Формирование гендерной культуры в подростковом возрасте в процессе социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.10.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Варламова, А. А. Формирование гендерной культуры в подростковом возрасте в процессе социализации / А. А. Варламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106859/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор исследует изменения понятий «маскулинность» и «женственность», социальные и гендерные роли в современном обществе

Ключевые слова: гендерная идентификация, подростковый возраст, гендерная культура, современное общество.

Семья занимает одно из важнейших мест среди основных социализирующих факторов формирования полоролевых навыков поведения. К негативным тенденциям развития российской семьи относится рост числа разводов и рост внебрачных рождений, что приводит к увеличению числа неполных семей с детьми до 18 лет, что является негативным фактором в формировании личности ребенка.

Современное общество нацелено на создание условий, учитывающих особенности современных детей, социально-психологический контекст их развития, и реализацию комплекса мер, формирующих исходные условия для объединения усилий семьи, общества и государства. в воспитании молодого и будущих поколений. Он направляет деятельность государственных образовательных учреждений на содействие развитию культуры семейного воспитания детей, основанной на традиционных семейных нравственных ценностях.

В связи с изменениями, происходящими в обществе, вопросы гендерного образования очень актуальны в современной России. Таким образом, в современном российском обществе существуют как морально-этические, так и практически проблемные тенденции, отражающие особенности сексуального поведения и планирования. Уровень развития гендерной культуры определяет вероятность возникновения репродуктивных проблем, степень несовместимости и возможность их решения.

В настоящее время гендерные подходы в педагогике рассматриваются как «научная экзотика». Для того чтобы понимать и профессионально участвовать в процессе гендерной социализации детей, педагогу необходим соответствующий методический и методический аппарат, включающий в себя систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и образования, таких как гендерные технологии, факторы, условия. и критерии эффективного гендера. социализация школьников, соответствующая теме профессиональная речь.

Изучением проблемы формирования гендерной культуры у подростков в образовательном пространстве занимались и занимаются многие ученые, психологи, педагоги, социологи и многие другие. Исследованиям сущностной характеристики гендерных ценностей посвящены работы следующих авторов Ю. Е. Алешина и Г. К. Гульбина. В работах происходит анализ познания гендерной культуры и выявление проблем усвоения женских и мужских ролей.

Гендерное поведение, его особенности и противоречия в подростковом возрасте стало предметом изучения отечественных авторов В. Вдовюка, Е. А. Денисова, Э. Э. Рубанова. Данные работы ставят приоритетной задачей изучить гендерные стереотипы, которые существуют у современных подростков, подростковый «идеал человека» современности, что позволяет выявлять проблемы гендерной идентификации и искать пути решения данных проблем.

Для того, чтобы спроектировать педагогические условия и технологии для формирования гендерной культуры у подростков, требуется обратиться авторам, которые занимаются изучением механизмов и факторов формирования гендерной идентичности в процессе социализации личности в подростковом возрасте: А. С. Горшковой, Е. А. Колосовой, Н. В. Кравченко, Н. В. Белолипецких, С. Бем.

Авторы сходятся во мнении, что в настоящее время не существует единой программы духовно-нравственного воспитания, включающей реализацию задач сексуальной социализации и полового воспитания. Одной из причин падения нравственности в современном обществе является непонимание необходимости целевого гендерного воспитания подрастающих поколений, отсутствие государственной системы образования, обеспечивающей всестороннее развитие детей и подростков. Большинство детей, подростков и студентов не умеют устанавливать гармоничные отношения с противоположным полом, основанные на этических нормах и правилах поведения, что серьезно вредит их психическому и физическому здоровью. Авторы работ ставят перед собой цель рассмотреть сущность гендерной парадигмы в образовании.

В ходе исследования теоретических основ в рамках проблемы гендерного образования определена потребность в междисциплинарном гендерном подходе к изучению проблем гендерной социализации молодого поколения, который должен сопровождаться созданием методологической структуры. теория, в которой микроанализ социальных практик дополняет институциональный анализ, основанный на качественном подходе.

Гендерная идентичность во многом зависит от гендерных идеалов человека — мужского и женского поведения, культурных представлений о своем жизненном предназначении. По отношению к гендерным идеалам общество создает гендерные роли, связанные с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин.

Под социокультурными гендерными стереотипами понимаются закономерности восприятия и репрезентации «идеальных» мускулистых и женских полов, основанные на предшествующем социокультурном опыте и влияющие на гендерный аспект социализации личности. Гендерная идентификация — это процесс «понимания и принятия человеком определений мужественности и женственности» в рамках «существующей гендерной системы, отнесения себя и других к представителям того или иного пола», что, в свою очередь, зависит от гендерной принадлежности. идентификация. социокультурные гендерные стереотипы и гендерные ценности.

Гендерные ценности современного общества включают равные права и возможности мужчин и женщин, а также адекватное понимание культурной и исторической роли мужчин и женщин. К ценностям также относятся: гуманизация гендерных отношений, взаимоуважение и самоуважение, взаимопонимание, непредвзятое отношение (деятельность как женщин, так и мужчин одинаково важна), партнёрство в семье.

Существуют гендерные универсалии — это общие для мужчин и женщин ценности и нормы, которые можно рассматривать с объединяющей их точки зрения, а не в традиционном контексте различий между полами.

Гендерными универсалиями являются: брак, родительство (семейная сфера), образование (образовательная сфера), работа (трудовая сфера), социальная активность и власть (социально-политическая сфера), а также вера, надежда, любовь, толерантность (духовная сфера). Обращение к категории универсалий позволяет избежать двойных стандартов и говорить об общих основаниях развития современной гендерной культуры, а анализ их динамики можно рассматривать как метод прогнозирования изменений гендерной структуры обществ.

Некоторые ее аспекты даны биологически, другие зависят от культуры и воспитания (сексуальной социализации) и могут быть отделены друг от друга. Мужские и женские характеристики многогранны и многомерны. «Мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами и наоборот, многое зависит от ситуации и местности.

Под влиянием гендерных стереотипов ценностные ориентации формируются по-разному у мужчин и женщин. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда «человек проходит своеобразную переоценку ценностей, когда у него происходит более глубокое понимание своих жизненных планов и позиций, идеалов и способов их достижения».

В зависимости от определенной формы поведения молодые люди приобретают определенный набор ценностей и моральных установок. Традиционно выделяют три гендерные характеристики полоролевой идентификации: мужественность, женственность и андрогинность.

Мужественность — сексуальная характеристика человека, традиционно связанная с маскулинным поведением. По этой характеристике человек обладает независимостью, напористостью, доминантностью, агрессивностью, готовностью к риску, независимостью, уверенностью в себе и т. д.

Характеристика второго пола — женственность. Традиционно его связывают с особенностями, характерными для женского поведения. Здесь совместимость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, искренность, симпатия и сопереживание и т. д.

Еще одна гендерная характеристика — андрогинность. Согласно этой характеристике, индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической мужественности или женственности. Личность может включать в себя как мужские, так и женские характеристики. Причем эти особенности представлены гармонично и дополняют друг друга.

Подростковый возраст — это завершение полового созревания, которое является важным этапом психосексуального развития личности. Молодые люди этого возраста различают гендерные, физические, поведенческие, черты характера и роли и оценивают свое соответствие (часто нереалистичным) стандартам мужественности и женственности.

Поэтому именно в подростковом возрасте происходят активные эксперименты с ранее усвоенными моделями поведения мужчин и женщин. Ценностные ориентации личности, связывающие внутренний мир молодежи с окружающей действительностью, образуют многоуровневую, иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее личностными смыслами и полем мотивационных потребностей.

В этом возрасте очевидна выраженная полоролевая/гендерная идентификация, то есть определение маскулинных и феминных форм поведения у мальчиков и девочек. Общепринятые ценности и правила поведения усваиваются в ходе полоролевой/гендерной идентификации.

В процессе взаимодействия со сверстниками человек воспринимает себя как человека определенного пола, как себя, так и противоположного.

Описанные выше формы женского и мужского поведения не являются простым результатом физиологических изменений в организме молодых людей при гормональных перестройках, но большую роль играет влияние воспитания и представления о гендерных ролях мужчины и женщины. играет здесь важную роль.

В нашей стране, с одной стороны, гендерные роли несколько смещаются в сторону феминизации мужчин, с другой — появляется своеобразная одежда, равные возможности в профессиональном образовании и т. д. С этой точки зрения происходит переоценка ценностей. Если в женском типе поведения больше были представлены такие ценности, как семья и любовь, то сегодня эти ценности практически одинаково важны как для женщин, так и для мужчин. В связи с равными возможностями в сфере профессионального образования для девушек становится актуальным стремление к самореализации. Однако конкретный результат гендерной идентификации зависит прежде всего от непосредственной социальной ситуации развития. В неполных семьях этот процесс протекает сложнее, чем в гармоничных семьях.

Для молодых мужчин гендерная идентификация также может быть затруднена из-за принижения мужской роли. В современном мире многие мужчины неспособны материально обеспечить свои семьи из-за тяжелых социальных условий, что приводит к негативной идентификации с гендерной ролью своих отцов, а молодежь вынуждена обращаться к культурным моделям., в основном показываемое по телевидению. Этот процесс приводит к изменению гендерно-ролевых стереотипов в обществе. Эмансипация женщин вызывает чувство демаскулинизации у современных мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии мужского превосходства.

У мальчиков-подростков более выражены следующие симптомы: агрессивность, гневливость, резкие вспышки эмоций, чувство тупого страха, желание жить жизнью, свойственной взрослым мужчинам, интерес к интимным сторонам жизни, озабоченность внешним видом.

Подростковый возраст у девочек сопровождается следующими симптомами: беспокойством о внешности, стремлением привлечь к себе внимание; перепады настроения, интерес к противоположному полу (но в отличие от мальчиков девочек больше интересует платоническая любовь).

Литература:

1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ./. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.. — Текст: непосредственный.

  1. Вилкова А. В. К вопросу воспитания духовно-нравственных ценностей у несовершеннолетних девочек: гендерный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9. — Текст: непосредственный.
  2. Вовченко О. М. Проблема ценностей в современном мире: Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. — М.: Наука, 1990. — 236с. — Текст: непосредственный.
  3. Игнатьева А. А. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: — СПбГУ, факультет психологии, 2021. — 193 с. — Текст: непосредственный.
  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003.- 544 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерная идентификация, подростковый возраст, гендерная культура, современное общество, женщина, мужчина, ценность, гендерная идентичность, гендерное образование, женское поведение.


Ключевые слова

подростковый возраст, современное общество, гендерная идентификация, гендерная культура

Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинности...

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина.

Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи...

При изучении гендерной идентичности мы разработали опросник, включающую в себя 10 вопросов, которые выявляют особенности гендерной идентификации современных студентов. Гендерная идентичность – это базовая структура социальной идентичности...

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической...

Подробный анализ становления гендерной теории содержится в работе И.В. Талиной [9], которая утверждает, что еще древние философы (Аристотель, Платон) касались гендерных вопросов, говоря о неравенстве мужчин и женщин.

Противоречия гендерных отношений в образовании

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях. мужчина, пол, женщина, различие, гендерный подход, половая дифференциация, стереотип, гендерная идентификация.

Конституциональные и психофизиологические предпосылки...

Гендерная идентичность представляет собой сложный, интегративный комплекс, в основе которого лежит тесный «сплав» направленных социальных воздействий и определенных биологических влияний [7; 8; 9; 11; 13; 14; 15; 20; 18; 23; 19; 24; 25; 27].

Представление о гендерных ролях у современных школьников...

Гендерная установка «независимость» представлена рисунками, на которых и мужчина, и женщина изображены анфас, стоящими на определенном расстоянии друг от друга.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

1. Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания предметной социокультурной среды. 2. Разрабатывать и внедрять игровой комплекс с учетом гендерных особенностей для развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных...

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценность профессионального образования, гендерный подход, мотивы обучения. Исследование ценностей молодежи представляет неизменный интерес для психологической науки.

Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинности...

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина.

Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи...

При изучении гендерной идентичности мы разработали опросник, включающую в себя 10 вопросов, которые выявляют особенности гендерной идентификации современных студентов. Гендерная идентичность – это базовая структура социальной идентичности...

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической...

Подробный анализ становления гендерной теории содержится в работе И.В. Талиной [9], которая утверждает, что еще древние философы (Аристотель, Платон) касались гендерных вопросов, говоря о неравенстве мужчин и женщин.

Противоречия гендерных отношений в образовании

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях. мужчина, пол, женщина, различие, гендерный подход, половая дифференциация, стереотип, гендерная идентификация.

Конституциональные и психофизиологические предпосылки...

Гендерная идентичность представляет собой сложный, интегративный комплекс, в основе которого лежит тесный «сплав» направленных социальных воздействий и определенных биологических влияний [7; 8; 9; 11; 13; 14; 15; 20; 18; 23; 19; 24; 25; 27].

Представление о гендерных ролях у современных школьников...

Гендерная установка «независимость» представлена рисунками, на которых и мужчина, и женщина изображены анфас, стоящими на определенном расстоянии друг от друга.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

1. Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания предметной социокультурной среды. 2. Разрабатывать и внедрять игровой комплекс с учетом гендерных особенностей для развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных...

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценность профессионального образования, гендерный подход, мотивы обучения. Исследование ценностей молодежи представляет неизменный интерес для психологической науки.

Задать вопрос