она вся в дырках. Он шляпу, наверное, потерял. А ведь Водяной так её любил! Давайте залатаем её и отдадим Водяному.
На какие геометрические форму похожи дырки на шляпе?
Ответы детей: Круглой.
Воспитатель: Выберите нужной формы заплатку и закройте дырки на шляпе.
Воспитатель: Вот и готова шляпа, прямо как новенькая. Водяной будет очень рад. Какого цвета кружочки на шляпе? Каких кругов больше красных или зелёных.
Ответы детей: Красных
Воспитатель: Каких кругов меньше.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры остались?
Ответы детей: Треугольник, квадрат.
Воспитатель: Но нам надо торопиться. (Подводит детей к круглому и квадратному ковру). Как вы думаете, есть ли здесь озеро? На какую геометрическую фигуру похоже озеро?
Ответы детей: На круг.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа зелёная лужайка?
Ответы детей: на квадрат.
Воспитатель: Наверное, вы устали, давайте отдохнём. Гусята пойдут плавать в озере, а зверята на зелёную лужайку (релаксация на ковриках).
Воспитатель: Тем временем солнышко опустилось низко. Когда это бывает?
Ответы детей: Вечером.
Воспитатель: Где же нам ночевать? Надо найти домики. А домики геометрические фигуры.
Гусята ищут квадратные домики, а зверята треугольные.
(Дети ищут домики по всей комнате. Находят и приносят четыре квадратных и четыре треугольных домика. Работа за столом)
Воспитатель. Сколько квадратных домиков?
Ответы детей: Четыре
Воспитатель: А сколько гусят?
Ответы детей: Четыре.
Воспитатель: Всем гусятам хватает домиков?
Ответы детей: Да.
Аналогично проводится беседа о домиках зверят.
Воспитатель: Солнце спряталось. Стало темно. Когда это бывает?
Ответы детей: Ночью.
Воспитатель: Всем уже давно пора спать. Гусята и зверята уснули, и сказка закончилась. Теперь надо превратиться в детей. Закройте глаза. Я скажу волшебные слова «Сказка волшебная, к нам приди гусят и зверят в детей преврати». (Снимаю шапочки с детей.) Откройте глаза. Вот мы и в детском саду. Какое сейчас время суток?
Ответы детей: День.
Воспитатель: А что мы делаем днём в детском саду?
Ответы детей: Гуляют.
Воспитатель: Вот и мы отправимся на прогулку.