Формы работы с родителями в консультационном центре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дрокина, Е. А. Формы работы с родителями в консультационном центре / Е. А. Дрокина, Е. Н. Кох, О. В. Степунина, О. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106785/ (дата обращения: 02.05.2024).



В последние годы значительно возрос интерес государства и общества к проблеме дошкольного образования. Это обусловлено как его социально-экономическим значением, так и тем, что дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования и направлено на формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Дошкольное детство является самоценным возрастным периодом. В современном мире формируются новые образовательные потребности: родителей в получении педагогической грамотности и поддержке в воспитании детей, а ребенка в образованных родителях.

Учеными доказано решающее влияние семьи на развитие личности ребенка-дошкольника. Важным моментом при этом является существующая в семье система внутрисемейных и детско-родительских отношений. В семье дети приобретают первый опыт взаимодействия с окружающими, усваивают первые свои социальные роли, а также нормы и ценности общества. Именно в семье формируются многие качества личности ребенка, характер которых зависит от образца поведения взрослых, поэтому в педагогической и психологической науке продолжает активно изучать образовательный потенциал семьи, характер детско-родительских отношений.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с реализацией требований ФГОС дошкольного образования к организации психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании детей.

Вопросам взаимодействия детского сада и семьи посвящено множество отечественных исследований. Речь идет как о поиске путей и условий, повышающих успешность родителей в вопросах обучения и воспитания детей (Т. В. Андреева, Т. И. Антонова, Н. Ф. Виноградова, А. Г. Гогоберидзе и др.), так и о реализации родительских возможностей анализа собственного опыта по взаимодействию со специалистами дошкольной образовательной организации (Т. А. Березина, Н. Е. Веракса, Ю. Хямяляйнен и др.). Среди проблем взаимодействия авторы отмечают отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточную педагогическую компетентность родителей. (Т. И. Антонова, Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, И. А. Шаповалова и др.). Родители не всегда откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей, а воспитатели ждут от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели в большей степени соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т. е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носит односторонний характер.

Сегодня большинство родителей испытывают потребность в квалифицированной психолого-педагогической помощи. Как показывает анализ научных работ (С. И. Абрамов, Е. П. Арнаутова, О. И. Давыдова, Е. С. Евдокимова, О. Л. Зверева, А. А. Майер и др.) и передового педагогического опыта (И Т. Е. Иванова, Н. Ф. Лагутина, И. Л. Свиридова), центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад, а именно консультационный центр.

Главная задача педагогов по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности. Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями, отказаться от скучной подачи информации, необходимо создать атмосферу общности, взаимопонимания и участия в жизни каждой семьи. Быть доступным и открытым педагогом, человеком в целом, подарить свое время, иногда даже нерабочее время и это обеспечит благотворную прочную основу для продолжительного плодотворного взаимодействия «педагог-ребенок-родитель»

Работа с семьей должна учитывать инновационные формы к этой проблеме, одной из которой является побуждение родителей к самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения характера взаимодействия в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Как утверждают ученые, перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Открытость дошкольного учреждения включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Наш консультационный центр проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию консультационного центра с семьёй — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, поддержка его индивидуализации и социализации выступающая как необходимый элемент образовательной деятельности, информационно-просветительская поддержка родителей детей дошкольного возраста в вопросах воспитания и развития.

Консультационный центр выполняет определенные функции, которые позволяют родителям (законным представителям) получить своевременную и качественную помощь:

— информационная функция дает возможность совершить сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих ДОО, выявить социальный запрос по местоположению ДОО (район, город) сформировать базу данных;

— диагностическая функция способствует проведению мероприятий по диагностике развития ребёнка, определению перспективных путей развития, диагностике семейных взаимоотношений;

— консультативная функция подразумевает проведение консультаций с родителями по обозначенной проблематике;

— координационно-организационная способствует организации деятельности по оказанию помощи родителям ребёнка, координации действий педагогов консультационного центра;

— аналитическая дает возможность изучать и оценивать особенности социальной среды, анализировать проблемы оказания помощи детям, не посещающим ДОО;

— методическая функция нацелена на разработку методического обеспечения деятельности консультационного центра, оказания методической помощи педагогам консультационного центра по планированию.

Таким образом, встреча родителей с педагогами консультационного центра и включение их в процесс взаимодействия «педагог — ребёнок — родитель» в условиях комфортной ситуации, оказывается наиболее полезной для родителей, так как у родителей появляется возможность поделиться с педагогами своими проблемами, мыслями, но и семейным опытом.

В своей практике мы используем различные формы работы с семьями воспитанников.

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

— Проведение социологических опросов анкеты, индивидуальные беседы (по диагностике развития ребёнка, определению перспективных путей развития, диагностике семейных взаимоотношений)

— «Банк педагогических знаний» — сформированный педагогами консультационного центра дает возможность родителям создать дома развивающую предметно-пространственную среду для полноценного развития ребенка и выбрать самостоятельно подходящий индивидуальный образовательный маршрут.

— Ярмарки педагогических идей

— Переписка по электронной почте, WhatsApp

— создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

— Семинар-практикум

— Игровая гостиная

— Педагогическая мастерская

— Мастер-классы

— Деловая, ролевая игра

Досуговые

Призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей-единомышленников.

Праздники:

— «Встреча Нового года»,

— «Масленица»,

— «Золотая осень»,

— «23 февраля»,

— «Праздник мам»,

— «Весёлые старты».

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

— Буклеты

— Дни открытых дверей

— Выпуск стенгазет

— родительские уголки

— папки-передвижки

— фотовыставки

Литература:

  1. Абрамов С. И. Технологии сотрудничества педагога с родителями [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / С. И. Абрамов; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, Педагогический факультет, Кафедра общей педагогики. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 155 с.
  2. Антонова Т. И., Волкова Е. П., Мишина Н. А. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6, С. 10–12.
  3. Арнаутова Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М.: Школьная Пресса, 2012.-120 с.
  4. Бабунова Е. С. Психология семьи и семейного воспитания [Электронный ресурс] [Текст]: учебно-методическое пособие. — 2-е издание, стереотипное. — Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2015. — 60 с.
  5. Волошина Л. Н. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина, М. В. Садовски, Г. Е. Воробьева. — Белгород: Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. — 133 с.
  6. Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О. И. Давыдова. — СПб.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. — 128 с.
  7. Данилюк О., Дронь А. В. Взаимодействие ДОО с родителями дошкольников.-СПБ:Детство-Пресс, 2011.
  8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.- М., 2002
  9. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с.
  10. Интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников [Текст]: сборник практических материалов / [ред. И. Л. Свиридова]. — Старый Оскол: Ассистент Плюс, 2016. — 44 с.
  11. Коробкова В. В. Развитие воспитательного потенциала семьи: учебное пособие / В. В. Коробкова. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 221 с
  12. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. — М.: Изд. Моск. Психолого-социального ин-та, 2006. — 496 с.
  13. Репринцева Г. И. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье: методическое пособие / Г. И. Репринцева, С. П. Понарина, Т. Т. Рыбакова. — Москва: ИСПС РАО, 2006. — 121 с.
  14. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. О. Смирновой, Е. А. Савиной. — М.: Когито-Центр, 2003.— 230 с.
  15. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка — М.: Педагогика, 1989. — 154 с.
  16. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей.-М.: Издательство: Просвещение, 1993.-112 с.
  17. Шаповалова И. А. Повышение профессиональной родительской компетентности в воспитании детей в возрасте 6–10 лет и гармонизации семейных отношений [Текст]: программа и учебно-методические рекомендации по профессиональной подготовке родителей / И. А. Шаповалова, В. В. Трунаева. — Москва: Современное образование, 2012. — 110 с.
Основные термины (генерируются автоматически): консультационный центр, детский сад, Родитель, воспитание детей, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, педагог, семья, педагогическая грамотность.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов...

Для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в которых можно получить консультацию опытных специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников по различным проблемам воспитания, развития и обучения детей.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной...

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный...

 Сокращение сети дошкольных учреждений и, как следствие, недостаток мест для детей раннего возраста;  Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Организация психолого-педагогической помощи родителям...

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.  Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Консультационный центр как одна из форм работы...

консультативный пункт, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, старший воспитатель, родитель, работа, специалист, программа, семья. Консультативный пункт оказывает помощь родителям детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детский сад, в...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

 Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их комплексное взаимодействие.

Организация и содержание деятельности консультационного...

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Наше исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей детей раннего возраста проводилось на базе ГБОУ детский сад № 430, и имеет следующие этапы: Первый этап.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов...

Для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в которых можно получить консультацию опытных специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников по различным проблемам воспитания, развития и обучения детей.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной...

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный...

 Сокращение сети дошкольных учреждений и, как следствие, недостаток мест для детей раннего возраста;  Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Организация психолого-педагогической помощи родителям...

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.  Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Консультационный центр как одна из форм работы...

консультативный пункт, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, старший воспитатель, родитель, работа, специалист, программа, семья. Консультативный пункт оказывает помощь родителям детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детский сад, в...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

 Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их комплексное взаимодействие.

Организация и содержание деятельности консультационного...

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Наше исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей детей раннего возраста проводилось на базе ГБОУ детский сад № 430, и имеет следующие этапы: Первый этап.

Задать вопрос