Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 31.12.2017

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Езин В. С. Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/186/47604/ (дата обращения: 20.05.2019).



Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Ключевые слова: гендер, ценностные ориентации личности, субъект, психологические особенности личности.

Article is devoted to psychological features of interrelation of a gender and valuable orientations of the personality. The purpose of work is to reveal and describe gender and age features of valuable orientations of the personality at youthful age during training in HIGHER EDUCATION INSTITUTION.

Keywords: gender, valuable orientations of the personality, subject, psychological features of the personality.

Специфика ценностных ориентаций личности формируется под воздействием социума в котором проживает субъект, а так же под влиянием возрастного периода. В период социализация, субъекта инкорпорируют в свою личность совокупность ценностей, которые предоставляет ему культура. Опираясь на данный факт становится понятно, что изучение ценностных ориентаций личности становятся актуально в период глобальных политических, экономических потрясений, в связи с тем, что в 2014 году Крым и Севастополь перешли под юрисдикцию России, у населения начались формироваться новый ценностно-смысловой контекст.

В связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики, связанной с гендерным подходом в различных областях психологии, исследование гендерных особенностей формирования ценностных ориентаций становится предметом активного изучения в современной психологической науке.

Специфика гендерной психологии ценностных образований заключается в установлении особенностей гендерных отношений, гендерных стереотипов, гендерной социализации, гендерной самоидентификации и ряда других гендерных характеристик, которые способны оказывать влияния на ценности индивида. Значимость проблемы возрастает в связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений о гендерно-возрастных особенностях ценностных ориентаций, обучающихся в вузе.

Научные разработки проблемы гендерных особенностей ценностных ориентаций, обучающихся в высших учебных заведениях на данный момент, не нашли отражения в исследованиях отечественных ученых и остаются малоизученными. Изучение современного поколения студенческой молодежи позволит нас сформулировать нравственные и ценностные ориентации поколения, позволит нам разработать коррекционную программу, направленную на осознание ценностных ориентаций личности. Студенческая молодежь — это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена, они должны быть носителями ценностей, которые будут направлены на созидание окружающего мира.

Объект исследования — ценностные ориентации личности.

Предмет исследования — гендерные особенности ценностных ориентаций обучающихся в вузе.

Гипотеза: существуют динамические изменения в ценностных ориентациях личности в зависимости от гендерно-возрастной принадлежности обещающихся в вузе.

Цель исследования — выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Теоретико-методологическая основа исследования: исследование ценностных ориентаций личности в отечественной науке Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Иващенко, B. C. Мерлин, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и др.; зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, В. Франклом, М. Рокичем, Ш. Шварцем и др.; в рамках «социальной психологии гендера», теоретически обоснованной в работах А. Г. Ананьева, относящего фактор полового диморфизма к постоянной характеристике онтогенеза; частично в работах В. Н. Мясищева, концепция Ш. Берн.

В работе использован комплекс следующих методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:

– теоретические методы: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по психологии и другим смежным областям исследуемой проблематики, их обобщение и синтез, а также теоретическое обобщение данных экспериментального исследования;

– экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;

  1. тест ценностных ориентаций М. Рокича;
  2. Самоактуализационный тест (САТ).
  3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

– методы обработки экспериментальных данных: качественная и количественная обработка результатов исследования, графическое отображение данных, вычисление коэффициента корреляции.

База исследования. Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». В исследовании приняли участие 120 обучающихся, в возрасте 18–22 лет, из них 60 девушек, 60 юношей.

Проведя теоретико-методологический анализ научных источников, нами были сделаны следующие выводы:

  1. Под гендер, мы в первую очередь понимаем социально-психологические особенности и статус личности, возникающие во взаимодействии с другими людьми.
  2. В современной науке гендер рассматривается в трёх различных подходах: социальный подход, модернистский подход и постмодернистский подход. В классическом социальном подходе гендер понимается, некое как качество социальных отношений, которое сводится к поведенческим моделям. Модернисты рассматривают гендер и с точки зрения биологических характеристик, и как социокультурны феномен. Постмодернистский подход изучает гендер только с позиции социальных категорий.
  3. В отечественной психологии половые различия изучались преимущественно в рамках представлений о маскулинности и фемининности, поло-ролевых установках, позднее появились труды, посвященные изучению половых различий с точки зрения половой идентичности, морально-этических установок и в сфере таких психологических структур как, например, Я-концепция.
  4. В зарубежных исследованиях ряд ученых рассматривали гендер больше с точки зрения социологии, чем биологии. Также укореняется понятие о равенстве способностей мужчин и женщин, о синонимичности присущих им качеств, характеристик и функций.
  5. Под юностью в нашей работе мы понимаем, периода жизни человека, который является, в первую очередь, переход к самостоятельности. Это период самоопределения, приобретения идейной и гражданской зрелости, время, когда формируется мировоззрение и моральное сознание.
  6. Ценности — это нравственные представления индивида о том, что является правильным или интуитивный нравственный выбор того, что он считает важным и стоящим. Однако, ценность — продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, который встраивается в психологическую структуру личности и является одним из источников мотивации её поведения.

В ходе проведения теоретического анализа литературных данных по данной проблематики, нами была сформулирована цель нашего исследования — выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе. Согласно цели нашего исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют динамические изменения в ценностных ориентациях личности в зависимости от гендерно-возрастной принадлежности обещающихся в вузе.

Проведя эмпирическое исследования можем сделать следующие выводы:

  1. В группе девушек были получены высокие результаты по шкалам ориентации во времени, ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности и представлений о природе человека. То есть, можно сказать, что данная группа испытуемых способна жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной), разделять ценности, присущие самоактуализирующейся личности, а быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. Девушки — хорошо рефлексируют свои потребности и чувства, могут их спонтанно и непосредственно выражать, свободно демонстрируя окружающим свои эмоции. Природу же человека в целом воспринимают как положительную. В группе юношей практически по всем этим шкалам были получены средние баллы.
  2. При таких показателях по этим шкалам можно предположить, что личностная ориентация девушек характеризуется направленностью смысложизненных ориентаций на настоящее и будущее при сильном ощущении контроля над происходящим, чего нельзя сказать о группе юношей. Позиция последних — это направленность смысложизненных ориентаций преимущественно также на настоящее, но скорее при слабом ощущении контроля над происходящим.
  3. При анализе полученных данных можем построить обобщенный портрет обещающихся: уверенный в себе, ценящий здоровье, свободу, наличие хороших и верных друзей, стремящийся к независимости, считающий познание, приобщение к культурным ценностям средствами для достижения более значимых целей молодой человек. Основными средствами для достижения успеха в жизни и уверенности в себе признающий образованность, воспитанность и ответственность, ценящий честность и самостоятельность. Вместе с тем, малочувствительный к благополучию окружающих, в том числе близких людей, недостаточно оценивающий значимость социального взаимодействия.

Входе анализа полученных результатов мы можем сделать следующий вывод, что гипотеза о существовании динамических изменения в ценностных ориентациях личности в зависимости от гендерно-возрастной принадлежности обещающихся в вузе, подтвердилась полностью.

Литература:

  1. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
  2. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшая школа в России. — 2001. — № 2. — С.68–75.
  3. Клёцина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. — СПб, 1998.
  4. Саламова Д. С., Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Проективная методика исследования полоролевой идентичности «Фигура-поза-одежда» // Журнал практического психолога. — 2000. — № 10–11. — С.48–59.
  5. Якунин В. А. Полоролевые особенности формирования личности / В. Я. Якунин, Ю. И. Филимоненко, Е. А. Медина Бракамонте // Вестн. СПГУ. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. — 2008. — № 4. — С. 346–355.
  6. Rafael D. T., MacCulloch R. J. Oswald A. J. Preferences over inflation and unemployment: evidence from surveys of happiness // American economic review. — 2001. Vol. 91. No 1. — P. 335–341
  7. Scott C. K. Marital status and well-be-ing. Unpublished doctoral dissertation. — Illinois: University of Illinois. 1991. — P. 61.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностная ориентация личности, время обучения, юношеский возраст, ориентация, гендерно-возрастная принадлежность, вуз, постмодернистский подход, студенческая молодежь, теоретический анализ, социальный подход.


Похожие статьи

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

Как показывает обзор литературы, ученые уделяют больше внимания исследованию ценностных ориентаций в юношеском возрасте, но в то же время гендерный аспект ценностных ориентаций студенчества изучен недостаточно.

Ценность профессионального образования в молодежной среде...

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценность профессионального образования, гендерный подход, мотивы обучения. Исследование ценностей молодежи представляет неизменный интерес для психологической науки.

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

В настоящее время многополярный мир вступил в эпоху активных изменений и поисков дальнейших перспектив развития. Динамично развивающееся общество предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности.

Исследование ценностей современной российской молодежи

2. в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи существуют значительные различия между иерархиями ценностей на уровне нормативных идеалов

Эти ценности проявляются в конкретных поступках, в реальном социальном поведении личности.

Ценностные ориентации современных школьников

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в контексте социальных изменений, когда...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы позволяет сделать выводы о том, что

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования.

Социально-психологические аспекты развития...

ценность, юношеский возраст, психолого-педагогическая наука, система ценностей, студент, ориентация, ценностно-смысловая сфера личности, развитие, дальнейшее личностное развитие, личностная значимость.

Я – концепция в юношеском возрасте | Статья в сборнике...

Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я – концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.

Самоопределение как механизм формирования...

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста.

Похожие статьи

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

Как показывает обзор литературы, ученые уделяют больше внимания исследованию ценностных ориентаций в юношеском возрасте, но в то же время гендерный аспект ценностных ориентаций студенчества изучен недостаточно.

Ценность профессионального образования в молодежной среде...

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценность профессионального образования, гендерный подход, мотивы обучения. Исследование ценностей молодежи представляет неизменный интерес для психологической науки.

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

В настоящее время многополярный мир вступил в эпоху активных изменений и поисков дальнейших перспектив развития. Динамично развивающееся общество предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности.

Исследование ценностей современной российской молодежи

2. в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи существуют значительные различия между иерархиями ценностей на уровне нормативных идеалов

Эти ценности проявляются в конкретных поступках, в реальном социальном поведении личности.

Ценностные ориентации современных школьников

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в контексте социальных изменений, когда...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы позволяет сделать выводы о том, что

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования.

Социально-психологические аспекты развития...

ценность, юношеский возраст, психолого-педагогическая наука, система ценностей, студент, ориентация, ценностно-смысловая сфера личности, развитие, дальнейшее личностное развитие, личностная значимость.

Я – концепция в юношеском возрасте | Статья в сборнике...

Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я – концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.

Самоопределение как механизм формирования...

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста.

Задать вопрос