Правовое регулирование и тенденции цифрового развития налоговой системы в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.10.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Сайдумова, Л. А. Правовое регулирование и тенденции цифрового развития налоговой системы в зарубежных странах / Л. А. Сайдумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106830/ (дата обращения: 04.05.2024).



Эта статья исследует важность правового регулирования и тенденции цифрового развития налоговой системы в зарубежных странах, используя методы сравнительного анализа, синтеза и сравнения.

Результаты исследования подтверждают, что тенденции цифрового развития налоговых систем в зарубежных странах зависит от практики применения электронного документооборота и уровня развитости технологий в иностранных государствах. Также в статье обсуждаются дальнейшие перспективы этой проблемы.

Ключевые слова: цифровое развитие, налоговая система, налоговая служба, электронный документооборот.

This article explores the importance of legal regulation and trends in digital development of the tax system in foreign countries, using methods of comparative analysis, synthesis and comparison.

The results of the study confirm that trends in the digital development of tax systems in foreign countries depend on the practice of using electronic document management and the level of technology development in foreign countries. The article also discusses further prospects for this problem.

Keywords :digital development, tax system, tax service, electronic document management.

Ни о каком цифровом развитии налоговой системы не может идти речь, если в конкретной стране, либо в экономическом сообществе или экономической организации не урегулирован процесс электронного документооборота между государственными органами, а также между государственными органами, населением и бизнесом, либо странами.

В Соединенных Штатах Америки основным нормативным актом, регламентирующий деятельность документооборота, является Закон США «О федеральных документах» от 1950 года, в котором предусматривается внедрение в органах власти специальных программ управления документацией.

В США принят нормативно-правовой акт о переходе на электронный документооборот. В документе указано, что государственные органы должны организовать электронный документооборот при взаимодействии друг с другом, а также с населением при оказании государственных услуг. Также регламентируется вопросы, связанные с регистрации, передачей и хранением электронных документ. Отметим, что указанные изменения начинались с 1998 года.

Следующим этапом цифрового развития в США является разработка и внедрение цифровых подписей в международной торговле. Был принят специальный закон в 2000 году. В документе описывается механизм электронной торговли, возможность заключения электронных сделок с помощью электронных подписей, а также использование электронных документов [12]

Исходя из смысла и содержания закона электронный документ приравнивается к бумажному документу. При этом существуют исключения, когда государственные органы могут потребовать предъявления документа в бумажной форме. В качестве примера можно привести органы, которые занимаются безопасностью.

Подчеркнем, что законодательные требования по электронной коммерции могут варьироваться в зависимости от штата.

Законодательство США предоставляет возможность штата самостоятельно регламентировать электронную торговлю. В частности, в законодательстве штата могут предусмотреть: использовать или не использовать электронную цифровую подпись [12].

В ФРГ электронный документооборот регулируется законом «О подписях» от 2001 года, частично в Германском гражданском уложении.

В законодательстве ФРГ прямо признается, что электронная цифровая подпись может быть использована в суде и имеет аналогичную юридическую силу, что и собственноручная подпись [12]

В 1997 году вступил в силу Закон «О цифровой подписи», в которых определяются виды подписей.

В Италии и Финляндии приняты законы о переходе деятельности государственных органов к электронному документообороту [7]

В Греции предусматривается электронный документооборот между юридическими лицами в сфере публичного права, публичными учреждениями и органами местного самоуправления [7].

Во Франции принят закон № 2000–230 «О придании доказательственной силы информационным технологиям и об электронной подписи» [12].

В Киргизской Республике указано, что электронная цифровая подпись может быть использована при оказании государственных услуг, платежных системах, корпоративных сетях и при подаче налоговой и бухгалтерской отчётности [8].

Регулирование может происходить не только на уровне стран, но и в рамках интеграционных объединений, такие как: Европейский Союз (далее — ЕС) и Евразийский Экономический Союз (далее — ЕАЭС).

На уровне ЕС существуют директивы: Директива об электронной коммерции от 2000 года, которая не распространяется на сферу налогообложения и другие сферы, а также Директива об электронных подписях от 1999 года, постановление № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014 г. «Об электронной идентификации и доверенных услугах для электронных транзакций на внутреннем рынке» [1], которая отменила Директиву 1999/93/ЕС.

В ЕАЭС были приняты и подписаны:

— Договор о Евразийском экономическом союзе в частности «Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках ЕАЭС» (приложение № 3), предусматривает условия придания юридической силы электронным документам, применяемых в рамках договора [5].

— Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. № 73 «О Концепции использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов».

Таким образом, мы можем отметить две тенденции в развитии и регулировании электронного документооборота в зарубежных странах.

С одной стороны, в США отметим свободу выбора при принятии решения об использовании электронной формы документов, в европейских странах процесс обратный. Российская Федерация заимствовала опыт стран Западной Европы.

Исходя из анализа развития электронного документооборота в различных странах опишем тенденции развития цифрового развития налоговых систем в зарубежных странах.

По заявлению главы FTA и налоговой службы Норвегии Ханса Христиана Хольте передовыми странами в процессе цифровизации, а также мировыми лидерами цифровой трансформации налогов являются Сингапур, Финляндия, а также Российская Федерация [11].

В Сингапуре налоговую отчётность можно подавать онлайн на налоговом портале (myTAxPortal) или можно скачать заявление и отправить почтой или факсом.

Норвегия была одна из первых стран, которая ввела онлайн-платформу для учёта налоговых деклараций. Подача налоговой декларации в электронном виде по подоходному налогу с физических лиц наиболее развита в Австралии, Дании, Италии, Аргентине и других странах.

Также между странами ЕАЭС активно развивается взаимодействие в налоговой сфере для развития торгово-экономического сотрудничества государств-членов Союза, обеспечения свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Была разработана нормативно — правовая база по вопросам налогообложения и электронного взаимодействия в этой сфере [4].

Охарактеризуем некоторые страны ЕАЭС в части вопроса цифровизации налоговой системы.

В Республике Беларусь были введены следующие сервисы:

— поиск заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в базе данных Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (ЕАЭС);

— е-НДС (подача декларации, ведение учета, уплата налога);

— сведения о задолженности по налоговым платежам в бюджет;

— сервис электронного обмена документами, электронными накладными, между организациями через EDI-систему TOPBY;

— реестр субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

В Республике Беларусь разработан и введен в действие электронный сервис «Личный кабинет плательщика».

Указанный сервис позволяет налогоплательщикам:

— подавать документы налогового учёта в электронном формате;

— получать актуальную информацию о налоговых платежах;

— получать актуальную информацию о наличии / отсутствии задолженности;

— осуществлять оплату налогов;

— записывать на приём и получать уведомления [9].

В Кыргызской Республике была внедрена электронная система фискализации налоговых процедур. Данный закон направлен на создание правовых основ для введения маркировки товаров, электронного патента и обеспечения условий для прослеживаемости движения товаров государств-членов ЕАЭС и других государств на территории Кыргызстана [9].

С 2019 года в Республике Казахстан вступили в действие новые правила электронных проверок в Республике Казахстан. Основная цель — сокращение сроков налоговых проверок (до 10 календарных дней) и исключение необходимости личного контакта налогоплательщика с налоговыми органами [9].

Также разрабатываются международные информационные системы налогового учета и контроля.

В 2016 году Российская Федерация присоединилась к многостороннему соглашению (Multilateral Competent Authority Agreement — MCAA) об автоматическом обмене сводными отчетами на основе Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене финансовой информацией для налоговых целей (CRS) [3].

С 2018 года Российская Федерация получает от зарубежных стран сведения о счетах и доходах резидентов Российской Федерации от иностранных финансово-кредитных организаций. Разработка данной инициативы требует определенной технологической инфраструктуры, наличия координационного совета, развития доверительных отношений между налоговыми органами стран-участниц.

В рамках международного автоматического обмена финансовой информацией организации финансового рынка направляют в ФНС России информацию о своих клиентах (их выгодоприобретателях и контролирующих их лицах), которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, а также о заключенных с ними договорах.

ФНС России передает полученную информацию в компетентные органы стран — участниц обмена. В свою очередь, ФНС России получает аналогичную информацию о налоговых резидентах Российской Федерации [6].

Участниками международного автоматического обмена являются: ФНС России; компетентные органы иностранных государств (территорий) — участников обмена, а также оператор автоматического обмена информацией — ОЭСР или иная организация, предоставляющая доступ к системе передачи данных для автоматического обмена.

Таким образом, тенденции цифрового развития налоговых систем в зарубежных странах зависит от практики применения электронного документооборота в иностранных государствах.

Существуют зарубежные страны, которые либо не используется электронное взаимодействие, либо это взаимодействие неразвито.

Считаем, что ни о каком цифровом развитии налоговой системы не может идти речь, если в конкретной стране, либо в экономическом сообществе или экономической организации не урегулирован процесс электронного документооборота между государственными органами, а также между государственными органами, населением и бизнесом, либо странами.

По оценкам мирового сообщества наиболее развитыми странам в части внедрения цифровых технологий в налоговых системах являются страны Северной Европы, Юго-Восточной Европы.

При этом отметим, что в рамках интеграционных экономических сообществах (ЕАЭС, ЕС) также налажено взаимодействие в налоговой сфере для развития торгово-экономического сотрудничества государств-членов, обеспечения свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.

Литература:

  1. Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23July2014onElectronicIdentificationandTrustServicesforElectronicTransactionsin the Internal Market and Repealing Directive 1999/93/EC // URL: http://data.europa. eu/eli/ reg/2014/910/oj (дата обращения: 17.10.2023).
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/. (дата обращения: 17.10.2023).
  3. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) // СЗ РФ. 21.03.2016. № 12. Ст. 1586.
  4. Протокол от 11.12.2009 г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» // Финансовая газета. № 30. 22.07.2010.
  5. Федеральный закон от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // СЗ РФ. 2014. № 40 (ч. 1). Ст. 5310.
  6. Постановление Правительства РФ от 09.04.2018 № 428 “О порядке передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации” (вместе с “Правилами передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации”) // СЗ РФ. 16.04.2018. № 16 (Часть II). Ст. 2382.
  7. Законодательное регулирование ЭДО: международная практика. URL: http://lib.itsec.ru/articles2/pravo/zakonodatelnoe-regylirovanie-edo-mejdynarodnaya-praktika (дата обращения: 16.10.2023).
  8. Кукарина Ю. М. Электронный документ и электронная подпись в законодательных актах стран Азии [Текст] / Ю. М. Кукарина // Секретарское дело. — 2004. — № 12. — С.11–20.
  9. Обзор налоговых систем государств — членов Евразийского экономического союза. Под ред. Н. Т. Мамбеталиева, Москва, 2019. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/ %D0 %9E %D0 %B1 %D0 %B7 %D0 %BE %D1 %80 %20 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D1 %85 %20 %D1 %81 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %20 %D0 %98 %D0 %B7 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %95 %D0 %AD %D0 %9A %202019.pdf (дата обращения: 19.10.2023).
  10. Пахомова У. А. Кожушкова Н. В. Некоторые особенности электронного документооборота зарубежных стран // // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010246 (дата обращения: 17.10.2023).
  11. ФНС заразила мир цифрой: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3930370 (дата обращения: 16.10.2023).
  12. Халиков Р. Г. Общая характеристика законодательства об ЭЦП в России и за рубежом. URL: http://www.russianlaw.net/law/doc/a188.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, Российская Федерация, цифровое развитие, налоговая система, автоматический обмен, орган, ФНС России, США, электронная цифровая подпись, юридическая сила.


Похожие статьи

Автоматический обмен налоговой информацией: опыт...

Как отмечает Министерство Финансов РФ, Конвенция является правовой основой для всех видов обмена налоговой информацией между ее участниками — по запросу, инициативного и автоматического [3,4].

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г. и вводил правовые условия для использования ЭЦП в Российской Федерации, определял права и обязанности лиц, оказывающих услуги, связанные с использованием ЭЦП.

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере...

электронный документооборот, документ, электронная подпись, проблема, арбитражный суд, подпись, длительное хранение, внедрение, электронная цифровая подпись, правовое регулирование.

Система электронной подписи в современном документообороте

Но вместе с развитием, возникают и новые проблемы. Основной проблемой в данной сфере является идентификация волеизъявителей, решением которой призвана электронная подпись или как её называли ранее электронно-цифровая подпись.

Цифровизация транспортных документов как инструмент...

Что касается перехода к цифровизации в сфере электронного документооборота, то в России уже запущены пилотные проекты, а обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется ввести с 1 января 2023 года.

Развитие цифровой экономики в России: актуальные вопросы...

Полученную информацию от организаций финансового рынка налоговая служба передает налоговым органам других стран, с которыми осуществляется автоматических обмен финансовой информацией.

Система электронного документооборота в органах...

Для придания документу юридический статус необходима электронная цифровая подпись. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, полученный с помощью криптографического преобразования.

Основные направления развития систем электронного...

Юридически значимый электронный документооборот — это документооборот, имеющий юридические последствия. Документы, имеющие юридическую силу, как правило, заверяются (подписываются) электронной цифровой подписью.

Электронная подпись в России: состояние и перспективы

Согласно этому закону, электронная подпись определяется как информация в электронно-цифровой форме, которая используется для идентификации физического или юридического лица, а также обладает полной юридической силой.

Проблема соотношения бумажного и электронного...

Электронный документооборот получил распространение в банковской, страховой, аудиторской, проектной, консалтинговой, налоговой и других видах деятельности, а главное, в деятельности органов государственной власти.

Похожие статьи

Автоматический обмен налоговой информацией: опыт...

Как отмечает Министерство Финансов РФ, Конвенция является правовой основой для всех видов обмена налоговой информацией между ее участниками — по запросу, инициативного и автоматического [3,4].

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г. и вводил правовые условия для использования ЭЦП в Российской Федерации, определял права и обязанности лиц, оказывающих услуги, связанные с использованием ЭЦП.

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере...

электронный документооборот, документ, электронная подпись, проблема, арбитражный суд, подпись, длительное хранение, внедрение, электронная цифровая подпись, правовое регулирование.

Система электронной подписи в современном документообороте

Но вместе с развитием, возникают и новые проблемы. Основной проблемой в данной сфере является идентификация волеизъявителей, решением которой призвана электронная подпись или как её называли ранее электронно-цифровая подпись.

Цифровизация транспортных документов как инструмент...

Что касается перехода к цифровизации в сфере электронного документооборота, то в России уже запущены пилотные проекты, а обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется ввести с 1 января 2023 года.

Развитие цифровой экономики в России: актуальные вопросы...

Полученную информацию от организаций финансового рынка налоговая служба передает налоговым органам других стран, с которыми осуществляется автоматических обмен финансовой информацией.

Система электронного документооборота в органах...

Для придания документу юридический статус необходима электронная цифровая подпись. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, полученный с помощью криптографического преобразования.

Основные направления развития систем электронного...

Юридически значимый электронный документооборот — это документооборот, имеющий юридические последствия. Документы, имеющие юридическую силу, как правило, заверяются (подписываются) электронной цифровой подписью.

Электронная подпись в России: состояние и перспективы

Согласно этому закону, электронная подпись определяется как информация в электронно-цифровой форме, которая используется для идентификации физического или юридического лица, а также обладает полной юридической силой.

Проблема соотношения бумажного и электронного...

Электронный документооборот получил распространение в банковской, страховой, аудиторской, проектной, консалтинговой, налоговой и других видах деятельности, а главное, в деятельности органов государственной власти.

Задать вопрос